Китайский бизнес: ждут ли там россиян?
Ожидания и реальность
Мы быстро привыкли к тому, что Китай – относительно дешевый рынок, где можно приобрести практически всё, что логистика с Китаем достаточно проста, а перечисление денег проходит относительно четко. Однако объем торговли с Россией занимает всего 4% в общем объеме товарооборота Китая, и, если бы Китай сам не получил сполна от санкций, если бы ряд высокотехнологичных компаний, таких как Huawei, ZTE или Lenovo, не были выдавлены с американского рынка, если бы европейцы не начали предпринимать меры, такие как глубокий скрининг китайских компаний, выходящих на европейский рынок с инвестициями, и если бы не кризис в самой Поднебесной, то кто знает, как бы развивалась торговля Китая с Россией сегодня. А сегодня Китай занимает позицию «осторожного пророссийского нейтралитета», балансируя между угрозой вторичных санкций и нежеланием потерять $240 млрд оборота, чем и пользуются российские компании.
Несмотря на кризис, который лучше назвать «некоторым замедлением», рост ВВП Китая в 2023 году неплохой — 5,3%. С другой стороны, рост ВВП провинции Гуандун, в которой производится основная часть электроники, поменьше — 4,5%. Но в деньгах это 1,8 трлн долларов, что равно объему всего номинального ВВП России за 2021 год.
Провинция Гуандун на карте Китая
Китайские инвестиции в Россию
В российский бизнес китайские инвестиции не идут и, скорее всего, не будут. По словам востоковеда Алексея Маслова, практика показывает, что Китай инвестирует в трех случаях. Первый – известность бренда. Примеров, когда Китай инвестировал в известные европейские или американские бренды, множество: концерны Volvo, Hummer и SAAB, компьютерное подразделение IBM. Второй — готовое производство. Трудно заинтересовать китайцев идеей открыть завод в России: сначала надо его построить, а лишь затем приглашать китайских инвесторов. И третий случай — всё, что связано с добычей и транспортировкой нефти и газа. В свое время китайские инвестиции помогли «Новатэку» в реализации проекта «Ямал СПГ». Китайские компании участвуют в разработке проекта «Арктик СПГ 2».
Есть и четвертая причина — рынок сбыта. Тут даже говорить не о чем, у России с этим беда, особенно в области высокотехнологичной продукции. И пятая проблема — платежи. Все крупные банки, через которые Россия работала с Китаем, одновременно обслуживают крупные китайские компании в торговле с США, поэтому риск попасть под вторичные санкции и тем самым поставить под удар устойчивость китайской экономики, практически закрыл перед российскими компаниями возможность с ними сотрудничать. Сейчас российские компании работают с небольшими банками второго эшелона, не слишком это афишируя, и пока это устраивает обе стороны. Пока…
Изображение: Oleg Elkov/Shutterstock.com
Российские инвестиции в Китай
Лишившись возможности инвестировать на Запад, многие компании не вернули свои финансовые потоки в Россию, а перевели их в Китай. Производства, которые развиваются на эти деньги, хотя формально и числятся резидентами Китая, всё же являются плодами российских инвестиций. И таких компаний становится все больше, тем более что в прошлом году Китай снял ограничения с целого ряда направлений, где иностранному бизнесу было запрещено участвовать. В числе прочего из списка запретов изъяты, например, телемедицина, высокотехнологичные производства. Фактически закрытыми остались лишь стратегические области, которые связаны с военной тематикой.
Китай уникален еще и тем, что в его промышленности абсолютная вертикальная интеграция: то есть в Китае вы можете произвести всё — от винтика до машины. Второй аргумент — 1,4 млрд жителей, 900 млн из которых – активные потребители, а также торговые связи Китая со всем миром.
С другой стороны, российским компаниям в Китае предстоит столкнуться с рядом проблем, связанных с сертификацией и поиском надежных партнеров, необходимостью набрать местную команду, решать логистические вопросы. Привыкших к удобным западным бизнес-схемам предпринимателей ожидает множество сюрпризов, связанных с местной спецификой. Те же проблемы стояли и перед американцами в 80-е годы, когда они пришли в Китай, но за 50 лет они уже набили все возможные шишки, наладили нужные связи и завели необходимые знакомства. Российские же неофиты вышли на китайский рынок с запозданием. По словам Алексея Маслова: «Если вы создаете свою компанию на территории Китая, то, скорее всего, она сможет выйти на операционную прибыль лишь через два-три года. Если вообще выйдет».
Стартапы
Допустим, вы – небольшая компания с гениальной, по вашему мнению, идеей, но небольшим стартовым капиталом, планируете завоевать китайский рынок. Неужели невозможно? Короткий ответ — можно!
Китай — страна стартапов. Возьмите любую компанию, которая поражает вас быстрым ростом, и увидите вокруг нее экосистему из стартапов, построенных ею в предыдущие годы. Возьмем Xiaomi – эта задача была заложена в концепцию ее развития еще при создании, с тех пор Xiaomi помогла более чем 300 компаниям-стартапам, год от года увеличивая на 40% затраты на инновации.
Возле каждого крупного китайского города вы найдете свой технопарк. Если ваша идея ему интересна, он выделит вам помещения и даже порядка миллиона юаней начального капитала. Фактически у предпринимателей нет другого варианта — технологическую продукцию на китайский рынок из России продвинуть практически нереально. Но китайский стартап, независимо от того, кто его основал, будет пользоваться поддержкой. Технопарк привлечет помощь в разработке, продвижении и даже в поиске специалистов и инвесторов, как китайских, так и из США, Катара и других стран. Цифры говорят, что из 10 проектов два успешно стартуют. Обязательное условие — вы должны зарегистрировать компанию в Китае и на нее же регистрировать все патенты.
* * *
Подведем итоги. Китайский рынок не сложный и не закрытый, он особый. На нем надо быть достаточно жестким, чтобы настаивать на своем, и достаточно терпеливым, чтобы добиваться своей цели. Российских предпринимателей здесь ждут жесткая конкуренция и мягкое, но постоянное давление со стороны самых, казалось бы, надежных партнеров. Но компании из России, которые сумели выдержать паузу, запаслись деньгами и терпением, сейчас вполне устойчивы на китайском рынке.
И последнее. У нас нет другого столь крупного внешнего экономического партнера, кроме Китая.
Опубликовано 12.04.2024