Россияне закупились в Сети на 7,7 трлн рублей. Аналитика IT News
Рынок в цифрах
В прошедшем году отечественный рынок электронной коммерции вырос на 44% и достиг объема продаж в 7,7 трлн рублей. В сравнении с самым удачным для отечественного сегмента e-com 2020 годом, когда его рост оценивался почти в 80%, темпы прироста снижались год от года плавными темпами. Но показатели по-прежнему весьма динамичны: ожидается, что итоги 2024 года покажут рост рынка на 35-40%, до 10,4 – 10,8 трлн рублей.
Правда, прогнозируют эксперты, в следующем 2025 году показатель этот снизится до 25-26%, а в 2026 году рынок подрастет примерно на 15-20%. Аналитики связывают более плавный рост объемов с тем, что рост числа онлайн-заказов также будет уже не таким динамичным, как ранее.
Для сравнения – в 2016 году объем интернет-продаж в России составлял порядка 550 млрд рублей.
Безусловным лидером, с большим отрывом даже от ближайших конкурентов, является wildberries.ru - объему онлайн-продаж на этой площадке достиг 2,144 трлн рублей.
В тройку лидеров вошли ozon.ru (1, 566 трлн рублей) и market.yandex.ru (0,371 трлн рублей).
Список Топ-10 продолжили такие игроки, как megamarket.ru, dns-shop.ru, samokat.ru, vseinstrumenti.ru, citilink.ru, sbermarket.ru и vkusvill.ru. Примечательно, что два из них - dns-shop.ru и citilink.ru – специализированные интернет-магазины по продаже электроники и техники.
Лидером по посещаемости среди российских интернет-площадок эксперты однозначно называют Ozon.ru. При этом он же занимает 9 место и в списке самых популярных сайтов Рунета в 2023 году.
Как часто ходят за покупками в Интернет
По подсчетам статистиков, в прошедшем году покупки в интернете совершали абсолютное большинство – от 70 до 85% жителей России. При этом примерно 80% из них делают это чуть не еженедельно (чаще 2-3 раз в месяц).
За весь год на маркетплейсах, работающих в России, было сделано 5,1 млрд заказов.
Что покупают на маркетплейсах
Самые востребованные товары, ради которых россияне приходят на маркетплейсы и покупают чаще всего, аналитики однозначно называют одежду и обувь для взрослых.
По подсчетам, на заказы товаров из этой категории на Wildberries приходилось 56%, на ozon – 35%. Хотя бы раз в год их покупали 60-70% аудитории.
При этом больше половины россиян, пользующихся услугами интернет-магазинов - от 50% до 60% - как минимум раз в год покупали на онлайн-площадках мелкую бытовую технику, 35-40% - смартфоны, планшеты и компьютеры, 25-30% - электронику (видео, аудио, фото) и телевизоры, и 15-17% - крупную бытовую технику.
В общем числе продаж Wildberries товары из категории «электроника и техника» составили 13%, у Ozon – 19%.
Как свидетельствуют итоги совместного исследования, проведенного аналитиками одного из лидеров российского рынка e-com - Мегамаркет – и поставщика потребительской электроники Hiper, россияне все охотнее покупают в интернете гаджеты для ведения малого бизнеса, комплектующие для ПК и технику для дома.
По данным исследования, за последний календарный год - с апреля 2023 по апрель 2024 год – спрос на оборудование для кафе и ресторанов - тестораскаточные машины, пейджеры, мармиты, кнопки вызова персонала и т. д. – вырос на Мегамаркете в 2,4 раза. Количество продаж техники для приготовления кофе увеличилось на 163%.
Второй значимый тренд, выявленный исследованием, говорит о том, что россияне повально увлеклись самостоятельной сборкой электроники, в том числе и компьютеров. Только с января по апрель на Мегамаркете было заказано около 1 млн комплектующих для ПК – это на 324% больше, чем в 2023 году, потратив на это 10,2 млрд рублей - почти такую же сумму, как и на покупку новых ноутбуков (10,5 млрд рублей). Собранный вручную компьютер будет стоить столько же, как и готовое решение, а комплектующие для него можно подобрать более мощные, комментируют авторы исследования.
Явные лидирующие позиции по продажам на Мегамаркете заняли смартфоны - за январь-апрель 2024 года их было продано 1,6 млн штук, на 259% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
Следующую ведущую позицию по продажам занимают телевизоры – рост их продаж, в единицах, за первый квартал 2024 года составил 274%, по сравнению с тем же периодом 2023 года. При этом покупатели стали отдавать предпочтение ТВ с более качественными изображением (в тренде - QLED-экраны), звуком и функциональностью.
Главные тренды
Об основных направлениях развития и перспективах роста российского рынка электронной коммерции рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в рамках ПМЭФ-2024.
Серьезными трендами рынка спикер назвал активное внедрение в процесс продаж технологий искусственного интеллекта, в том числе генеративных моделей.
Еще одна заметная тенденция - серьезный рост объемов продаж в регионах. Если раньше почти 90% всех интернет-продаж обеспечивали Москва, Санкт-Петербург и Московская область, то теперь рост покупательной способности сдвинул этот показатель в пользу регионов. Теперь именно продажи в регионах обеспечивают российскому сегменту e-commerce до 70% продаж.
Опубликовано 07.06.2024