Тренды рынка геоинформационных технологий (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News №12/2021)
Важные события
Среди заметных событий на рынке ГИТ генеральный директор компании «Дата Ист» Вячеслав АНАНЬЕВ отмечает приобретение «Сбером» компании 2ГИС, что пока не привело к появлению суперсервисов и суперпродуктов, но несомненно повлечет это в ближайшее время. Из технологических новостей на российском рынке трудно отметить что-то действительно выдающееся, сетует он.
Руководитель департамента производства тематических продуктов группы компаний «СКАНЭКС» Нина МОИСЕЕВА отмечает тот факт, что всё большие объемы геообработки совершаются пользователями напрямую, посредством кода, а не через ПО с графическим интерфейсом (GUI/ГИП). Кроме того, нарастает количество используемых открытых данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): в частности, стартовала программа съемки Landsat-9, а отдельные, ранее коммерческие архивы операторов переводят в открытые данные.
Г-жа Моисеева также напоминает, что продолжается реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», в котором ключевое место отводится Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии («Росреестр») и государственной корпорации по космической деятельности («Роскосмос»). Первая успешно внедряет единую цифровую платформу пространственных данных, а также участвует в создании единой электронной картографической основы (ЕЭКО), а «Роскосмос» и его предприятия – АО «Российские космические системы» и АО «Терра Тех» – реализуют проект «Цифровая Земля — Сервисы», в рамках которого с помощью технологий ИИ данные ДЗЗ обрабатываются и преобразуются в аналитические отчеты.
Руководитель группы маркетинга АО «РАКУРС» Андрей ПИРОГОВ считает, что стоит отметить и некоторые законодательные инициативы этого года, в том числе закон о ДЗЗ и обсуждение госпрограммы о национальной системе пространственных данных. Однако главным событием, по его мнению, стало наверстывание возможностей профессионального общения не в режиме онлайн, а очно. В частности, речь идет о таких крупных мероприятиях, как «Аэрофотосъемка» в Москве и «Цифровая реальность» в Иркутске, где «Ракурс» выступил одним из организаторов совместно с «Роскартографией», «Роскосмосом» и «Кадастрсъемкой», а также о «ГИСОГД ‘2021» в Сочи и ряде других. «Именно через такие встречи формируются кооперации, технологические партнерства, рождаются идеи», – убежден г-н Пирогов.
Генеральный директор АО «ТЕРРА ТЕХ» Милана ЭЛЕРДОВА приводит в пример работу стартапов Capella Space и IceEye, реализующих радиолокационные системы на базе малых космических аппаратов (МКА) с отличными характеристиками данных. «В России назову запуск технологий автоматической потоковой обработки информации в контуре госкорпорации «Роскосмос»: это решение позволяет обеспечивать потребителей продуктами высокого качества полностью в автоматическом режиме, что дает кратное сокращение сроков – от съемки до получения типовых ДЗЗ-продуктов», – поясняет она.
Помимо прочего, технический директор компании «Дата+» Геннадий РАДИОНОВ отмечает расширение практики применения нейросетей в ГИС.
Директор по продажам компании Esri CIS Денис САВИЦКИЙ подчеркивает, что наиболее интересные результаты применение ГИС дает в таких ресурсоемких отраслях, как ML/DL, автоматизированная обработка ДЗЗ и машинное зрение, бизнес-планирование на основе GeoBI, автоматическая обработка данных с БПЛА, создание цифровых двойников городов и некоторые другие.
«Рынок ГИС с открытым кодом не умер, и это радует, – говорит генеральный директор компании «ГеоАлерт» Георгий ПОТАПОВ. – С другой стороны, динамика его развития в целом оставляет желать лучшего. Еще одно наблюдение – множество конкурсов, связанных с использованием машинного обучения в ГИС и ДЗЗ, из которых на долю России приходится лишь очень небольшой процент».
Начальник отдела цифровой картографии АО «Кадастрсъемка» Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА к числу важных для своей компании событий относит переговоры с представителями крупных нефтегазодобывающих компаний и горно-обогатительных предприятий, разработку и реализацию портальных решений использования геопространственных данных, а также интерес со стороны органов власти и местного самоуправления, промышленных компаний к сфере создания цифровых двойников городов и предприятий.
Зрелость рынка
В беседе с участниками нашего обзора мы не могли не затронуть вопрос зрелости российского рынка ГИС и ДЗЗ. Можно ли считать его таковым? Какие сегменты более развиты и чего все же не хватает для ускорения развития?
Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС») отмечает, что в контексте использования ГИТ массовым потребителем и общего количества инсталляций пока что в России доминируют иностранные решения. В то же время устоялся и рынок отечественного ПО: это и ГИС «Панорама» для цифровой картографии, и PHOTOMOD для фотограмметрических работ, и ScanEx Image Processor для обработки спутниковой съемки, и многие-многие другие решения. Ассортимент представлен как десктопным ПО, так и облачными сервисами. Более того, этот сегмент пополняется активными молодыми игроками, среди которых, например, «ГеоАлерт». Г-жа Моисеева уверена, что этой сфере есть куда развиваться, ведь до сих пор не существует отечественного решения, сопоставимого, скажем, с американским ArcGIS.
«В отличие от большинства стран, в России имеется собственная группировка данных дистанционного зондирования Земли, в частности «Электро-Л», «Метеор-М», «Ресурс-П», «Канопус-В», а оператором данных выступает «Научный центр оперативного мониторинга Земли». Но, как показывает практика, пока что некоторым пользователям, включая коммерческих, порой проще и быстрее получить доступ к данным спутниковой съемки зарубежных операторов, а большое количество задач пользователей решается на основе открытых данных», – рассказывает г-жа Моисеева. В свою очередь, отечественная спутниковая съемка и геоинформационное ПО нередко применяются, когда это регламентировано в условиях реализации контрактов.
В качестве драйвера развития отрасли, по мнению Нины Моисеевой, могли бы послужить снятие в разумных пределах ограничений при работе с аэрофотосъемкой и материалами ДЗЗ, топографическими данными, упрощение доступа к фондовым материалам и данным, а также упрощение лицензионных требований для ведения деятельности.
Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист») выделяет три причины, способствующие деградации рынка. Во-первых, отсутствие достаточного количества высококвалифицированных пользователей, способных применить сложные геоинформационные продукты для решения производственных и аналитических задач непосредственно в своей работе. «Общий уровень потребления ГИС и услуг крайне низок», – убежден г-н Ананьев. Вторая причина – дефицит актуальных качественных и доступных геоданных, а также отсутствие даже зародыша конкурентного рынка пространственных данных и их доступной инфраструктуры. И наконец, третья – разворот к огосударствлению отрасли ГИТ и ДЗЗ, создание искусственных барьеров для развития предпринимательской инициативы в области геодезии, картографии и ДЗЗ при сохраняющейся фактической пробуксовке госпрограмм из-за недостаточного финансирования и контроля.
Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС») напоминает, что основу работы с геоданными определяли, определяют и будут определять законы, нормы и инструкции. Неважно, насколько продвинуто ваше решение в технологическом или программном плане, в России с этим нет проблем, но его имплементация в реальные бизнес-процессы все равно будет ограничена рамками нормативных актов. «Мы прекрасно видим, что Россия не отстает технологически, наоборот, по применению некоторых технологий, по задумкам и их реализации мы в ряде сегментов опережаем другие страны. Например, в тех же БПЛА, ПО, сервисных моделях, а также по качеству подготовки специалистов, – уверен он. – Но надо как можно скорее решать острую проблему отставания регуляторных механизмов от технологических возможностей».
Кроме того, г-н Пирогов отмечает ограниченность ряда российских экономических драйверов, нацеленность на природно-сырьевой и оборонный потенциал. А неоптимальная система госзакупок, малый процент среднего и малого бизнеса тормозят рост геоинформационных стартапов, которые являются важными, а порой основными генераторами бизнес-идей.
Милана ЭЛЕРДОВА (АО «ТЕРРА ТЕХ») утверждает, что основной проблемой остается недостаточность компетенций и (или) средств для качественного скачка в развитии как среди поставщиков, так и потребителей. Заметен некоторый разрыв в возможностях, стоимости технологий и запросах потребителей. Клиенты ожидают получить не только высококачественную аналитику в потоке, но и по привлекательной для них цене: добиться этого пока не удалось, текущие предложения операторов спутников ДЗЗ находятся в диапазоне $1-30 и выше за квадратный километр. «Таким образом, для создания потоковых продуктов остается рассчитывать только на открытые бесплатные данные, которые лишь частично удовлетворяют запросы клиентов. Действительно прорывным будет момент, когда коммерческие данные ДЗЗ станут доступнее для массового потребителя», – сетует г-жа Элердова. Другое важное условие – повсеместное встраивание и более широкое применение технологий ДЗЗ, геосервисных решений в деятельности госорганов и коммерческих предприятий.
Геннадий РАДИОНОВ («Дата+») считает, что на фоне проектов класса «Госуслуги» прогресс ГИС не заметен. Кроме того, недостаточно развит сегмент ГИС, связанный с использованием BIM, хотя условия для этого есть. Ощущается и нехватка профессионального общения.
Директор департамента подготовки продаж компании Esri CIS Наталья ГЛЕБОВА уверена, что российский рынок далек от зрелости. «Бытует мнение, что ГИС – это простая технология и можно купить данные, нанять несколько начинающих специалистов и быстро собрать решение на Open Source. Каждый раз, переделывая подобные проекты на ArcGIS, мы убеждаемся, что всё далеко не так: большие проекты должны выполнять компетентные команды. С моей точки зрения, абсолютно не развит сегмент использования ИИ в ГИС», – резюмирует она.
Денис САВИЦКИЙ (Esri CIS) напоминает, что полноценное внедрение ГИС на предприятии никогда не было дешевым, так как требовало не только приобретения ПО, но и внедрения его в существующие бизнес-процессы, выращивания собственных кадров, сопровождения внедренной технологии. Покупка даже больших наборов высокодетальных данных занимает в бюджете проекта большую долю, нежели остальные статьи расходов. «Руководители российских компаний, представляющие себе стоимость внедрения ГИС, ROI для таких проектов и одновременно обладающие свободными средствами, в настоящий момент могут получить ГИС любого уровня сложности, в том числе превосходящего мировые аналоги», – заключает г-н Савицкий.
Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка») говорит, что конечный потребитель не всегда готов к использованию новых технологий, однако наблюдается движение в сфере ДЗЗ: это и разработка концепции развития отрасли, переход на цифровизацию технологий, финансирование сферы создания картографической основы РФ, интерес со стороны госсектора к таким решениям. «Мы большое внимание уделяем развитию технологий и направляем финансирование на поддержание современной приборной базы. Но особое внимание необходимо уделить созданию единого геопространства, включающего в себя однородно-точную спутниковую геодезическую сеть и единую картографическую основу, построенных в соответствии с требованиями современных технологий, а также единого пространства, позволяющего обеспечить максимально эффективную работу с получаемыми данными», – поясняет г-жа Перфильева.
Опубликовано 10.01.2022