Тренды рынка геоинформационных технологий в России
На этот раз разговор коснется рынка геоинформационных технологий (ГИТ): роли государства в его развитии, видах конкуренции, трендах поиска упрощенных схем взаимодействия пользователей с новыми решениями, универсализации геоинформационных систем (ГИС) и пр.
Предварительные итоги
Начать мы решили с традиционного обращения к нашим собеседникам с просьбой поделиться мнением относительно устойчивости отдельных сегментов рынка ГИТ к нынешнему кризису.
Руководитель группы маркетинга АО «РАКУРС» Андрей ПИРОГОВ отмечает, что анализ выручки ГИС- и ДЗЗ-компаний России с 2015 по 2020 годы, проведенный недавно проектом GISGeo, хоть и показывает общий рост этого рынка, но, всматриваясь в детали, видно, что этот процесс нестабилен и зачастую обеспечен только крупными игроками. Очевидно, что многие участники рынка достаточно сложно перестраиваются под текущие реалии, но отрадно то, что молодые компании весьма активно развиваются, констатирует г-н Пирогов.
Генеральный директор компании «Дата Ист» Вячеслав АНАНЬЕВ добавляет, что пандемия в равной мере отрицательно повлияла на отрасли, выступающие основными потребителями ГИТ: им пришлось столкнуться с бесконечными бюджетными корректировками, отсрочками стартов крупных проектов, сокращением объемов контрактов по сбору и обработке пространственных данных. При общем тренде на цифровую трансформацию экономики локальные успехи ГИС и ДЗЗ были малозаметны в уходящем году, резюмирует он.
Руководитель департамента производства тематических продуктов группы компаний «СКАНЭКС» Нина МОИСЕЕВА отмечает, что в России нарастающими темпами происходит цифровизация большинства отраслей экономики, а деятельность в рамках практически любой из них предполагает взаимодействие с пространственными данными. Переход к цифровой экономике благотворно влияет на развитие рынка ГИТ, особенно возрастает спрос на геопортальные технологии и интеграционные решения, и можно говорить о некоторой институциональной поддержке отрасли.
Анализ динамики рынка ГИС и ДЗЗ за последние годы демонстрирует, что объем общей выручки коммерческих компаний растет. Примечательно также, что заказчики все более уходят от практики приобретения у компаний-поставщиков просто исходных спутниковых данных или ПО для обработки данных, отдавая предпочтение геоинформационным решениям и аналитическим продуктам. Как поясняет г-жа Моисеева, объемы данных нарастают экспоненциально и, как итог, мы постепенно приходим к тому, что нужны не космоснимки сами по себе, а извлекаемая из них информация и знания, которые могут быть использованы для поддержки принятия решений. Эта динамика, считает она, должна сохраняться в ближайшие годы, в том числе с развитием технологий искусственного интеллекта в геоинформатике и обработке спутниковой съемки, таким образом, сегмент первичных данных может оказаться менее устойчивым к кризису.
По мнению г-жи Моисеевой, в текущей конъюнктуре рынка основным потребителем геоинформационных продуктов в России выступает государство. Небольшие компании зачастую имеют меньше возможностей для получения госзаказа, что связано со спецификой закупок. Кроме того, они проигрывают крупным системным интеграторам и известным компаниям, предоставляющим ГИС-продукты для массового потребителя, в которых заложены иные принципы монетизации. Именно небольшие компании будут находиться в особо уязвимой позиции, если они не обладают уникальными технологическими решениями, заключает она.
Генеральный директор АО «ТЕРРА ТЕХ» Милана ЭЛЕРДОВА подчеркивает, что рост рынков ГИС и ДЗЗ во всем мире, обусловленный в том числе глобальными драйверами – Big Data, Machine Learning, ИИ и др., вызывает большой интерес со стороны крупных IT-компаний: частные инвестиции в это направление продолжают расти, как и по всему сегменту космических технологий. В то же время ситуация демонстрирует безусловную роль государства как ключевого потребителя данных и аналитики – это общемировой тренд, характерный и для нашей страны, подчеркивает г-жа Элердова.
Директор департамента подготовки продаж компании Esri CIS Наталья ГЛЕБОВА характеризует рынок в РФ как довольно инертный: используемые в проектах технологии на годы отстают от уровня современных решений, которые позволяют просто решать сложные задачи. Вместе с тем она отмечает повышение интереса к ГИС со стороны добывающих и сельскохозяйственных компаний.
В свою очередь, технический директор компании «Дата+» Геннадий РАДИОНОВ, с одной стороны, отмечает умеренное возвращение интереса к ГИС среди корпоративных пользователей, а с другой – паралич в этом вопросе в госструктурах.
Директор по продажам компании Esri CIS Денис САВИЦКИЙ замечает, что, вопреки ожиданиям многих аналитиков, крупные вендоры, предлагающие максимально проработанные ГИС-решения, не показали падения. В свою очередь мелкий бизнес выбирал путь максимального сокращения или замораживания финансирования новых проектов по таким внедрениям, если они не были для него критически важны, поясняет г-н Савицкий.
Генеральный директор компании «ГеоАлерт» Георгий ПОТАПОВ поясняет, что в сегменте разработки ПО в области ГИТ, в котором работает вендор, сохраняется динамика роста в пределах 7–10%, а, возможно, будет и больше за счет импортозамещения. «Но последнее нас мало касается, поскольку мы разрабатываем продукты, уникальные для российского рынка», – говорит он.
Мы видим увеличение потребления в сторону SaaS-решений (веб-приложения с картами, доступами к базам геоданных), причем, интересно, что даже крупные бизнес-компании готовы брать облачные специализированные решения, а не on-primes.
Генеральный директор Центра пространственных исследований Денис СТРУКОВ заметил и другую сторону рынка ГИТ. Бизнес-сегмент растет. В частности, ретейлеры, девелоперы все больше стремятся анализировать геоданные, использовать геоаналитику, геосервисы, прогнозировать метрики с использованием геоданных.
По словам начальника отдела цифровой картографии АО «Кадастрсъёмка» Екатерины ПЕРФИЛЬЕВОЙ, развитие технологий в основном определяется потребностями крупного бизнеса, нежели госсектора. Обеспечение точными и достоверными геопространственными данными, отражающими текущее состояние местности, в таких отраслях, как нефтегазовая и горно-обогатительная промышленность, энергетика, дорожное хозяйство, всегда было и остается наиболее востребованным на рынке. При этом на государственном уровне пока наблюдается некое отставание в развитии сферы ГИС и ДЗЗ, отмечает г-жа Перфильева.
Усложнение и универсализация
Рынок ИТ в целом и ГИТ в частности продолжает усложняться, а отдельные узкоспециализированные решения все чаще становятся элементом более универсальных систем. На рынке появляются новые игроки, например системные интеграторы, для которых ГИС и ДЗЗ не являются основным видом деятельности. А как выглядит ситуация внутри отрасли?
Милана ЭЛЕРДОВА (АО «ТЕРРА ТЕХ») считает, что ситуация в отрасли осложняется спецификой самих продуктов. Не составляет труда стандартизировать форматы обмена данными или определить правила взаимодействия систем, но сложности возникают при интегрировании разнородных типов данных. «Если речь идет об экосистемах – то, конечно, это самый перспективный путь развития отрасли и любой оператор спутников ДЗЗ или разработчик ГИС может это только приветствовать. Однако до реализации здесь еще далеко», – поясняет г-жа Элердова.
Говоря об этом, Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист») добавляет, что за последнее время количество таких пользователей существенно не выросло, поэтому и спрос на «тяжелые» решения незаметен. Вместе с тем возросла потребность в актуальных пространственных данных для аналитических инструментов в самых разных отраслях, что и привело к росту предложения картографических веб-сервисов. Эта мировая тенденция находит отражение и на российском рынке. ГИТ стали по-настоящему сквозными технологиями, присутствующими во множестве корпоративных ИС, и этим объясняется активность системных интеграторов в отношении ГИС и ДЗЗ. «В таком направлении ситуация будет развиваться и дальше: меньше внимания будет уделяться сложности и уровню геоинформационных решений при большем охвате пользовательской аудитории», – заключает г-н Ананьев.
Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС») полагает, что крупные провайдеры цифровых услуг и разработчики цифровых решений имеют все возможности постепенно вытеснить с рынка конкурентов, которые специализируются только на ГИТ. В качестве примера она приводит разработку облачной геоаналитической платформы «РусГИС» от ПАО «Ростелеком». Понимание важности ГИТ есть у многих компаний: например, в 2020 году «2ГИС» вошла в экосистему Сбербанка.
«Если проект касается именно разработки интеграционного портала пространственных данных, то здесь компании, занятые комплексными IT-решениями, могут обойти своих коллег, которые специализируются только на ГИС, как по квалификации, так и по производственным мощностям, – уточняет г-жа Моисеева. – Иную картину мы наблюдаем, когда реализация проекта требует погружения в тематическую специфику и выполнения отраслевой геопространственной аналитики: такие проекты преимущественно реализуются компаниями, специализирующимися на ГИС. То же касается проектов, имеющих отношение к классической картографии». Если же говорить о ДЗЗ, то здесь все больший спрос наблюдается в области машинной обработки данных спутниковой съемки, нейросетевого анализа и распознавания образов, в связи с чем на рынке также появляются новые игроки.
Кроме того, реализация комплексных проектов в области ГИС и ДЗЗ сегодня требует привлечения специалистов с широким кругом компетенций, а отраслевая специфика определяет направленность тематической проработки. Границы самого понятия ГИС постепенно размываются, а перечень компаний, заинтересованных во вхождении на этот рынок, ширится, заключает Нина Моисеева.
Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС») добавляет: «ГИС и ДЗЗ, становясь частью более сложных систем, здорово помогают расти бизнесу, ведь, как известно, “без географии мы нигде”. С другой стороны, помимо усложнения, параллельно происходит и упрощение технологий. Благодаря автоматизации алгоритмов и процессов, развитию вычислительной техники и повышению скорости сети стало возможным создавать полностью автоматические решения, которые не требуют ручного вмешательства».
Что касается госсектора, по-прежнему будет наблюдаться тенденция импортозамещения зарубежного ПО на отечественное, которое пока уступает. Разработчики, которые сегодня выведут на рынок геоаналитические платформы с геоданными с глубоким функционалом не хуже зарубежных аналогов, будут лидерами завтра. Поэтому системные интеграторы должны учитывать этот момент и вовремя найти подходящего партнера либо развивать эту компетенцию внутри.
Денис САВИЦКИЙ (Esri CIS) убежден, что нет причин ожидать в ближайшее время кардинальных изменений в отрасли: «Системные интеграторы не видят для себя ГИС в качестве основного вида проектной деятельности, для которого целесообразно иметь соответствующих специалистов в своем штате. А на стороне пользователей картина часто противоположная: 2021 год не принес изменений в этом вопросе».
В свою очередь, Геннадий РАДИОНОВ («Дата+») уверен, что рынок ГИТ, наоборот, упрощается. Связано это в том числе с более жестким госрегулированием. С другой стороны, объемы на рынке мизерные, обосновывать проекты перед владельцами бизнесов тяжело, поэтому заказчики стараются работать с конкретными поставщиками, без конкуренции. «Это не рынок, а игра на выживание», – резюмирует он.
Наталья ГЛЕБОВА отмечает, что компаниям вроде Esri CIS (поставщикам ГИС) приходится содержать собственный центр компетенций для поддержки проектов как заказчиков, так и интеграторов. «По сути, все специалисты знают друг друга через одно рукопожатие», – резюмирует она.
Георгий ПОТАПОВ («ГеоАлерт») говорит, что заказчики, с которыми работают эти интеграторы, часто воспринимают всё как систему, которая должна делать всё сразу да еще и передаваться им с исключительными правами. «Это никому невыгодно, кроме юристов», – сетует он.
Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъёмка») отмечает не только усложнение технологий, из-за которого происходит их разделение на более мелкие, частные сегменты, но и обратную сторону развития отраслевых решений. «Например, мы, как поставщики широкого круга геопространственных данных – от аэрофотосъемки и лазерного сканирования до создания геодезических сетей, – наблюдаем запрос на интеграцию разных типов данных, их комплексное использование, более глубокий анализ, иногда даже на иной тип отображения, вплоть до использования VR/AR технологий. Другой вопрос, что остро ощущается разрыв между нашими возможностями и несколько закостеневшей системой работы с геопространственными данными, устаревшими инструкциями, ГОСТами, отсутствием свободы принятия решений на местах», – подчеркивает г-жа Перфильева.
Опубликовано 10.12.2021