Цифровизация в России: тренд или шаг вперед для рынка

Логотип компании
Цифровизация в России: тренд или шаг вперед для рынка

Изображение создано нейросетью shutterstock.com

Что лежит в основе цифровизации — тренды или необходимость? Какие преимущества и вызовы создает цифровизация в России? Как развивается цифровизация в стране? Каким образом цифровые технологии дают возможность бизнесу решить острые вопросы, серьезно влияющие на эффективность и экономику компании?

В сентябре 2021 года субъекты РФ утвердили свои стратегии цифровизации, разработанные по поручению президента. Отрасли и регионы используют единые подходы для достижения национальной цели — цифровой трансформации страны к 2030 году. Технологии внедряются в самые разные сферы: от социальной жизни до промышленности. Что лежит в основе этого цифрового движения — тренды или необходимость и какие преимущества и вызовы создает цифровизация в России, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».

Как развивается цифровизация в России

На глобальном уровне цифровая трансформация в России происходит согласно указу «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и национальному проекту «Цифровая экономика», который ставит своей задачей провести ускоренное внедрение технологий в экономике и социальной сфере.

В рамках проекта предусмотрено формирование кадров для цифровой экономики, расширение информационной инфраструктуры, повышение информбезопасности, развитие цифрового государственного управления, создание гибкой системы правового регулирования новой цифровой экономики.

Все это необходимо для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие России и укрепить ее роль на международной арене, поскольку цифровизация становится стандартом современного глобализированного мира. Кроме того, по оценкам НИУ ВШЭ, цифровизация может дать до 30% прироста ВВП.

Если спуститься на ступень ниже, к отдельным отраслям и процессам внутри страны, то цифровизация может помочь упростить взаимодействие между государственными органами и обществом, сделав его более прозрачным и эффективным, — через развитие электронного правительства и цифровых сервисов для граждан. Может способствовать появлению новых рабочих мест — через развитие стартапов и инновационных компаний. Может повышать качество социальных услуг и улучшать доступ к ним для широкого круга населения — через внедрение цифровых технологий в медицину, образование и социальное обслуживание.

Одно из значимых направлений цифровизации в России сегодня — это использование ИИ, который должен стать драйвером технологической независимости в ближайшей перспективе. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, экономический эффект от внедрения ИИ может превысить 1 трлн рублей. Значимость ИИ для развития страны поддерживает Министр экономического развития РФ Максим Решетников, говоря, что ИИ — ключевая технология с точки зрения производительности труда.

Цифровизация в России: тренд или шаг вперед для рынка. Рис. 1

Для развития ИИ в России предусмотрено дополнительное финансирование исследований и разработок в области генеративного ИИ со стороны государства, упрощение доступа бизнеса к экспериментальным правовым режимам, повышение числа программ подготовки, связанных с ИИ, и бюджетных мест на них для руководителей бизнеса.

К 2030 году ИИ должен применяться при оказании социальных услуг, в здравоохранении и при территориальном планировании. На данный момент подготовлены 13 стратегий цифровой трансформации разных отраслей, в которых предполагается ускоренное внедрение ИИ. 

Цифровизация против висящих вакансий

Для бизнеса цифровые технологии — это возможность решить несколько стоящих остро вопросов, серьезно влияющих и на эффективность компании, и на ее экономику.

Первый такой вопрос — дефицит кадров. Громче всего в медиаполе звучат слова о нехватке ИТ-специалистов, одно в других отраслях тоже далеко не всегда хватает кадров. Согласно опросу ИРПЭ (Института Развития предпринимательства и экономики), о дефиците кадров сообщают больше 90% компаний в России. Тройка лидеров по отраслям — промышленность, сельское хозяйство и строительство. И больше всего не хватает неквалифицированных специалистов.

Для закрытия висящих вакансий компании готовы повышать зарплаты, предлагать целевое обучение, материальную поддержку. Однако даже самый сильный мотивирующий фактор — финансовый, в виде более высокой зарплаты, уже не так эффективен. И что немаловажно: с сегодняшним активным движением в сторону импортозамещения компании во многих отраслях должны наращивать объемы производства. А для этого необходимо расширять штат.

Цифровизация может снизить зависимость бизнеса от ручного труда и сократить количество пустующих вакансий. Об этом говорят и представители государства — в частности, глава Комитета СФ по социальной политике Елена Перминова на круглом столе сказала о том, что применение ИИ и роботизация вместо ручного труда могут помочь в оптимизации рабочих процессов и перераспределении сотрудников на дефицитные позиции.

Особенно актуальны такие технологии для промышленности, где есть большое количество типовых задач, которые можно с относительной простотой передать роботизированным системам. Помимо того, что это освободит время сотрудников предприятий и заводов, это также повысит скорость производства, снизит объем брака, связанного с человеческим фактором. Бизнес согласен с этой идеей: вместо того, чтобы ставить людей на станок в три смены, эффективнее поставить робота на станок с программным управлением.

Как демонстрируют данные Росстата, которые проанализировала ВШЭ, в 2023 году в обрабатывающей промышленности было задействовано 12,8 тыс. роботов. Благодаря использованию роботов московский приборостроительный завод смог загрузить мощности, после расширения завода простаивающие из-за нехватки кадров. За 3 месяца производительность завода увеличилась в 2 раза.

Цифровизация как условие эффективности бизнеса

Второй острый вопрос, который сегодня в условиях всех внешних вызовов и проблем стоит перед компаниями разного размера и разных отраслей — это увеличение эффективности работы. При этом наращивать производительность бизнесу нужно с одновременным снижением расходов на все процессы. И в этом направлении цифровизация также становится важным практическим инструментом.

Читайте также
Основатель и арт-директор дизайн-команды Charger расскажет, почему компания предпочитает работать с Junior-специалистами. Какие методы использует Charger для обучения и развития сотрудников? Как поддерживается корпоративная культура в команде на удалёнке? С какими трудностями сталкивается Charger при подборе новых сотрудников?

Помимо роботизированных систем на производительность бизнеса и на его экономику могут влиять и другие технологии. В первую очередь это ИИ, на который государство делает ставку и который постепенно автоматизирует разные процессы в российских компаниях. Преимущественно ИИ применяют в сочетании с машинным обучением (ML).

Простые кейсы применения ИИ — это боты, снимающие нагрузку с живых сотрудников в рутинных задачах: например, в обработке обращений клиентов. Вариант немного сложнее — автоматизация анализа обращений при помощи нейросетей: благодаря этому в сервисе Mobifitness, работающем с фитнес-клубами, ускорилась обратная связь от фитнес-клубов, но и сам сервис стал более клиентоориентированным.

Большую роль в оптимизации внутренних процессов бизнеса играют «цифровые двойники» — в первую очередь, для промышленных предприятий. Эта технология помогает предприятиям сокращать простой оборудования, прогнозировать работу, экономить ресурсы, выявлять ошибки, тестировать гипотезы.

Глобальный пример — «цифровые двойники» месторождений у компании «Лукойл», которые помогают принимать правильные управленческие решения. Кейс в меньших масштабах: Магнитогорский металлургический комбинат использует «цифрового двойника» гидросистемы в цехе для онлайн-диагностики состояния гидросистемы и снижения риска ее внезапного выхода из строя.

И это только часть направлений и способов, благодаря которым технологии сегодня способны повысить эффективность компаний и снизить их издержки и риски. При помощи автоматизации производства бизнес увеличивает производительность труда в 6-7 раз, а аналитика больших данных повышает эффективность калибровочных запусков на заводе на 30%. По данным «Магистрали», платформы для управления перевозками по разным плечам доставки, экономическая эффективность заводов и предприятий может вырасти от 8 до 16%.

Поскольку большая часть освещаемых в медиаполе примеров эффективной цифровизации касается крупных компаний, холдингов, корпораций, малый и средний бизнес нередко начинает сомневаться в том, что ему необходимы технологии. Описываемые в примерах крупных компаний пути применения ИИ, роботизированных систем и других инструментов не всегда актуальны для малого и среднего бизнеса.

В действительности компаниям всех размеров цифровизация необходима, просто в разном объеме, разными инструментами и на разных уровнях. Кроме того, малому и среднему бизнесу не обязательно закладывать такие же бюджеты на цифровизацию, как крупным компаниям. Во-первых, в этом нет необходимости — там, где корпорации нужно кастомное решение, малый бизнес может обойтись коробочным. Во-вторых, на рынке с каждым годом становится все больше доступных и недорогих инструментов.

Временный тренд или новая норма

При всех своих положительных эффектах цифровизация создает и определенные вызовы и проблемы — как для государства, так и для бизнеса. В первую очередь это обострение вопроса кибербезопасности.

Чем глубже технологии проникают во все отрасли, особенно в системообразующие предприятия, тем выше риски. Число кибератак растет, хакеры тоже активно используют новые технологии — как нейросети. Поэтому одновременно с инвестициями в цифровизацию нужно наращивать инвестиции в информационную безопасность.

Второй вопрос, который требует решения, — это правовое регулирование новой цифровой реальности, цифровых отношений. Обсуждением этой темы регулярно занимаются и представители госсектора, и эксперты в области права. И одна из главных проблем, по мнению экспертов, заключается в том, что сегодня в России есть огромное количество актов, содержащих нормы о цифровых правах. Но базового нормативного акта в сфере цифровых отношений не существует.

На данный момент активно идет разработка Цифрового кодекса, проект которого может быть представлен в 2025 году. А в рамках него — обсуждение правовой регулировки применения ИИ. Вопросов, которые необходимо поднять в рамках этих нормативных актов, множество: создание дипфейков и имитацию голоса для незаконных действий, создание фото поддельных документов, и это лишь малая часть всех проблем, о которых говорят эксперты.

Тем не менее, несмотря на все сложности цифровизация в России продолжится и будет постепенно набирать обороты — не только за счет указов на федеральном уровне, но и благодаря развитию российских технологий, повышению их доступности, а также увеличению числа успешных кейсов внедрения новых инструментов и практик.

Еще 7-10 лет назад цифровизация в разных проявлениях действительно была скорее трендом, новым явлением, которое помогало компаниям на разных уровнях громко заявить о себе и о своей инновационности. Сегодня это необходимость, естественный этап развития бизнеса и государства.

Движение в сторону цифровизации становится условием поддержания эффективности компаний, решения проблем и вызовов, влияющих на производительность, устойчивость, экономику, операционные процессы.

Переход к роботизированным системам, ИИ и нейросетям, IoT и другим технологиям постепенно становится сравнимым с переходом от ручных задач к электронно-вычислительным машинам и компьютерам. Шагом вперед к более комфортному и результативному выполнению задач государства и бизнеса.

Читайте также
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

Опубликовано 27.08.2024

Похожие статьи