25-летний юбилей российского дефолта. Грозит ли России новый крах финансовой системы?
Реальность оказалась намного более суровой, в ближайшие месяцы, уверены аналитики, ожидать кардинального улучшения ситуации не приходится.
Уже с начала июня 2023 года, как свидетельствуют данные Банка России, официально установленный мегарегулятором курс рубля за единицу американской валюты ни разу не превысил 80 рублей, а за единицу европейской – 86 рублей.
Прошедший август ознаменовался превышением психологически значимой отметки курса в 100 рублей за доллар. Согласно данным торгов на Московской бирже от 14 августа, средневзвешенный курс американской валюты составлял в этот день 100,4641 рубля за доллар, а максимальная цена сделки была зафиксирована на уровне 101,75.
На следующий день, 15 августа, мегарегулятор установил и обнародовал официальный курс американской валюты, который также превысил 100-рублевую планку – 101,0399 рубля за доллар США. И в тот же день, ровно на месяц раньше запланированного, было экстренно созвано внеочередное заседание совета директоров Банка России. По его итогам ключевую ставку повысили сразу на 350 б. п., с 8,5 до 12% годовых. Напомним, что последнее повышение проходило на запланированном 21 июля совете директоров и составило 100 б. п. В среднесрочном прогнозе, который мегарегулятор выпустил по итогам июльского заседания, размер ключевой ставки за год прогнозировался его экспертами в размере 7,9–8,3% годовых.
Нельзя сказать, что такого резкого «закручивания гаек» денежно-кредитной политики со стороны ЦБ РФ никто не ожидал. Но мнения экспертов разошлись: если одна часть полагала, что каких-то серьезных мер от Минфина РФ и Банка России не стоит ждать до тех пор, пока курс рубля не опустится ниже 120 рублей за доллар, то вторые склонялись к мнению, что для остановки ослабления рубля базовую ставку достаточно будет повысить до 9,5–10% годовых. Более критично настроенные эксперты считали, что для избежания полного коллапса нацвалюты этот показатель необходимо повысить как минимум до 13–15%.
Очень и очень вероятно, что ключевая ставка будет повышаться и дальше. К такому выводу склоняются и сами чиновники мегарегулятора. К примеру, зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин, беседуя с представителями СМИ в кулуарах форума АКРА, прокомментировал, что, поскольку проинфляционные риски остаются значительными, очередное решение о повышении показателя будет принято на ближайшем плановом заседании 15 сентября. До какого именно уровня, прогнозировать не стал.
И все-таки одного повышения базовой ставки оказалось недостаточно. Заметное укрепление российский рубль продемонстрировал сразу после объявленного мегарегулятором решения резко повысить объем продаваемой на открытом рынке иностранной валюты. В частности, в период с 14 по 22 сентября ЦБ РФ намеревается продать китайских юаней на общую сумму 150 млрд рублей. Ежедневный объем продаж валюты ускорится с запланированных ранее 2,3 млрд до 21,4 млрд рублей.
Минфин РФ, в свою очередь, заявил о повышении в семь раз ежедневных покупок валюты и золота по бюджетному правилу начиная с 7 сентября и до 5 октября. На эти цели предполагается направить свыше 276 млрд рублей.
«Поначалу 12% ставки оказались пугающе недостаточными. Такое ощущение, что рынок проигнорировал точку разворота. Зато слухи о возврате жесткого валютного регулирования – другое дело. Интерес к валюте тут же пошел вниз, рубль начал всплывать», – комментирует в СМИ эксперт в сфере информационных и высоких технологий Станислав Антипов.
Рубль укрепится. Но ненадолго
Российский рубль, с мая 2022 года подешевевший, как подсчитали эксперты, почти в два раза, а с начала текущего года потерявший более 30% стоимости, уже получил очень обидное звание одной из слабейших валют мировой экономики, примостившись где-то между денежными единицами Турции и Аргентины. Способны ли меры, продекларированные финансовыми властями, укрепить курс российской валюты и в какой перспективе?
Новость о грядущем увеличении продаж валюты способна предотвратить ослабление курса рубля, но на краткосрочном горизонте. Такое мнение высказывают аналитики инвестиционного банка «Синара».
Несомненно, информация об увеличении продаж валюты вполне может укрепить курс рубля, но всего лишь на несколько дней, говорят эксперты ФГ «Финам». Но ни эта мера, ни повышение ключевой ставки ЦБ РФ не окажут желаемого эффекта на более длительную перспективу. Вполне вероятно, считает Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам», что после 22 сентября рубль вновь продолжит слабеть.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, полагает, что начало укреплению курса нацвалюты может положить ожидание повышения базовой ставки 15 сентября, а продолжат его сам факт повышения ключевой ставки и продажа экспортерами в конце месяца своей валютной выручки, объем которой, как ожидается, будет увеличен на фоне роста мировых цен на нефть. В итоге, комментирует спикер, к концу сентября курс доллара, как ожидается, вернется в диапазон 90–93,50 рублей.
В свою очередь, руководитель направления «Анализ отраслей и финансовых рынков» «Промсвязьбанка» Евгений Локтюхов полагает, что, несмотря на локальный характер такой меры, как увеличение продаж валюты, ее будет достаточно, чтобы тренд на ослабление рубля прервался, а курс рубля вернулся к 97 рублям за доллар.
Курсы рубля: сценарные варианты
На курсы валют влияет слишком много факторов, внутренних и внешних, уверен Станислав Антипов. Помимо ключевой ставки Банка России, это и законодательные, и рыночные факторы, и словесные интервенции со стороны руководителей Банка России. Но остались ли сегодня у лиц, принимающих решения, и у самого рынка действенные способы воздействовать на ситуацию, размышляет аналитик, и каких вариантов развития событий можно ожидать? В своей публикации эксперт приводит три условных сценария, каждый из которых предполагает разные варианты регулирования ситуации и, соответственно, различные исходы для отечественной экономики и для курса отечественной валюты.
Наихудший расклад – принудительная конвертация валютной выручки, заморозка валютных депозитов и счетов и ограничение, если не полный запрет, вывоза валюты за рубеж. Но при таком раскладе российскую экономику ничего хорошего не ожидает, уверен автор. Как минимум столь масштабные запреты приведут к полной остановке импортных операций, как официальных, так и «серых», а на импортозамещение рассчитывать в полной мере не приходится.
Условно-средний сценарий предполагает, абсолютно эмпирически, равновесие дефицита валюты и внутренних проблем экономики. Поддержать курс рубля в стабильном состоянии позволит экспортная выручка, которой хватит и на импорт.
Самый оптимистичный вариант, по версии спикера, предполагает не только отсутствие обвалов в экономике, но радикальное улучшение ситуации. Обусловленные, в определенной мере, сменой макроэкономических факторов, снижением внешнего давления и перераспределением внутренних ресурсов по конверсионным направлениям. В этом случае реальны и весомое укрепление курса рубля, и снижение реальной инфляции.
К сожалению, считает спикер, в существующей реальности нам приходится исходить из того, что именно наихудший расклад развития событий является самым вероятным.
У. е. или не у. е.?
Что нас ждет дальше? Не готовит ли нас реальность к повторению дефолта рубля, печальный 25-летний юбилей которого мы как раз «отмечали» в августе текущего года, к девальвации, которая вспоминается с содроганием, и к возвращению цен и расчетов в условных единицах (проще говоря, в свободно конвертируемых валютах)?
Ряд экспертов полагает, что по многим признакам ситуация в российской экономике похожа на ту, что нам довелось пережить в 1990-е годы. Помимо слабеющего рубля, об этом говорят и высокие темпы роста инфляции и потребительских цен, и намеки работодателей на возможные сокращения бизнеса и штата.
Правда, успокаивает другое. Эти сходства по большому счету чисто внешние. В 90-х прошлого века привязка цен к свободно конвертируемым валютам (читай – к доллару США, так как европейской валюты тогда еще не существовало) была обусловлена не только почти полным разрушением отечественной экономики, дефолтом рубля и жутчайшими темпами инфляции на российском рынке, но и в определенной мере активизацией импорта, массовым созданием совместных с иностранными фирмами предприятий и освоением российского рынка иностранными компаниями, а также полным отсутствием отечественного валютного законодательства, которое отвечало бы требованиям новых реалий.
К сегодняшнему дню процессы по дедолларизации отечественной экономики и избавления от доллара при расчетах со многими странами сделали привязку расчетов и цен к доллару просто ненужной, а нормы отечественного валютного законодательства запрещают, за редким исключением, проведение операций между резидентами в валюте.
Среди частных лиц спрос на валюту тоже упал. Так, валютные ограничения и невыгодные условия по депозитам сделали хранение валютных сбережений на банковских депозитах непривлекательным. Как следствие, в период с 2018 по 2023 год доля валютных депозитов россиян в отечественных банках снизилась с 53,2 до 17,6%. Многие, на фоне информации о снижении роли доллара США в мировой торговле, просто перестали считать его надежной валютой, комментирует в СМИ профессор РАНХиГС Юрий Юденков. И это правда, говорит эксперт: еще 30 лет назад в долларах проводилось 75% мировой торговли, но сегодня эта доля снизилась примерно до 50%.
Осенний разгон
Конечно, в возможность нового дефолта верится слабо. И предпосылок для него нет. Как прокомментировал в СМИ экономист Николай Кульбака, между дефолтом 1998 года и нынешнем кризисом разница очень большая. Российская экономика сейчас достаточно рыночная и неплохо развивается. Пока у России нет настолько больших долговых обязательств, которые она не смогла бы выполнить. Долги имеются, и они увеличиваются, продолжил эксперт, но не настолько сильно, чтобы стать поводом для паники.
Тем не менее, считают аналитики, наступившей осенью российскую экономику ждут не самые приятные времена. Эксперты сходятся во мнении, что инфляция вряд ли остановится в ближайшие месяцы и укрепление рубля произойдет еще нескоро. Пока мы можем ожидать только постепенного движения курса к 90 рублям за доллар, и к октябрю мы закрепимся на этой цифре, полагает директор Института нового общества Василий Колташов.
До конца этого года рубль останется в диапазоне 90–100 рублей за доллар, говорит Михаил Васильев, главный аналитик Совкомбанка. Дополнительных ужесточений со стороны властей стоит ожидать при ослаблении курса до 100 рублей и более за доллар США. В этом случае экспортеров обяжут продавать валютную выручку, вырастут ограничения на отток капитала, на выплату дивидендов и займов за рубеж, на кредитование зарубежных трейдерских подразделений будут наложены запреты, а ключевая ставка будет увеличиваться и дальше.
Опубликовано 22.09.2023