Онлайн-рынок Литвы

Логотип компании
Онлайн-рынок Литвы
Несмотря на то, что Литва никогда не входила в СНГ, это близкий нам рынок, где в наличии достаточно много связующих с нашей культурой вещей, опираясь на которые можно строить коммуникации с местным рынком.

Макроэкономическая информация

Несмотря на то, что Литва никогда не входила в СНГ, это близкий нам рынок, где в наличии достаточно много связующих с нашей культурой вещей, опираясь на которые можно строить коммуникации с местным рынком.

Еще с советских времен Прибалтика ощутимо тяготела к Европе и многими воспринималась, как «наша заграница». После распада СССР регион дружно устремился на запад и о процессах, происходящих в нем сегодня, мы знаем преимущественно через призму нередко ангажированного российского взгляда.

Это касается и онлайн-рынка.

Учитывая, что Литва, Латвия и Эстония — небольшие государства, с численностью населения, близкой к населению крупнейших городов СНГ, было бы логичнее рассматривать их как единый рынок.

В какой-то степени это верно, экономики стран тесно связаны и взаимодействуют друг с другом ближе, чем с прочими соседями, однако их языковые, культурные, а с недавних пор и экономические различия, все же диктуют необходимость рассматривать каждое государство в отдельности.

С начала 2000-х до кризиса 2008 года Литва была умеренно преуспевающим государством Восточной Европы, и её динамичное развитие вполне согласовывалось с быстрым развитием Интернета.

Темпы его проникновения были высоки, технологии современны и после экономического спада сохранился хороший задел. Кроме того, кризис ударил по Литве менее критично, чем, например, по Греции или соседней Латвии.

Большинство свежих макроэкономических данных о Литве показывают положительную динамику: от роста ВВП (после провала в -14% в 2008 году) до серьезного притока инвестиций (+7%), роста промышленного производства (+3%) и снижения уровня безработицы (с 15,5% до 11,4%).

Интернет-аудитория

На 2014 год, интернет-аудитория Литвы насчитывает 2,3 миллиона человек, что составляет 68,5% от всего населения страны. Показатель уступает соответствующим параметрам соседних Латвии (75%) и тем более, лидера по информатизации общественной жизни в Европе — Эстонии (80%). Однако впечатление «отсталости» обманчиво.

Средняя скорость обмена данными составляет: 45,63 Мбит/с, что можно без сомнений назвать великолепным показателем, даже в сравнении с показателями стран Западной Европы, а уж российский показатель в 21 Мбит/с выглядит анахронизмом.

Объясняется это успешными инвестициями Евросоюза в местную R&D инфраструктуру, что принесло свои плоды.

Сегодня Литва стала одним из мировых лидеров по скорости интернета.

Насыщенность разнообразными видами связи, привела к доступности для 60% домохозяйств современного скоростного интернета, в том числе и WiFi, по скорости которого страна первая в мире.

Кроме того, 92% банковских операций производится онлайн, а страна лидирует на континенте по плотности точек общественного доступа в Интернет.
В стране 3 крупных провайдера: TEO, Telecentras, Cgates.

52% занимает TEO, объективно и уже давно лидируя в этом сегменте, доли остальных указаны здесь.

Внушительную долю столбика «Прочие провайдеры» (Lithuania Other) занимают компании из этого списка.

Национальный домен .lt исторически находится в ведении Каунасского технологического университета, на январь 2015 года в этой зоне зарегистрировано 169 000 доменных имен

Интересный факт, что все тому же университету принадлежит и крупнейшая литовская академическая сеть http://www.litnet.lt/, при том что в Литве несколько высших учебных заведений сопоставимого уровня.

Заметим, что бизнес-сообщество Литвы ориентировано на европейские рынки и часто предпочитает регистрироваться в зонах .com или .eu, размывая статистику по национальному домену.

Мобильные устройства

Страна занимает одно из первых мест в мире по количеству мобильных телефонов на душу населения.

Как и интернет-услугами, мобильным соединением управляет «большая тройка» операторов: Tele2, Omnitel, Bite. Среди них нет явного доминирующего лидера.

Читайте также
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

2 миллиона человек пользуются Tele2, 1,69 миллиона - Omnitel и 1 миллион абонентов у Bite.

142% жителей Литвы пользуются мобильной связью (показатели более 100%, за счет продажи нескольких устройств, характерны для всех развитых стран с высокой долей проникновения мобильных услуг), еще в 2004 году этот показатель сравнялся с населением страны.

57% литовцев пользуются смартфонами и 17% носимыми устройствами.

Общемировая тенденция замещения стационарного подключения на мобильный трафик наблюдается и в Литве, местные игроки рынка онлайн-торговли ожидают роста мобильных покупок, в течение ближайших 3-5 лет. Хотя на данный момент, лишь 16% потребителей заходят через мобильное подключение

По данным оператора MobilityBee 58% литовцев пользуются ОС Android, один из трех предпочитает продукцию Apple.

При этом доля потребления мобильного трафика стремительно растет, превысив показатель 1Гбайт на пользователя в среднем в месяц (+150% к 2013 году).

Реалии стремительного развития мобильного интернета в стране таковы, что местным провайдерам приходится работать в условиях конкуренции с провайдерами традиционного кабельного подключения, которое сдает свои позиции.

В 2015 году местные провайдеры вывели на рынок тарифы с безлимитным мобильным интернетом.

На рынке мобильных приложений работают местные разработчики, достаточно высокого уровня, например: http://www.appcamp.lt/en/

Внимание рынку мобильной разработки уделяется на макроуровне, существует национальная премия разработчикам: http://www.naujasisknygnesys.lt/

Руководство страны определенно делает ставку на ИТ-сектор, как перспективный драйвер роста экономики Литвы, не располагающей широкими альтернативами развития, кроме инвестиций в интеллект.

Литовские учебные заведения создают лаборатории для мобильных разработчиков в партнерстве с крупнейшими производителями телефонов.

Также в Вильнюсе проходил конгресс мобильных разработчиков.

Особенности потребления контента и ресурсы

В этом отношении литовцы близки к западной модели: 96% пользователей использует Google, тотально доминирующей социальной сетью является Facebook, а рынок видеоконтента, ожидаемо, «принадлежит» YouTube.

92% пользователей читают новости в интернете, 70% пользуются социальными сетями.

Соцсеть Facebook, доля проникновения которой в Литве, выше чем в Германии, используется и как поисковая система. В частности,ля местного бизнеса это основной рекламный и коммуникативный канал как на В2С, так и на В2В рынке.

При такой явной популярности творения Цукерберга, удивляет довольно слабая популярность Twitter.

ТОП предпочтений в Литве по данным Alex (http://www.alexa.com/topsites/countries/LT): 74% составляет удельный вес социальных медиа в Литве, из которых 68% рынка принадлежит Facebook, на который 40% пользователей заходит ежедневно, 77% пользуются Youtube, 27% аудитории у Google+, местные социальные сети One.le и Draugas.lt удерживают 21% и 15% соответственно, но лишь 1% пользователей заходит в них ежедневно.

Позиции Twitter кажутся неправдоподобно низкими — 7% пользователей, LinkedIn – 6%, доля остальных сервисов, включая Instagram, занимает от 3 до 6%.

В стране 1,2 миллиона человек зарегистрированы в Facebook, но при этом всего 39% литовцев пользуются социальными сетями.

Российская сеть Vk.com («ВКонтакте»)насчитывает лишь 120 000 литовских пользователей, охватывая исключительно русскоговорящую публику.

Читайте также
Какие существуют типы стабилизаторов для защиты электроники от колебаний напряжения? Каковы критерии выбора стабилизатора? Расскажем о методах правильной установки и подключения стабилизатора для оптимальной защиты.

Женская аудитория превалирует над мужской (55% и 46% соответственно), 60% пользователей входят в возрастную категорию 18-34 года.

Посмотреть наиболее популярные литовские темы на FB можно здесь.

Самые популярные локальные сайты у жителей Литвы: www.delfi.ltwww.15min.ltwww.lrytas.ltwww.balsas.ltwww.plius.ltwww.skeliu.ltwww.alfa.ltwww.supermama.ltwww.vz.ltwww.draugas.lt (по данным Gemius). Кроме того, шагая в ногу со временем (пусть и слегка запаздывая в сравнении с Европой и США), в Литве есть свои популярные скидочные сайты (http://grupinis.lt/), своя социальная сеть (http://www.one.lt/). Однако их посещаемость по российским меркам, невелика, а аудитория уходит во всемирные социальные сети.

Онлайн-коммерция

В Литве действует Ассоциация электронной коммерции.

В европейских отчетах, Литва чаще всего относится к североевропейскому региону, и данные по нему выступают общей строкой, где показатели Литвы «тонут» в данных о рынке из более богатых и густонаселенных Швеции или Норвегии.

Из-за чего исследователи оценивают в общем объеме рынки Литвы, Латвии и Эстонии иногда прибавляя Исландию, приблизительно в размере от 100 до 300 млн. евро в 2013 году.

Соответственно все показатели значительно ниже у гораздо менее обеспеченного населения балтийских стран, хотя и «продвинутого» технологически.

Средний житель Литвы тратит на онлайн-коммерцию менее 900 евро, в то время, как норвежец более 2000 евро!

Параметры ощутимо разнятся, даже при том, что 41% жителей Литвы совершает покупки онлайн!

Потребительские предпочтения литовских онлайн-шопперов таковы:

30% аудитории покупают билеты в театр, кино, на выставки (нужно заметить, что культурная жизнь в Литве весьма богата на события), 26% - обувь, одежда и аксессуары, 20% - авиабилеты, 18% - электронные товары, 16% - духи и косметика, 13% - прочие категории.

Крупнейшие интернет-магазины Литвы: 

http://www.pigu.lt/
http://www.skytech.lt/
http://www.e-senukai.lt/
http://www.ba.lt/
http://aivashop.lt/
http://www.aliba.lt/
http://www.patogupirkti.lt/
http://www.neriba.lt/
http://www.azon.lt/
http://www.avitela.lt/.

Членство в ЕС существенно облегчает, в сравнении с россиянами и покупки на ebay.

Литовские потребители быстро осваивают китайские магазины; 51% посылок почты страны теперь имеет китайского отправителя.

Более того, сотрудничество с крупнейшей курьерской службой Китая SF Express было налажено в Литве не только для упрощения доставки товаров гражданам страны, но и для сотрудничества в логистической деятельности с соседними странами, став, таким образом, воротами в Европу для Китая.

Рынок интернет-рекламы

При всей технологичности Литвы и наличия спектра интернет-услуг в стране, рынок интернет-рекламы довольно узок.

Вся рекламная отрасль в стране стагнирует, чередуя годы спада активности с незначительными ростом, за которым снова следует откат назад.

И пока расклад сил более чем традиционен: телевизионная реклама тотально доминирует, занимая почти 50% (162 млн лит), онлайн каналы потребляют лишь 11% рынка, нарастив объемы за год всего на 1%, что составляет порядка 11,3 млн. евро в объеме рекламного рынка.

И хотя эксперты ждут, что доля традиционных каналов продвижения будет падать, как и во всем мире, конкретно для Литвы точку перелома тенденций ждут не раньше, чем в 2016 году.

Приводятся конкретные цифры прогноза роста расценок на интернет-рекламу и общий рост её показателей, но пока рано говорить о том, что это не останется лишь приблизительными оценками.

Объем рынка традиционных каналов рекламы в Литве значительно больше, чем в Эстонии или Латвии, а вот по интернет-рекламе ситуация прямо противоположная. Что можно связать с относительной неразвитостью местного интернет-рынка.

Реклама в литовском сегменте сети представлена преимущественно банковскими и страховыми услугами, развлекательными предложениями, невелик выбор как предложения, так и мест размещения. Крупнейшие рекламодатели страны в Интернет: Tele2, Henkel, Maxima. 

Основными площадками для размещения служат социальные сети и ТОП местных сайтов, преимущественно новостного характера, что накладывает отпечаток на рекламируемые продукты.

Как следствие, литовский рынок не сформирован, его объем невелик, ажиотаж отсутствует, однако наличие большого количества ИТ-компаний, как привлекаемыхиз-за рубежа (Литва рассматривается как «родственный» рынок соседями по Прибалтике, в Польше и даже в Скандинавии), так и местных, медленно меняет среду.

Сегодня в Литве действуют несколько довольно крупных агентств, предоставляющих онлайн и оффлайн услуги: 

http://www.daniainternational.dk/
http://www.leoburnett.com/
http://www.sorbum.eu/
http://www.publicum.lt/
http://www.froggo.lt/
http://www.addvisors.lt/.

Также существует множество небольших компаний, список здесь.

Существенное влияние на этот небольшой рынок оказывает Литовская Ассоциация Коммуникативных Агентств и несколько десятков PR-агентств предоставляющих услуги в Сети.

Бизнес и возможности стартапам

Отдельной строкой следует заметить, что Литва — давний член ЕС и регулирование рынков страны подчиняется не только местным законодательным актам, но и общеевропейским директивам, которые очень детально регламентируют принципы электронной коммерции, защиту прав потребителя и порядок решения конфликтных ситуаций.

Кроме того, в Литве действует жесткое местное законодательство, которое допускает контроль пользователя, сбор и перехват данных, слежение за посещениями, если тот попадет в поле интересов соответствующей государственной спецслужбы, Центра кибернетической безопасности при Министерстве обороны.

Резюмируя, правила игры в Литве на онлайн-рынке строже, чем на других, не прибалтийских рынках стран бывшего СССР. Для работы на нем следует внимательно относиться к правовым вопросам. Для решившихся выходить на рынок Литвы, нужно обратить внимание на специфику демографии страны. Местная шутка о том, что Лондон - это седьмой город Литвы по численности литовцев, хорошо иллюстрирует положение дел. 

Не имея возможности создавать большое количество рабочих мест, Литва «экспортирует безработных», прежде всего молодых людей, в страны Евросоюза (особенно Великобританию и Скандинавию). Массовый отток населения в 90-е годы стабилизировался и население страны в последние годы стабильно, но наиболее востребованные и активные все также продолжают уезжать, уже не по мотивам выживания, а ради получения новых возможностей.

При этом, 92% жителей Литвы знают по крайней мере один иностранный язык, владение английским языком - на высоком уровне, а число IT-специалистов страны оценивается в 25 тысяч человек. Бизнес-климат в стране очень мягкий, 24-е место в мире по легкости ведения бизнеса (из 189 стран). Литва очень активно привлекает зарубежных инвесторов в экономику, всячески упрощая регистрацию и ведение бизнеса для иностранных компаний. 

Действуют программы поддержки стартапов:


История успехов литовских компаний уже имеет свои яркие моменты и флагманы индустрии:

Также следует упомянуть о том, что Литва активно внедряет концепцию электронного правительства. Это связано как с необходимостью, так и с успешным примером внедрения в соседней Эстонии, которая служит своеобразным технологическим флагманом в регионе, в том числе в реализации стартап-проектов. Вводимые технологии позволяют осуществлять значительную часть управления бизнесом и отчетностью в онлайн-режиме.

Выводы

Литва предлагает самые современные технологии, мягкий налоговый режим и внимание к стартапам, возможность найма квалифицированного англоговорящего персонала. Но местный рынок очень мал: даже если покупательская способность и активность вырастут в разы, только рынок Литвы не сможет дать больших перспектив. 

В стране не так много альтернатив для проектов в ИТ, digital-рынок зажат между несколькими крупными локальными порталами и всемирными гигантами пользовательского внимания, при наличии ограниченного числа собственно литовских заказчиков. Поэтому вариант работы исключительно на литовский рынок кажется очень сомнительным, с коммерческой точки зрения, только если вы не обладаете какой-то уникальной и невероятно востребованной идеей исключительно для литовских пользователей. 

Но с точки зрения площадки для выхода на рынок Европы, Литва - определенно одно из лучших мест локации. К вашим услугам качественная инфраструктура, близкие рынки сбыта, англоговорящий персонал (а часто русскоговорящий в одном лице), положительное внимание местных властей к ИТ-стартапам, при понятной и разумной налоговой политике. Пример Game Insight и Charlie Oscar, переехавших в Литву из России, хорошо иллюстрирует тенденцию.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 03.02.2015

Похожие статьи