Онлайн-рынок Литвы
Макроэкономическая информация
Несмотря на то, что Литва никогда не входила в СНГ, это близкий нам рынок, где в наличии достаточно много связующих с нашей культурой вещей, опираясь на которые можно строить коммуникации с местным рынком.
Еще с советских времен Прибалтика ощутимо тяготела к Европе и многими воспринималась, как «наша заграница». После распада СССР регион дружно устремился на запад и о процессах, происходящих в нем сегодня, мы знаем преимущественно через призму нередко ангажированного российского взгляда.
Это касается и онлайн-рынка.
Учитывая, что Литва, Латвия и Эстония — небольшие государства, с численностью населения, близкой к населению крупнейших городов СНГ, было бы логичнее рассматривать их как единый рынок.
В какой-то степени это верно, экономики стран тесно связаны и взаимодействуют друг с другом ближе, чем с прочими соседями, однако их языковые, культурные, а с недавних пор и экономические различия, все же диктуют необходимость рассматривать каждое государство в отдельности.
С начала 2000-х до кризиса 2008 года Литва была умеренно преуспевающим государством Восточной Европы, и её динамичное развитие вполне согласовывалось с быстрым развитием Интернета.
Темпы его проникновения были высоки, технологии современны и после экономического спада сохранился хороший задел. Кроме того, кризис ударил по Литве менее критично, чем, например, по Греции или соседней Латвии.
Большинство свежих макроэкономических данных о Литве показывают положительную динамику: от роста ВВП (после провала в -14% в 2008 году) до серьезного притока инвестиций (+7%), роста промышленного производства (+3%) и снижения уровня безработицы (с 15,5% до 11,4%).
Интернет-аудитория
На 2014 год, интернет-аудитория Литвы насчитывает 2,3 миллиона человек, что составляет 68,5% от всего населения страны. Показатель уступает соответствующим параметрам соседних Латвии (75%) и тем более, лидера по информатизации общественной жизни в Европе — Эстонии (80%). Однако впечатление «отсталости» обманчиво.
Средняя скорость обмена данными составляет: 45,63 Мбит/с, что можно без сомнений назвать великолепным показателем, даже в сравнении с показателями стран Западной Европы, а уж российский показатель в 21 Мбит/с выглядит анахронизмом.
Объясняется это успешными инвестициями Евросоюза в местную R&D инфраструктуру, что принесло свои плоды.
Сегодня Литва стала одним из мировых лидеров по скорости интернета.
Насыщенность разнообразными видами связи, привела к доступности для 60% домохозяйств современного скоростного интернета, в том числе и WiFi, по скорости которого страна первая в мире.
Кроме того, 92% банковских операций производится онлайн, а страна лидирует на континенте по плотности точек общественного доступа в Интернет.
В стране 3 крупных провайдера: TEO, Telecentras, Cgates.
52% занимает TEO, объективно и уже давно лидируя в этом сегменте, доли остальных указаны здесь.
Внушительную долю столбика «Прочие провайдеры» (Lithuania Other) занимают компании из этого списка.
Национальный домен .lt исторически находится в ведении Каунасского технологического университета, на январь 2015 года в этой зоне зарегистрировано 169 000 доменных имен
Интересный факт, что все тому же университету принадлежит и крупнейшая литовская академическая сеть http://www.litnet.lt/, при том что в Литве несколько высших учебных заведений сопоставимого уровня.
Заметим, что бизнес-сообщество Литвы ориентировано на европейские рынки и часто предпочитает регистрироваться в зонах .com или .eu, размывая статистику по национальному домену.
Мобильные устройства
Страна занимает одно из первых мест в мире по количеству мобильных телефонов на душу населения.
Как и интернет-услугами, мобильным соединением управляет «большая тройка» операторов: Tele2, Omnitel, Bite. Среди них нет явного доминирующего лидера.
2 миллиона человек пользуются Tele2, 1,69 миллиона - Omnitel и 1 миллион абонентов у Bite.
142% жителей Литвы пользуются мобильной связью (показатели более 100%, за счет продажи нескольких устройств, характерны для всех развитых стран с высокой долей проникновения мобильных услуг), еще в 2004 году этот показатель сравнялся с населением страны.
57% литовцев пользуются смартфонами и 17% носимыми устройствами.
Общемировая тенденция замещения стационарного подключения на мобильный трафик наблюдается и в Литве, местные игроки рынка онлайн-торговли ожидают роста мобильных покупок, в течение ближайших 3-5 лет. Хотя на данный момент, лишь 16% потребителей заходят через мобильное подключение
По данным оператора MobilityBee 58% литовцев пользуются ОС Android, один из трех предпочитает продукцию Apple.
При этом доля потребления мобильного трафика стремительно растет, превысив показатель 1Гбайт на пользователя в среднем в месяц (+150% к 2013 году).
Реалии стремительного развития мобильного интернета в стране таковы, что местным провайдерам приходится работать в условиях конкуренции с провайдерами традиционного кабельного подключения, которое сдает свои позиции.
В 2015 году местные провайдеры вывели на рынок тарифы с безлимитным мобильным интернетом.
На рынке мобильных приложений работают местные разработчики, достаточно высокого уровня, например: http://www.appcamp.lt/en/
Внимание рынку мобильной разработки уделяется на макроуровне, существует национальная премия разработчикам: http://www.naujasisknygnesys.lt/
Руководство страны определенно делает ставку на ИТ-сектор, как перспективный драйвер роста экономики Литвы, не располагающей широкими альтернативами развития, кроме инвестиций в интеллект.
Литовские учебные заведения создают лаборатории для мобильных разработчиков в партнерстве с крупнейшими производителями телефонов.
Также в Вильнюсе проходил конгресс мобильных разработчиков.
Особенности потребления контента и ресурсы
В этом отношении литовцы близки к западной модели: 96% пользователей использует Google, тотально доминирующей социальной сетью является Facebook, а рынок видеоконтента, ожидаемо, «принадлежит» YouTube.
92% пользователей читают новости в интернете, 70% пользуются социальными сетями.
Соцсеть Facebook, доля проникновения которой в Литве, выше чем в Германии, используется и как поисковая система. В частности,ля местного бизнеса это основной рекламный и коммуникативный канал как на В2С, так и на В2В рынке.
При такой явной популярности творения Цукерберга, удивляет довольно слабая популярность Twitter.
ТОП предпочтений в Литве по данным Alex (http://www.alexa.com/topsites/countries/LT): 74% составляет удельный вес социальных медиа в Литве, из которых 68% рынка принадлежит Facebook, на который 40% пользователей заходит ежедневно, 77% пользуются Youtube, 27% аудитории у Google+, местные социальные сети One.le и Draugas.lt удерживают 21% и 15% соответственно, но лишь 1% пользователей заходит в них ежедневно.
Позиции Twitter кажутся неправдоподобно низкими — 7% пользователей, LinkedIn – 6%, доля остальных сервисов, включая Instagram, занимает от 3 до 6%.
В стране 1,2 миллиона человек зарегистрированы в Facebook, но при этом всего 39% литовцев пользуются социальными сетями.
Российская сеть Vk.com («ВКонтакте»)насчитывает лишь 120 000 литовских пользователей, охватывая исключительно русскоговорящую публику.
Женская аудитория превалирует над мужской (55% и 46% соответственно), 60% пользователей входят в возрастную категорию 18-34 года.
Посмотреть наиболее популярные литовские темы на FB можно здесь.
Самые популярные локальные сайты у жителей Литвы: www.delfi.lt; www.15min.lt; www.lrytas.lt; www.balsas.lt; www.plius.lt; www.skeliu.lt; www.alfa.lt; www.supermama.lt; www.vz.lt; www.draugas.lt (по данным Gemius). Кроме того, шагая в ногу со временем (пусть и слегка запаздывая в сравнении с Европой и США), в Литве есть свои популярные скидочные сайты (http://grupinis.lt/), своя социальная сеть (http://www.one.lt/). Однако их посещаемость по российским меркам, невелика, а аудитория уходит во всемирные социальные сети.
Онлайн-коммерция
В Литве действует Ассоциация электронной коммерции.
В европейских отчетах, Литва чаще всего относится к североевропейскому региону, и данные по нему выступают общей строкой, где показатели Литвы «тонут» в данных о рынке из более богатых и густонаселенных Швеции или Норвегии.
Из-за чего исследователи оценивают в общем объеме рынки Литвы, Латвии и Эстонии иногда прибавляя Исландию, приблизительно в размере от 100 до 300 млн. евро в 2013 году.
Соответственно все показатели значительно ниже у гораздо менее обеспеченного населения балтийских стран, хотя и «продвинутого» технологически.
Средний житель Литвы тратит на онлайн-коммерцию менее 900 евро, в то время, как норвежец более 2000 евро!
Параметры ощутимо разнятся, даже при том, что 41% жителей Литвы совершает покупки онлайн!
Потребительские предпочтения литовских онлайн-шопперов таковы:
30% аудитории покупают билеты в театр, кино, на выставки (нужно заметить, что культурная жизнь в Литве весьма богата на события), 26% - обувь, одежда и аксессуары, 20% - авиабилеты, 18% - электронные товары, 16% - духи и косметика, 13% - прочие категории.
Крупнейшие интернет-магазины Литвы:
http://www.pigu.lt/;
http://www.skytech.lt/;
http://www.e-senukai.lt/;
http://www.ba.lt/;
http://aivashop.lt/;
http://www.aliba.lt/;
http://www.patogupirkti.lt/;
http://www.neriba.lt/;
http://www.azon.lt/;
http://www.avitela.lt/.
Членство в ЕС существенно облегчает, в сравнении с россиянами и покупки на ebay.
Литовские потребители быстро осваивают китайские магазины; 51% посылок почты страны теперь имеет китайского отправителя.
Более того, сотрудничество с крупнейшей курьерской службой Китая SF Express было налажено в Литве не только для упрощения доставки товаров гражданам страны, но и для сотрудничества в логистической деятельности с соседними странами, став, таким образом, воротами в Европу для Китая.
Приводятся конкретные цифры прогноза роста расценок на интернет-рекламу и общий рост её показателей, но пока рано говорить о том, что это не останется лишь приблизительными оценками.
Объем рынка традиционных каналов рекламы в Литве значительно больше, чем в Эстонии или Латвии, а вот по интернет-рекламе ситуация прямо противоположная. Что можно связать с относительной неразвитостью местного интернет-рынка.
Как следствие, литовский рынок не сформирован, его объем невелик, ажиотаж отсутствует, однако наличие большого количества ИТ-компаний, как привлекаемыхиз-за рубежа (Литва рассматривается как «родственный» рынок соседями по Прибалтике, в Польше и даже в Скандинавии), так и местных, медленно меняет среду.
http://www.daniainternational.dk/;
http://www.leoburnett.com/;
http://www.sorbum.eu/;
http://www.publicum.lt/;
http://www.froggo.lt/;
http://www.addvisors.lt/.
Также существует множество небольших компаний, список здесь.
Существенное влияние на этот небольшой рынок оказывает Литовская Ассоциация Коммуникативных Агентств и несколько десятков PR-агентств предоставляющих услуги в Сети.
История успехов литовских компаний уже имеет свои яркие моменты и флагманы индустрии:
Опубликовано 03.02.2015