Маркетплейсы будут обязаны создать «российскую полку». Участники рынка против
В Госдуме подготовили новую версию законопроекта о «российской полке», его разрабатывают при поддержке Минпромторга, документ направлен на согласование в правительство, пишут «Известия».
С 1 марта 2024 года офлайн-магазины обязаны выделить места для продукции из РФ и Белоруссии. Такую систему предложили распространить и на онлайн-торговлю.
Все товары на рынке разделят на отечественные и иностранные. Отечественные товары должны быть изготовлены на территории РФ, «причем владельцами фабрик должны быть россияне или белорусы, а бренды товаров – принадлежать гражданам РФ».
«Агрегаторы и интернет-магазины должны будут «обеспечить, безусловно, первоочередное размещение предложений» о продаже именно российских товаров. Долю отечественной продукции со временем определит Минпромторг, но она должна быть не более 50% или 50 первых карточек товаров, а исполнение таких правил должен будет контролировать Роспотребнадзор».
По мнению авторов инициативы, этот шаг поможет эффективнее реализовывать отечественную продукцию и развивать производство.
Однако эксперты сочли законопроект сырым.
«В нынешней редакции законопроект не решит поставленных целей, а лишь приведет к миллиардным потерям: верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом, а доступ малого и среднего предпринимательства к продвижению на электронных площадках будет значительно затруднен», – полагает президент Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. К тому же, «дополнительные расходы возникнут и у продавцов: нужно будет доработать рекомендательные алгоритмы, а кроме того, нанять новых сотрудников для проверки большого количества документов о российском происхождении товара».
Также непонятно, почему белорусская продукция получит квоты, а продукция других участников ЕАЭС– нет. И в настоящее время в магазинах большой ассортимент российских товаров, необходимости вводить регулирование нет.