Николай Резун: «Как применить навыки ecom-разработчика в новых реалиях»

Логотип компании
Николай Резун, предприниматель и эксперт в разработке IT-решений в e-commerce, расскажет о текущем состоянии интернет-торговли в России, которая демонстрирует стремительный рост. Почему наблюдается парадоксальная ситуация: число специалистов по ecom-разработкам превышает текущие потребности рынка? Можно ли использовать компетенции профессионалов высокого класса вне привычной им специализации?

Интернет-торговля в России переживает небывалый расцвет. Только в первом квартале 2024 года ее объем показал значительный рост – на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – и достиг 1,9 трлн рублей, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли. Очевидно, что этот сектор вовлекает все больше производителей, селлеров и покупателей. Одновременно отмечается парадокс: сужается рынок ecom-разработчиков, обеспечивающих непосредственно техническую базу интернет-площадок. Профессиональная ниша за последние 15 лет заполнилась и устоялась, и таких специалистов сегодня значительно больше, чем требуется. При этом все они – профессионалы высокого класса, накопившие за годы уникальный опыт, знания и умения. И вопрос, который сейчас остро-актуален, – можно ли использовать эти компетенции вне привычной специализации.

В такой ситуации особенно востребовано мнение не просто признанного профессионала, но и в первую очередь аналитика, делающего прогноз исходя из внутренней логики индустрии. За комментарием мы обратились к специалисту, который нашел несколько вариантов выхода из ситуации для себя и коллег, – предпринимателю и эксперту в разработке IT-решений в e-commerce Николаю Резуну, генеральному директору ООО «КонтролВэб», члену Российской ассоциации электронных коммуникаций в кластере «Электронная коммерция», автору методики, позволившей создавать интернет-магазины как для крупных игроков, так и компаний среднего рынка. Среди его клиентов – сеть аптек «Диалог-Столица», компания «Урсус», которая несколько лет входила в топ-100 крупнейших интернет-магазинов РФ, и «Стокманн», также входящий в топ-100 интернет-магазинов и занявший второе место в конкурсе Рунета в 2023 году в номинации Интернет-магазины. IT-World обсудил с ним причины падения спроса на услуги разработчиков e-commerce и возможность перенастроить их работу, не меняя специализацию радикально.

Николай, вы работаете в области в IT-индустрии с 2000 года, а с 2014-го сосредоточились именно на проектах в секторе электронной коммерции, создавая под ключ различные ecom-системы. Становление этого сегмента рынка проходило на ваших глазах. Когда вы заметили, что спрос на услуги разработчиков стал снижаться?

Последние двадцать лет были временем процветания этого сектора индустрии, рынок ecom-разработчиков представлял собой огромный бурный мир, создавались во множестве платформы, компании, которые делали инструменты для электронной торговли, практически становясь единорогами, строились тысячи интернет-магазинов, многие компании и предприниматели всех уровней откликнулись на тренд, эта сфера торговли формировала огромный спрос на услуги профессионалов, которые действительно научились делать это блестяще и предлагали оригинальные эффективные решения, софта было много, клиентов – очень много, и, например, наша компания в то время представляла собой настоящий полигон для поточной интересной работы. Все изменилось буквально в последние несколько лет: время «старого ecomа» тает на глазах, мелкие и средние селлеры по объективным причинам уже либо не хотят, либо не могут позволить себе дорогостоящие и не всегда необходимые для их локальных целей услуги разработчиков, и у тех, соответственно, стало на порядок меньше клиентов.

Каковы объективные причины этого?

Во-первых, отраслевой ландшафт полностью изменили маркетплейсы, аккумулирующие селлеров, туда перешли уже существующие бренды и туда сразу же приходят новые, интернет-магазины выставляют свои товары именно там, а принцип и механизм действия таких гигантских площадок требует совершенно других, гораздо более простых технических решений. Во-вторых, свою роль играет конкурентность Интернета: сегодня привлечение пользователя стало гораздо дороже. В клиентском поле остались только крупные игроки, безусловно, желанные для разработчиков. Но они уже тоже в большинстве проанализировали тенденцию, осознали роль ИТ в своем бизнесе и стали создавать инхауз-команды и в крайнем случае будут задействовать аутстаф, но не аутсорс. Рынок стремительно сужается, роль разработчиков очевидно меняется, теперь у них в лучшем случае покупают узкую экспертизу, а она рождается сложно, кропотливо и парадоксально требует как раз большого количества клиентов. Если их мало, компания не может взрастить профильную экспертизу – у нее попросту недостаточно материала. Клиентов же для классического ecomа, который мы умеем делать, на глазах становится критически мало.

И что делать?

Для начала – вовремя признать этот объективный факт и не строить иллюзий. ecom-индустрия изменилась, и поменялась навсегда, а вместе с ней поменялись потребности в ИТ и инструментах. Разумнее всего – как сделали многие коллеги – перестать фокусироваться только на екоме и расширить свою ИТ-специализацию на другие отрасли, каковых, к счастью, великое множество. Если же вы предпочитаете оставаться в привычном секторе, то необходимо срочно подстраиваться под текущие задачи нового ecomа.

Вы неоднократно входили в жюри профессиональных конкурсов – Премия Рунета, Workplace Digital Awards – сейчас судите в конкурсе «Золотой сайт» и непосредственно наблюдаете как актуальные тенденции, так и оригинальные решения. С точки зрения именно аналитика актуальных процессов, существует какой-то перспективный путь для ecom-разработчика, не желающего полностью менять специализацию?

Самый правильный выход – создавать собственные продукты. За последние несколько лет мы видели взлет многих инструментов для ecomа, результатом которого стало появление уверенных компаний, например, Flocktory, Mindbox, RetailCRM и других. Есть и новички, которым всего по году-два, но и они себя чувствуют гораздо увереннее ecom-разработчиков. Однако трансформацию из разработки под заказ в свой продукт совершить не так-то просто, поэтому ряд компаний пробует совместить основной бизнес – разработку ecom решений под заказчика – с созданием собственных даже не продуктов, а решений.

Например, известный ecom-разработчик, компания «Гринсайт» создала для крупного ecomа Ensi свою платформу, и уже заняла свою нишу и помогает развиваться, открывать новые перспективы, которые были бы точно не доступны, останься она обычным ecom-разработчиком. Эта хорошая модель – сохранить свою специализацию и при этом расширить долю своего рынка за счет готового программного решения.

Можете ли вы предположить, что сейчас один из возможных вариантов – как раз плотно работать с клиентами по узким экспертизам?

Да, это вполне рабочее направление. Высокая экспертиза в узких сегментах всегда будет востребована у крупных ecom-клиентов. Например, мы видим острую нехватку экспертов по созданию сквозной e-commerce-аналитики, да и вообще в marketing tech как таковом. Тем не менее, строить компанию, полагаясь на узкую экспертизу, не вполне правильно. Как я сказал ранее, рынок серьезно сжимается, и сейчас это рынок клиента – на одну задачу клиента приходится много очень сильных претендентов из компаний разработки. Доказать, что ты сильнее других в экспертизе, на тендере – достаточно нетривиальная задача. Конечно же, экспертизу нужно старательно развивать, удерживать профессиональных людей внутри компании и постоянно демонстрировать ее рынку, но, опять-таки, строить всю стратегию роста на прокачивании узких экспертиз – это скорее путь выживания, но не роста.

И что в таком случае может сделать профессиональный разработчик?

Например, задействовать упрощенный, но не лишенный изящества вариант: не предлагать собственные программные продукты, а собрать комплексное индивидуальное решение из существующих. Причем, не просто взять старую платформу, а предложить решение, которое будет отвечать требованиям современного е-кома. Мне кажется, это вполне достойный путь для молодой, энергичной и настойчивой компании. При этом, конечно, мелкому бизнесу нужно рекомендовать варианты, созданные на конструкторах. Но в таком случае необходимо разобраться в конструкциях максимально тщательно, чтобы осуществлять экспертизу в пользу готовых решений действительно обоснованно и профессионально. Кстати, по моим наблюдениям, практически никто на нашем рынке не делает интернет-магазины на конструкторах: все пытаются использовать «Битрикс», в разработках упираются в стену и увязают на уровне, совершенно не отвечающем актуальным требованиям. Конечно, такое направление в рамках индустрии – шаг назад, но оно может стать очень востребованным. Профессионал с многолетней экспертизой и технологическим преимуществом будет выполнять такую работу блестяще – главное, чтобы он привносил в нее именно современное видение.

Уже несколько лет вы в качестве эксперта и постоянного колумниста публикуетесь в отраслевых медиа, анализируя именно развитие программного обеспечения в ecom и в принципе тенденции в индустрии. В частности, пишете о сложностях ИТ-инфраструктуры – о том, что произойдет, если с ростом интернет-магазина не менять внутренние процессы. В этой части вы видите сферу приложения для ecom-разработчиков?

Совершенно верно. Именно это третий путь - предлагать селлерам автоматизацию внутренних процессов для современного ecomа, в том числе для производственных компаний, – который тоже кажется мне перспективным. Повернуться от витрины к внутренним процессам. Мы все делали в эти годы так называемую «витрину» – цифровой эквивалент физического розничного магазина в онлайн-сфере. Но теперь область приложения изменилась, и имеет смысл обратиться, так сказать, к «зоне под капотом» – это работа с заказами, логистика, устройство склада и необходимые для этого инструменты. Люди с опытом в ecom понимают, что настало время искать точки экспертизы в этой области. Привлекать средний ecom-бизнес непросто, но реально, если предлагать этому сектору В2В некие современные решения, не слишком дорогие, но кастомизируемые. В этой нише уже несколько лет появляются интересные решения, но ни одному из них не удалось пока завоевать популярность, так что есть и возможности для других разработчиков.

На протяжении карьеры вы несколько раз меняли фокус приложения профессиональных усилий, но все же последнее десятилетие полностью посвятили разработке и поддержке ИТ-решений для e-commerce. Сейчас, как и коллеги, вы снова перед выбором. В чем видите для себя опору на этом этапе?

Работая в быстро меняющейся профессии, помимо непосредственно знаний, приобретаешь гибкость, которая позволяет использовать навыки вне зависимости от сферы приложения. В моей собственной карьере радикальные перемены происходили несколько раз. И когда ты видишь, как мир и твоя сфера меняются, ты можешь либо наблюдать за этим и продолжать заниматься привычным делом, глядя, как медленно умирает твой рынок, либо сопротивляться этому и убеждать себя, что все будет хорошо. Однако, гораздо лучше – признать реальность как можно быстрее и начать действовать. Сейчас для ecom-разработчиков непростое время, но оно же и время возможностей. Наша высокая экспертиза никуда не делась, рынок ecomа растет как никогда и ИТ-инструментов требуется не меньше. Именно фокус на рынке помогает двигаться дальше и находить силы на новый виток изменений.

Читайте также
Представьте компьютер, который работает, как ваш мозг — с минимальным энергопотреблением, а данные не приходится гонять между процессором и памятью. А что, если вместо электричества в нем использовать свет? Такие технологии уже разрабатываются: от нейроморфных процессоров до оптических ускорителей. IT-World предлагает разобраться, как свет и биология помогают решить проблемы классических компьютеров, и оценить, какие из этих технологий действительно имеют перспективу в ближайшем будущем.

Опубликовано 15.06.2024

Похожие статьи