Российскому бизнесу полегчало

Логотип компании
04.05.2023Автор
Российскому бизнесу полегчало
В соответствии со статистическими исследованиями, индекс здоровья российского бизнеса почти приблизился к докризисным показателям. Положительную динамику показывает половина из исследуемых отраслей. Быстрее всего удается оправиться малому бизнесу, состояние среднего и микробизнеса ухудшилось.

Наибольший рост показала туристическая отрасль, которая активно развивается за счет внутреннего туризма. На втором месте бизнес в сфере искусства и культуры, а на третьем — машиностроения и промышленного оборудования. Причем промышленный сектор развивается за счет мер государственной поддержки и переориентации на отечественное производство.

Наибольшую положительную динамику показывают отрасли:

  • «Туризм и продажа авиа/жд билетов» – за счет развития внутреннего туризма и увеличения среднего чека на путешествия;

  • «Интернет-магазины» – за счет продолжительного роста числа онлайн-покупок;

  • «Автомобили, автосалоны, запчасти, автосервис и автомойки» – за счет роста цен на автозапчасти.

Падение спроса наблюдается у охранных предприятий, в производстве мебели и у компаний, занимающихся частными и коммерческими перевозками. Мебель просела из-за отрицательной динамики на рынке недвижимости, а грузоперевозки из-за смены логистических цепочек и удорожания запчастей.

Наименее «оборотистым» I квартал 2023 года стал для компаний в сфере медицины, фармацевтики и ветеринарных услуг (+1,6% к обороту), машиностроения и промышленного оборудования (+6,6% к обороту) и продуктового ритейла (+7,9% к обороту). Медленные темпы роста могут быть следствием серьезной перестройки отраслей в 2022 году: ухода зарубежных поставщиков, усложнения логистических цепочек и удлинения производственных процессов.

Маркетинг: отрасль телекоммуникаций и связи лидирует по числу новых клиентских запросов

При сравнении числа обращений потенциальных клиентов в разных отраслях бизнеса, по данным Calltouch, в I квартале 2023 года (относительно I квартала 2022 года) наблюдается нисходящая динамика: большинство направлений бизнеса не восстановили поток обращений потенциальных клиентов.

Быстрее всего восстанавливается малый бизнес, он почти достиг показателей начала 2022 года. Усредненное изменение числа обращений клиентов в годовом выражении (I квартал в 2023 и 2022 гг.) в бизнесах разного масштаба оказалось следующим:

в микробизнесе — падение на 21%;

в малом бизнесе — падение на 5%;

в среднем бизнесе — падение на 18%.

В годовом сравнении отрасль «Телекоммуникации и связь» оказалась единственной, где число обращений клиентов в I квартале 2023 года стало больше, чем за аналогичный период 2022 года — прирост составляет +2%. Приближаются к прежнему количеству входящих заявок и другие бизнесы: например, в beauty-индустрии вернуть клиентский поток удалось на 96%, а в гостиничном и ресторанном бизнесе — на 95%.

При этом самой медленно восстанавливающейся отраслью (по объему клиентского трафика) по итогам I квартала 2023 года по сравнению с I кварталом 2022 года стало «Образование», где количество уникальных заявок на услуги пока восстановился только на 34%. Причинами «просадки» могут быть разные факторы: от снижения общей платежеспособности населения до потери привычных каналов привлечения клиентов и сокращения рекламных бюджетов.

Наём персонала: рост спроса на специалистов в большинстве отраслей и увеличение размера зарплат

По итогам I квартала 2023 года, по данным hh.ru, наблюдается увеличение числа открытых вакансий по стране (при сравнении с I кварталом 2022 года). Наиболее высокие темпы поиска сотрудников показывает микро- и малый бизнес — среднемесячное количество вакансий в I квартале увеличилось на 21% и 26% год к году соответственно. Средний бизнес чуть отстает по динамике, однако также показывает заметный рост (на 15%).

В I квартале 2023 года (по сравнению с аналогичным периодом 2022 года) стали чаще искать специалистов российские компании МСБ в сфере организации культурных и досуговых мероприятий (+51% вакансий г/г), центры развлечений (+46% вакансий г/г) и турагентства (+38% вакансий г/г).

На российском рынке труда по итогам I квартала 2023 года доля вакансий от работодателей МСБ составила 33% (каждая третья вакансия). Рост доли МСБ по сравнению с показателем по итогам 2022 года составил 2 п.п., по сравнению с 2020-2021 — 5 п.п.

При сравнении медианы предлагаемой заработной платы по итогам I квартала 2023 года зафиксирован рост:

в микробизнесе — на 6,9%;

в малом бизнесе — на 7%;

в среднем бизнесе — на 9,9%.

Самыми быстрорастущими по уровню зарплаты в конце I квартала 2023 года в годовой ретроспективе стали вакансии в отраслях «Образовательные учреждения» (рост заработной платы на 80% до 69 500 руб.) и «Телекоммуникации, связь» (рост заработной платы на 35% до 69 700 руб.).

Читайте также
Одна из целей создания технологий искусственного интеллекта (ИИ) — оптимизация бизнес-процессов. Внедрение ИИ в ряде случаев действительно быстро меняет ситуацию на предприятии к лучшему, но так происходит не всегда. Завышенные ожидания компаний можно назвать одним из главных препятствий для активного распространения таких решений. Об условиях эффективного внедрения новых технологий и перспективах использования ИИ на российских предприятиях рассказывает Владимир Ласовский, директор департамента развития инновационных продуктов и технологий билайна.

Источник: hh.ru

Похожие статьи