Как внедрить холакратию в банк и реализовать ее принципы

24.01.2024
Эльвира Фарвазова, лидер команды внутренней среды банка «Точка», об опыте внедрения и основных принципах холакратии, корпоративных ценностях, нематериальной мотивации сотрудников и мероприятиях для большой распределенной команды.

В новом эпизоде подкаста «За компанию» ведущая Екатерина Лисейчева, СЕО event-агентства «Мандариновая лиса», пообщалась с Эльвирой Фарвазовой, лидером команды внутренней среды банка «Точка».

Эльвира Фарвазова стала частью команды банка «Точка» в 2016 г., когда пока еще не крупная организация переживала активный рост и уже разрабатывала собственный продукт. Сейчас «Точка» продолжает развиваться и применять новые подходы, быстро перестраиваться на которые помогает установившаяся в коллективе холакратия – система управления компанией, в которой отсутствует служебная иерархия «начальник-подчиненный» и любой сотрудник может влиять на принятие решений.

Банк «Точка» начал тестировать новую систему управления на отделе, занимающимся общением с клиентами. Успешные результаты эксперимента привели к тому, что в 2017 г. основатели организации утвердили полноценное внедрение холакратии и подписали Конституцию – свод правил, которых придерживаются в работе все сотрудники банка. «Это было осознанное решение, направленное на то, чтобы дать больше свободы и ответственности сотрудникам», – рассказывает Эльвира Фарвазова. 

В ходе беседы Екатерина Лисейчева поинтересовалась, как реализуется система управления в банке «Точка». «У нас нет отделов, нет должностей, есть роли и круги», – объясняет гостья подкаста. Один из десяти больших кругов – внутренняя среда, в зону ответственности которой входят подбор, обучение, развитие сотрудников и техподдержка. Вместе с Эльвирой Фарвазовой, лидером команды,  работает примерно 150 человек, помогающих коллективу во всех вопросах. 

Холакратия в «Точке» позволяет сотрудникам занимать несколько ролей и проявлять себя в разных сферах. В качестве примера Эльвира Фарвазова приводит сотрудников-рекрутеров, которые, помимо основных обязанностей,  могут брать на себя дополнительные – проводить выходные интервью с уходящими из компании коллегами. В некоторых случаях принципы холакратии подстроены под особенности организации: в «Точке» был разработан процесс, получивший название «парковка», который позволяет сотруднику найти себя, когда он отказывается от своих обязанностей или его снимает с роли лидер. «Для меня холакратия – это про осознанность и адекватность. Мне кажется, что это человеческий подход к людям и к работе», – резюмирует Эльвира Фарвазова. 

Кроме того, холакратия способствует развитию культуры обсуждения – в «Точке» существует ряд обязательных встреч и мероприятий. На тактических встречах происходит обмен информацией, на «законодательных» – обсуждаются внутренние организационные изменения.

В ходе беседы Эльвира Фарвазова также рассказала, как принимаются решения. Сотрудники «Точки» опираются на систему постановки целей OKR, отражающую приоритеты организации, а также используют подход «Ship, shipmate, self» («Корабль, команда, я»), в рамках которого комфорт и польза для клиента превалируют над собственной выгодой.

Екатерина Лисейчева и Эльвира Фарвазова также обсудили, каким сотрудникам тяжело работать в холакратии. Гостья выпуска отмечает, что для такой системы управления требуется гибкость, в том числе и в принятии решений, готовность к переменам, самостоятельность, ответственность, умение договариваться и работать вне шаблонов. 

Переходя к корпоративной культуре, Эльвира рассказала, что каждые полгода в организации проводится опрос eNPS, который помогает собирать обратную связь и использовать ее в дальнейшей работе. Банк «Точка» старается культивировать в коллективе чувство ответственности и показывать, что каждый сотрудник может влиять на происходящее. Среди корпоративных ценностей организации – беречь друг друга, не ждать спокойной жизни, относиться к каждому клиенту как к единственному. «У нас сотрудники часто говорят про самого клиента, не про себя и свой комфорт, а про то, как клиент себя чувствует», – комментирует Эльвира Фарвазова. 

Сейчас, по словам гостьи подкаста, банк «Точка» насчитывает 3800 сотрудников, 60% которых работает в Екатеринбурге. Постоянный рост организации и расширение команды привели к появлению системы нематериальной мотивации, чтобы объединить коллектив и уделить каждому сотруднику внимание. «Для нас большой вызов на следующий год – выравнять опыт сотрудников, чтобы люди внутри компании видели абсолютно одинаковое отношение к себе», – делится планами гостья подкаста.

Отвечая на вопрос Екатерины Лисейчевой о том, какие мероприятия проводятся в большом распределенном коллективе «Точки», Эльвира Фарвазова назвала как онлайн, так и офлайн-события. Самым масштабным офлайн-мероприятием организации считается новогодний корпоратив, приуроченный ко дню основания компании, – в этом году «Точка» возрождает традицию впервые после 2020 года. Онлайн-ивенты также остаются актуальными, поскольку позволяют задействовать коллег из разных часовых поясов. Гостья подкаста отмечает, что для каждого направления банка выделяется определенный бюджет, чтобы небольшие штабы, наравне с крупными офисами, смогли провести собственное мероприятие и почувствовать себя полноценной командой «Точки». 

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Похожие статьи