Как составить финмодель для стартапа

Стартап ― рисковое мероприятие. Без детального просчёта возможных рисков и реальной прибыли велика вероятность вложиться в заранее убыточный проект. Расскажем, как избежать подобной ошибки с помощью финансовой модели. Бонус ― шаблон финмодели с формулами в Excel.

Для чего стартапу финансовая модель?
Финансовая модель ― это прогноз финансовой стратегии бизнеса в целом или направления деятельности. Она поможет выявить те показатели, которые в большей степени повлияют на прибыль в будущем. Для стартапа эти расчёты позволят:
Оценить устойчивость стартапа при различных сценариях в экономике:

  • изменились нормы законодательства, например, условия налогообложения или лимиты применения льготных режимов;
  • спрос на данную категорию товара или услуг снизился, появились более дешевые аналоги;
  • резко выросла стоимость кредитов;
  • изменились условия соглашений с поставщиками по авансам и постоплатам;
  • вырос МРОТ и пр.

Предприниматель будет понимать, насколько реален проект, а инвестор оценит риски вложения.
Обычно начинают с анализа и оценки рынка, конкурентов и целевой аудитории. На основе информации по похожим стартапам рассчитывают потенциальную выручку, затраты на продвижение, прочие статьи. Теперь можно понять, устраивает ли предпринимателя уровень потенциальной прибыли и можно ли повлиять на этот показатель.
Привлечь инвестора. Стартап редко обходится без привлечения стороннего капитала. В качестве инвесторов выступают:

  • бизнес-ангелы ― люди или компании, готовые вложиться в новые интересные направления;
  • банки, кредитующие бизнес;
  • сам предприниматель, вкладывающий в развитие собственный капитал.

Финансовая модель наглядно показывает направление использования инвестиций, срок их окупаемости при различных сценариях. Документ оформляется в виде детального отчёта, включающего прогноз по рентабельности и прочим основным значениям. Особое внимание уделяют рискам от привлечения инвестиций.
Из чего состоит финансовая модель
Как правило, финансовая модель состоит из трёх блоков, которые призваны:

  • рассчитать прибыльность самой бизнес-модели;
  • спрогнозировать движение денежных потоков и достаточности денежных средств для покрытия всех предстоящих платежей;
  • предусмотреть изменение имущественного положения компании в связи с реализацией стартапа. Важно понять, как в разных условиях будет меняться стоимость имущества, остатков запасов, дебиторской задолженности, обязательств и других ключевых показателей.

Рассмотрим эти блоки подробнее.

План доходов и расходов выступает аналогом Отчёта о прибылях и убытках (ОПиУ, P&L). Этот отчёт содержит базовые данные по бизнесу: доходы, затраты, финансовый результат. В Плане доходов и расходов будет видна прогнозная прибыль или убыток по стартапу. Финансист ищет точку баланса, чтобы выйти на положительный результат деятельности после вычета налогов.
ОПиУ заполняется по фактическим доходам и понесённым затратам, поэтому и в Плане доходов и расходов не будет авансов, отсрочек платежей, тела кредита и займа, однако сюда вносят проценты по кредиту. Если компания применяет общий налоговый режим, все суммы будут указаны без НДС.

План движения денежных средств по своей логике похож на Отчёт о движении денежных средств (ОДДС, CF). Эта таблица является прогнозом поступлений и списаний денег в наличной и безналичной форме. Он состоит из трёх потоков:

  • операционного, который отражает текущую деятельность компании;
  • инвестиционного, к которому относятся операции с основными средствами, капитальное строительство и ремонт;
  • финансового, который включает в себя инвестиции и дивиденды.

В Плане ДДС видны все деньги, включая получение займов, выплату кредита и процентов. Платежи указывают с НДС, если компания на ОСНО.

Балансовая модель представляет собой финансовое состояние бизнеса в определённый момент времени, его активы и пассивы. В ней собрано всё, чем бизнес владеет, а также его обязательства. Благодаря Балансовой модели собственник и инвесторы смогут оценить финансовое здоровье стартапа и его потенциальную устойчивость в текущих реалиях рынка.
Для пользователей финансовой модели будут полезны данные об оборотном капитале, а именно:

  • запасы;
  • дебиторская задолженность;
  • кредиторская задолженность.

Как составить финмодель: пошаговая инструкция

Опытные финансисты придерживаются стандартной схемы построения финансовой модели, однако любой расчёт следует корректировать под специфику бизнеса или направления деятельности. Вот основные шаги.

Шаг 1. Понять, для чего нужна финансовая модель и кто её будет использовать. От этого зависит её содержание.
Финмодель стартапа может понадобиться:

  • частным инвесторам;
  • государственным органам;
  • собственнику;
  • сотрудникам.

Инвестор получит представление, куда предприниматель направит его средства. Собственник будет иметь программы действий при разных развитиях событий. Проектные команды будут знать, какие результаты необходимо достигнуть.

Шаг 2. Включить в финмодель основные показатели проекта и на их основе рассчитать финансовые результаты. Как правило, в финансовой модели оценивают:

  • планируемую выручку;
  • воронку продаж, которая покажет, какой - инструмент помогает лучше продвигать товар (сайт, маркетплейс, офлайн-торговля);
  • постоянные и переменные статьи затрат;
  • расходы ниже EBITDA: амортизацию, налог на прибыль, проценты по кредитам;
  • ожидаемое движение денежных средств;
  • прогноз по балансовым показателям.

Поскольку при составлении финмодели опираются на бюджет прошлых периодов, для стартапа за основу берут похожую деятельность или просто аналогичный проект компании. Прогноз разбивается помесячно и по годам.
Грамотный финансист составит три сценария развития направления: оптимистический, реалистический, пессимистический. Так у него в руках будет инструмент быстрого реагирования.

Шаг 3. Внести данные для потенциальных инвесторов. Если стоит задача привлечь стороннее финансирование или существует возможность его привлечения, то лучше сразу включить в финмодель:

  • прогнозную прибыльность проекта и сроки окупаемости;
  • KPI стартапа;
  • анализ чувствительности ― оценку потенциального состояния бизнеса при изменении ключевых данных.

Финансовая модель на языке цифр обосновывает, как предприниматель собирается достичь прогнозной прибыли, успешно развить направление. Тут нужно представить несколько вариантов развития стартапа, например, изменяя каналы привлечения трафика, снижая или повышая цены на товар. Тогда в соответствии с развитием событий менеджмент сможет предлагать пути роста прибыли и снижения рисков.

Грамотное управление проектом невозможно без понимания целей и инструментов их достижения. Исходя из позиции на рынке, нужно рассчитать максимальные и минимальные отпускные цены, допустимый объём продаж, оптимальную стоимость привлечения клиента. Ниже этих точек бизнес становится невыгодным предпринимателю, а выше ― отпугнёт клиента.

Читайте также
Основатель и арт-директор дизайн-команды Charger расскажет, почему компания предпочитает работать с Junior-специалистами. Какие методы использует Charger для обучения и развития сотрудников? Как поддерживается корпоративная культура в команде на удалёнке? С какими трудностями сталкивается Charger при подборе новых сотрудников?

Каждый подход сопровождается пояснением, что произойдёт с ключевыми показателями при изменении значений, например, цены. Инвесторы, партнёры и собственник на старте будут понимать границы сделки, ниже или выше которых выходить не стоит.

Шаг 4. Дорабатывать финмодель даже после запуска проекта. Каждые 3―6 месяцев необходимо сверять фактические показатели с плановыми и разбираться, почему процесс запуска отклонился от намеченного курса.

Новые вводные данные влияют на прогноз. Следует корректировать показатели финмодели здесь и сейчас и смотреть, как изменения повлияли на прогнозные результаты.

Например, на старте к расчёту принимался срок поставки товара 7 дней, но по факту оказалось, что срок составляет 12 дней. Финмодель придётся подстроить под сложившийся факт и внести корректировки в текущую деятельность.

Опубликовано 26.06.2024

Похожие статьи