Порт будущего должен быть цифровым!

12.07.2024
Порт будущего должен быть цифровым!

Морской порт (Фото: компания "Динамические Системы"

Сергей Нагибин, д.т.н., профессор, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы», подробно осветил вопросы использования систем искусственного интеллекта для оптимизации логистики Ж/Д – Порт («Умный» порт).

В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге состоялась II Национальная научно-практическая конференция «Системы интеллектуального управления и искусственный интеллект: теория и практика». Сергей Нагибин, д.т.н., профессор, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы», подробно осветил вопросы использования систем искусственного интеллекта для оптимизации логистики Ж/Д – Порт («Умный» порт).

В настоящее время основным трендом в развитии информационных технологий является перенос в цифровую среду функций и бизнес-процессов, ранее выполняемых людьми. Создание такой информационно-технологической структуры цифровой экономики включает в себя системы, которые могут решать различные управленческие, информационные, аналитические и другие задачи. В докладе была представлена концепция создания подобной цифровой среды для «Умного» порта.

В соответствии со «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» прогнозируется сохранение тенденции к повышению объемов перевозок грузов. Таким образом, чтобы не только сохранить, но и повысить конкурентоспособность национальной торговой системы на международном уровне, необходимо уделять особое внимание эффективной работе морских портов.

Особенность работы порта заключается в огромном количестве процессов и портовых операций, которые необходимо учитывать — это и управление морскими перевозками в режиме реального времени, и мониторинг территории, а также контроль допуска в порт и передвижения грузовых судов, сопоставление и планирование маршрутов, исходя из прогноза погоды и загрузки порта, анализ данных о движении судов и т.д. Прогнозирование спроса на обслуживание судов повысит эффективность их перемещения по акватории порта и планирование погрузки-выгрузки.

Более того, для результативной работы порта важны не только морская, но и железнодорожная, и складская составляющие. Управление логистикой железнодорожного узла включает разработку цифрового паспорта, описывающего ж/д составляющую с учетом путей, стрелок, семафоров; разработку оптимального расписания подвижных локомотивов и контроль выполнения составленных планов. И порт, и ж/д узел — это сложные гетерогенные структуры большой размерности. Поэтому и в порту, и в ж/д узле необходим мониторинг и решение задач транспортной логистики для создания объективной картины происходящего в реальном масштабе времени.

Получается, что чем надежнее сбалансированы между собой морские и ж/д мощности, а также скоординирован их ритм работы, тем продуктивнее будет взаимодействие между ними. В противном случае, будут наблюдаться снижение эффективности, простои судов и железнодорожных вагонов, увеличение времени нахождения железнодорожного и морского транспорта в порту под обработкой, и как следствие — задержка доставки грузов до получателей.

Однако, при общей цели — сокращение простоев судов и вагонов, задачи порта и ж/д структур отличаются. Порты более подвержены рискам потери ритмичности работы. Например, погодные условия (сильный ветер, дождь, снег, сбои ритмичности графиков прибытия судов) влияют не только на работу порта, но и сказываются на графиках разгрузки/погрузки ж/д узла.

Чем сложнее система, тем выше должен быть уровень автоматизации системы мониторинга. Для решения этих задач и создания единой цифровой среды «Умного» порта компания «Динамические Системы» предлагает использовать зонтичные системы средств управления, контроля и анализа обобщенного состояния сложных, гетерогенных информационно-технических инфраструктур на базе российской программной платформы PhoenixDS и программного комплекса Нувола.

PhoenixDS и Нувола создают единую цифровую управленческую среду, обеспечивающую широкие возможности для сбора, обработки и анализа больших объемов информации со всего ландшафта предприятия и его сфер деятельности: мониторинг технической структуры, бизнес-процессы, планово-экономическую деятельность, развитую систему аналитики, управление транспортной логистикой, способность к развитию бизнес-процессов. Данные обрабатываются в соответствии с предъявляемыми требованиями и могут затрагивать несколько уровней представления и визуализации — тактический, стратегический и оперативный.

На основании обработки и анализа в реальном времени всей совокупности поступающей в систему информации, система вырабатывает рекомендации по оптимальному ведению технологического процесса с учетом работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также позволяет моделировать различные сценарии реализации тех или иных производственных решений с использованием технологий искусственного интеллекта. Более того, выполняется анализ и управление погрузочным и перевозочным процессами, предупреждается возникновение конфликтов в логистической сети. Как результат, обеспечивается прозрачность управления, руководству предприятия и службам эксплуатации доступна в режиме реального времени объективная информация о ходе производственных процессов, повышаются объемы перевозимых грузов, минимизируется количество незапланированных простоев.

«Использование зонтичной платформы PhoenixDS и ПК Нувола в качестве мониторинга портовой инфраструктуры и логистики железнодорожной составляющей позволит существенно повысить эффективность работы за счет синергетический эффекта, создав единую цифровую управленческую структуру «Умного» порта». Это повысит производительность и безопасность, а также сведет к минимуму ошибки человеческого фактора», — комментирует Сергей Нагибин, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы».

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?