«А что это у вас там тикает»?

Логотип компании
«А что это у вас там тикает»?
Искусственный интеллект сократит время и повысит эффективность досмотра в аэропортах, на вокзалах, в метро...

Мы приезжаем в аэропорт или на вокзал с запасом времени, прекрасно зная, как его проведем — в очереди на досмотр. Вот уже 20 лет, прошедших после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке (США), меры безопасности во всем мире только увеличиваются. Скорее всего события 2022 года приведут к тому, что уровень опасности в Российских аэропортах, ЖД вокзалах и концертных залах будет еще более повышен, а меры безопасности – усилены.

Безопасность, конечно, необходима, но это абсолютно расходная статья: коммерческие зоны ждут, чтобы пассажиры и зрители тратили свои деньги в ожидании рейса или концерта, а не стояли без толку в очередях. Очевидно, что у всех участников процесса накапливается негатив, качество досмотра снижается. Могут ли технологии, в частности ИИ, помочь решить эту проблему?

Мы обсудили этот вопрос с представителями нескольких российских компаний: Quasar Optics (ключевое направление — снижение или полное исключение человеческого фактора из процессов досмотра людей и грузов), 10data (предоставляет услуги машинного обучения и бизнес-аналитики на аутсорсинге), iTERiKA (системный интегратор, предлагающий решения безопасности при досмотре), «Синезис» (резидент фонда «Сколково», занимается видеоаналитикой) и CrossTech Solutions Group (специализируется в области компьютерной безопасности).

Наши собеседники в один голос утверждают: информационные системы, основанные на использовании искусственного интеллекта, вполне способны решить или по крайней мере значительно облегчить решение столь актуальной сегодня задачи. Программное обеспечение подключается к действующим системам досмотра в аэропортах (обычным рентгеновским и компьютерным томографам) и сравнивает то, что видит на экране, с базой данных запрещенных объектов, размещенной в облаке или локально. А некоторые специалисты идут дальше.

«В данном контексте можно выделить три направления обеспечения безопасности, – говорит Сергей Миронов («Синезис»). Это анализ пассажиропотока, контроль периметра — отслеживание проникновения в запретные зоны, включая использование чужих карт доступа, а также обнаружение нештатных ситуаций: очагов возгораний, оружия, запрещенных предметов. Системы с искусственным интеллектом помогут оптимизировать работу служб аэропорта, а значит, снизить вероятность столпотворений и потенциально опасных ситуаций, обнаружить конкретных лиц, например правонарушителей, внесенных в базу аэропорта, ведомственных служб и т. д. Кроме того, добавление искусственного ИИ в работу интроскопа позволит выявить опасные предметы, а использование газоанализатора — взрывчатые и химические вещества. Системы распознавания обнаружат злоумышленника в районе взлетно-посадочной полосы или ангаров, оружие, бесхозные предметы, очаги возгорания. Впрочем, задача искусственного интеллекта – акцентировать внимание человека на потенциально опасном событии, но только сам человек может оценить ситуацию объективно».

ИИ работает параллельно с человеком и предупреждает персонал о каждом подозрительном предмете в ручной клади пассажиров, одновременно обучаясь на своих промахах и неудачах. Сотрудники аэропорта Окленда в США, аэропорта «Бен Гурион» в Тель-Авиве уже применяют ИИ и компьютерное зрение, утверждая, что количество ошибок при этом меньше, чем у сотрудников. Растет доверие к системе, это означает, что меньше сумок и другой клади открываются по наитию или при выборочной проверке, меньше ошибочных идентификаций и, как следствие, меньше случаев остановки и перезапуска конвейерной ленты.

Существуют и другие решения. Так, китайские компании Hikvision, Uniview, Dahua и Tiandy с помощью технологии распознавания эмоций определяют лиц, подозреваемых в преступлениях, включая терроризм и контрабанду. Система сложная, и только компании, которые преуспели в сфере искусственного интеллекта, могут добиться успеха в данной области. Именно поэтому указанные вендоры объединили свои усилия: их решение уже помогает выявлять признаки агрессивности и нервозности, а также уровень стресса у пересекающих границу, отмечают таможенные чиновники.

Дмитрий Краминов, генеральный директор Quasar Optics, считает, что одного ИИ мало: «Мы, как компания, производящая специализированные ИИ-системы для систем досмотра, видим, что наиболее продуктивным показывает себя комплексное внедрение технологий, включая развитие традиционных систем, таких как металлодетекторные рамки, а также создание специальных решений, например системы анализа изображений. Наше решение позволяет оператору интроскопа при досмотре багажа и ручной клади более аккуратно подойти к анализу содержимого, исключить коррупционную составляющую. Однако магического способа быть не может, все решения работают только в комплексе».

А специалист компании iTERiCA Антон Кострюков полагает, что сокращение очередей – уже достойная причина для внедрения ИИ. «Каковы самые большие опасения по поводу Covid-19, связанные с полетами? На самом деле нахождение в самолете не так рискованно, как стояние в очереди на проверку безопасности перед посадкой, поскольку ни о каком соблюдении социальной дистанции в этом случае не может идти и речи, – говорит он. – Поэтому любые средства, сокращающие время ожидания, уменьшают риск распространения эпидемии. В данном контексте вопрос обеспечения безопасности в зоне досмотра можно условно разделить на две подзадачи: ускорение процесса досмотра и недопущение большого скопления людей в одном месте, что особенно актуально в связи с эпидемиологической обстановкой в мире. В каждом из этих направлений повестка диктует необходимость применения современных технологий – ИИ, machine learning, machine vision и т. д».

ИИ сокращает время анализа: люди тратят на изучение рентгеновского снимка в среднем 15-30 секунд, а программа — от 3 до 5 секунд. И это еще не всё — сокращается количество ложных срабатываний. Программ, установленных в аэропортах, пока считаные единицы, однако уже можно предоставить некоторую статистику: в местах, где они работают, длительность процедуры досмотра сократилась на 30%.

Теперь обратим внимание на точность обнаружения. Администрация транспортной безопасности в Соединенных Штатах (TSA) сообщила, что, используя ИИ, агенты выявили в 2020 году в три раза больше фактов наличия оружия у пассажиров по сравнению с 2019-м, хотя воздушное движение значительно сократилось из-за пандемии. В чем причина?

Во-первых, невозможно отработать всю смену с одинаковым уровнем внимания. С ИИ такого, конечно, не происходит. Во-вторых, у сотрудников больше времени, чтобы сконцентрироваться и найти предметы, ведь с ИИ на КПП меньше нагрузки. А в-третьих, ИИ неподкупен, в отличие от людей. Так, в 2018 году в результате спецоперации, проведенной в аэропорту Далласа, 10 сотрудникам службы аэропорта были предъявлены обвинения в контрабанде наркотиков и оружия. У нас в России нет такой статистики, но ни один руководитель аэропорта не поручится, что среди его персонала полностью исключена коррупция.

Однако наши собеседники отмечают целый ряд трудностей во внедрении ИИ в области безопасности. Так, Дмитрий Краминов (Quasar Optics) основным фактором называет отсутствие нормативной базы. «Лица, принимающие решения в данном направлении, руководствуются не результатами работы интеллектуальных систем, а устаревшими протоколами безопасности. Тенденция на упрощение этих протоколов существует, но пока это только тенденция» — сетует он.

Михаил Шахмурадян (10data) отмечает высокие технические и функциональные требования к системе, так как цена ошибки может быть очень высока, что, в свою очередь, увеличивает экономическую нагрузку на вендоров данных решений. Его мысль развивает Никита Андреянов, руководитель отдела внедрения и продвижения решений департамента цифровой трансформации Crosstech Solutions Group: «В рамках каждого аэропорта присутствует своя специфика. ИИ-инструменты должны быть либо уникальными, либо гибкими и настраиваемыми под соответствующего заказчика, поясняет он. – Как правило, основные трудности при внедрении подобных систем возникают на этапе интеграции ИИ-технологий с уже имеющейся инфраструктурой аэропорта. Здесь важен предварительный аудит текущей инфраструктуры, а также детальный анализ существующих бизнес-процессов. Без подобных работ современные технологии могут не только не решить поставленную задачу, но и навредить текущим процессам».

По мнению Антона Кострюкова (iTERiKA), главная трудность заключается в поиске баланса ответственности между интеллектуальными системами и сотрудниками, принимающими решения на местах. «Ведь ИИ не отвечает за свои ошибки. Решения, предлагаемые ИИ, носят в большей степени рекомендательный характер, и только сотрудник службы безопасности, основываясь на своем опыте или регламентах, несет ответственность за ошибочные решения».

Читайте также
Одной из самых критичных инженерных систем центра обработки данных (ЦОД) можно назвать систему электроснабжения. На нее вместе с системой бесперебойного питания может приходиться до 25% от общей стоимости. Поэтому, прежде чем приобрести то или иное решение, бизнес тщательно взвешивает не только его преимущества, но и недостатки, а также связанные с ним риски.

Помимо морального аспекта, следует отметить и сложность обучения нейронных сетей. Так Сергей Миронов («Синезис») поясняет, что для этого используются доступные публичные датасеты – синтетические и реальные данные. «Но, чтобы обучить искусственный интеллект, реальных примеров все еще недостаточно, поэтому применяется генерация наборов данных, в том числе с использованием фото из Интернета и кадров из фильмов. То же оружие может быть видно не целиком или визуально похожим на другие предметы – телефон, зонт-трость, ручку самоката и др.», ­– резюмирует он.

Тем не менее все собеседники сошлись в одном: в настоящее время программные продукты в этой области вышли на уровень зрелости для внедрения сначала в аэропортах, а затем и на входах в театры и торговые центры, на стадионы и в бэк-офисы почты.

Так, Дмитрий Краминов (Quasar Optics) сообщил, что тестовая эксплуатация их системы уже прошла или проходит во всех крупнейших аэропортах России. Он не сомневается, что в течение ближайших трех-четырех лет практически все терминалы во всех аэропортах будут ею оборудованы.

Другие участники беседы более-менее согласны с ним в сроках внедрения ИИ, но считают, что выбор поставщика такого решения еще далеко не ясен.

Антон Кострюков (iTERiKA): «Данный вопрос во многом зависит от санкционной политики по отношению к Российской Федерации. Если доступ к зарубежным технологиям не будет ограничен, то с большой долей вероятности первые внедрения будут реализованы с использованием зарубежного оборудования и опыта».

Михаил Шахмурадян (10data): «В текущих международных реалиях, вероятно, это будет российское решение. В нашей стране довольно сильна математическая подготовка. Ключевой вопрос лишь в организации работы с данными и практической интеграции решения на базе ИИ в работу аэропортов».

Сергей Миронов («Синезис»): «Учитывая, что Российская Федерация входит в топ-3 мировых поставщиков компьютерного зрения, ее продукты ничем не уступают мировым лидерам, а по многим показателям и превосходят. Поэтому использовать зарубежное решение, в частности когда речь идет о вопросах безопасности, вряд ли имеет смысл».

В любом случае, скорее всего, пассажиры лишь по косвенным признакам узнают, использует ли аэропорт специальное программное обеспечение, разве только более короткие очереди улучшат впечатление от путешествия. Но мы вместе с участниками нашего сегодняшнего разговора убеждены, что службам досмотра багажа скоро будет трудно представить, как они могли так долго обходиться без ИИ?

Опубликовано 10.03.2022

Похожие статьи