Сделали перерыв. Мошенники нашли уязвимости в сценарии банковских терминалов

Логотип компании
Сделали перерыв. Мошенники нашли уязвимости в сценарии банковских терминалов
Банковские терминалы настроены таким образом, что на завершение начатой операции дается 90 секунд, в которые как раз и «укладывается» ничего не подозревающая жертва.

В российском сегменте Всемирной паутины стали все чаще появляться сообщения о новом виде мошенничества, связанном с неверной настройкой сценария работы терминалов. Мошенникам, даже без применения специальных знаний или вредоносного ПО, легко удается обманывать банковских клиентов, похищая с их карт деньги. Пока эксперты говорят о необходимости скорректировать сценарии работы устройств банковского самообслуживания, банки призывают держателей карт усилить бдительность.

Новая схема мошенничества до того проста и примитивна, что сначала ее можно принять просто за ошибку в работе терминала, «неправильно» списавшего сумму. Ее суть состоит в том, что мошенник начинает в банковском терминале операцию по оплате – например, вводит номер сотового телефона, счет которого собирается пополнить. Но затем, не вставляя карту для оплаты, отходит от терминала. Следующий в очереди клиент вставляет карту в слот терминала и вводит свой ПИН-код, после чего средства с его карты списываются по запросу предыдущего клиента – например, на оплату его сотового телефона.

Все жертвы нового вида мошенничества – пользователи терминалов Сбербанка РФ. Один из случаев получил очень широкую огласку в социальных сетях и мессенджерах: пострадавший заявил, что намеревался совершить операцию в терминале, установленном в одном из отделений Сбербанка РФ. Он вставил карту в терминал, ввел ПИН-код, и с его счета были списаны 11 тыс. рублей в счет оплату незнакомого номера абонента МТС. Еще один клиент Сбербанка по аналогичной схеме лишился суммы в 15 тыс. рублей.

По словам обманутых таким способом держателей карт, ничего нового или необычного в схеме работы устройства самообслуживания не было: подойдя к терминалу, они видели на экране традиционные знакомые надписи «вставьте карту» и «введите ПИН-код». Первоначально неверное списание суммы воспринимается клиентом как сбой в работе терминала. Однако при обращении пострадавших в Сбербанк РФ им пояснили: платежный терминал настроен таким образом, что сначала пользователь выбирает назначение платежа и сумму, и только затем – способ оплаты (картой или наличными). Выбрав опцию «оплата картой» и не завершив операцию, мошенник отходит от терминала, а следующий клиент, вставив свою карту, начатую мошенником операцию завершает. Терминал настроен таким образом, что на завершение начатой операции дает 90 секунд (1,5 минуты), в которые как раз и «укладывается» ничего не подозревающая жертва.

Как сообщили представители органов МВД РФ, первые сообщения от пострадавших от нового вида мошенничества в терминалах стали поступать около 6-ти месяцев назад, а последние 2-3 недели их количество резко возросло. Общим во всех случаях было одно – к терминалу всегда стояла очередь.

Эксперты в сфере безопасности говорят о серьезных ошибках в сценарии работы устройств самообслуживания Сбербанка РФ. Как заявил Евгений Царев, эксперта RTM Group, специализирующейся на подготовке юридически значимых заключений по направлению информационных технологий и информационной безопасности, время ожидания в 1,5 минуты представляет серьезную уязвимость, причем не техническую, а социальную. Неподготовленный пользователь вполне может вставить карту в слот терминала, не посмотрев на монитор. Необходимо перенастроить терминалы банковского самообслуживания, сократив время сессии.

Помимо этого, считают эксперты, у банка есть возможность настроить устройство так, что сначала клиент должен будет выбрать способ оплаты (картой или наличными), ввести ПИН-код, а уже затем – реквизиты платежа и его подтверждение. Именно по такому сценарию работают сети платежных терминалов большинства российских банков, что исключает возможность подобной ошибки.

В самом Сбербанке РФ, как сообщают СМИ, уязвимостей в сценарии терминалов не отмечают, а самих клиентов призывают быть более бдительными, внимательно знакомиться с информацией на экране банкомата, а также отмечать, нет ли поблизости подозрительных лиц. При любом сомнении от проведения операции лучше отказаться, считают в банке.

К началу 2019 года, по данным ЦБ РФ, кредитно-финансовые организации установили на территории России свыше 200 тыс. банкоматов и терминалов банковского самообслуживания, порядка 127, 5 тыс. из которых оснащены с функцией оплаты товаров и услуг. Из общего числа банкоматов на сеть банковского самообслуживания Сбербанка РФ приходится около 77 тыс. устройств.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Читайте также
Какие методы обнаружения deepfake существуют? Какие возможности могут предоставить большие языковые модели (LLM) для генерации и обнаружения дипфейков? Расскажем о технологии aIDeepfake для борьбы с фальсифицированным контентом.

Похожие статьи