Рынок онлайн-пиратства сократился на 16%
Доходы нелегальных распространителей видеоконтента продолжают падать уже пять лет подряд. В 2018 году объем рынка нелегального видеоконтента составлял $87 млн, а с того момента к текущему году показал снижение в 2,2 раза, сжавшись по итогам 2023 года до $38 млн.
В 2023 году было обнаружено 80000 пиратских доменов с русскоязычным видеоконтентом, что на 11000 ресурсов или на 16% больше по сравнению с 2022 годом. Это связано с технологиями автоматизации, использованием пиратами динамически изменяющихся зеркал, которые позволяют им дольше оставаться в поисковой выдаче. В целом, пиратский контент был размещен на сайтах в 82% случаев, в социальных сетях и мессенджерах — в 12%, а в 6% случаев был загружен на видеохостинги.
Доходы пиратов от рекламы за прошлый год снова упали: средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) составил $3,13, что на 6% меньше, чем в 2022 году, а по сравнению с 2018 годом — меньше в 2,5 раза.
Снижение доходов пиратов происходит вместе со снижением интереса зрителей, которых все больше привлекают легальные сервисы. Трафик поисковых запросов на пиратские порталы сократился на 10%, на легальные стриминговые видеосервисы вырос на 10%.
В то же самое время в связи с геополитической ситуацией в пиратской индустрии активно развиваются студии «альтернативного» озвучивания, которые формируют вокруг себя собственный рынок. Так, в России в 2023 году были активны не менее 50 студий, связанных с индустрией онлайн-пиратства, занимающихся переводом и озвучиванием фильмов, сериалов, в том числе отдельных популярных жанров — турецких, а также азиатских дорам и аниме.
«Улучшения процессов мониторинга и блокировок, уход части серых рекламодателей, появление механизма быстрого удаления ссылок в поисковой выдаче, отказ от части CDN-плееров, а также привлекательность для зрителей легальных сервисов — эти факторы заставляют пиратов терять доход и свои ресурсы, — рассказал руководитель департамента Digital Risk Protection F.A.C.C.T. Станислав Гончаров. — Но все равно нелегальные ресурсы могут отнять примерно треть трафика незащищенных картин у легальных кинотеатров».