Спам в июне: «перезагрузка» МММ и турпакет с вирусом
Июнь был отмечен очередным снижением количества спама в почтовом трафике. По сравнению с маем его доля сократилась почти на 2% и достигла 71,9%. В то же время появились новые способы заражения компьютеров пользователей с помощью спам-рассылок.
Так, с начала сезона отпусков в Интернете стали активно распространяться сообщения, подделанные под подтверждение бронирования отеля, в которых вредоносное вложение выдавалось за подробности брони.
Не так давно во вредоносном спаме был популярен прием социальной инженерии, когда зловред распространялся в письме под видом фотографий девушки, желающей познакомиться. В июне в спаме появилась новая версия использования «фотографической» темы. В рассылке пользователю угрожают судебным разбирательством за то, что он выложил в сеть фотографии без разрешения их владельца. Изображения, якобы, приложены к письму в zip-архиве. Еще один популярный в последнее время прием с использованием вредоносных «фотографий» — это сообщение о штрафе за нарушение правил дорожного движения. К сообщению, под видом снимка камер видеонаблюдения, прилагается архив, содержащий вредоносную программу.
В первый летний месяц было отмечено большое количество спам-сообщений с рекламой пирамиды МММ. Очевидно, стимулом к активной рассылке мусорной почты послужил крах МММ 2011 и создание новой структуры — МММ 2012. Во всех сообщениях пользователей агитировали становиться участниками скандально известного проекта. Кроме того, для привлечения клиентов в Германии информация о детище Сергея Мавроди теперь начала распространяться и на немецком языке.
Расположение стран-источников спама в русскоязычном сегменте Интернета в июне не претерпело изменений. Лидирует по-прежнему Индия (26,13%), за которой с большим отрывом следуют Вьетнам (11,86%) и Южная Корея (5,38%). Россия сохранила за собой 5-ю позицию (3,51%). В свою очередь, Казахстан сместился с седьмого места на восьмое место (2,81%), несмотря на то, что показатель этой страны изменился незначительно (-0,2%).
«Доля спама продолжает сокращаться на протяжении последних двух месяцев, и несмотря на то, что снижение в 2–3% на первый взгляд не кажется серьезным, уже можно говорить о довольно кардинальных изменениях, — комментирует Мария Наместникова, спам-аналитик «Лаборатории Касперского». — Дело в том, что летом, в период спада бизнес-активности сокращается объем не только мусорных сообщений, но и всей электронной корреспонденции. Поэтому только существенное снижение количества незапрошенных писем может привести к заметному уменьшению их доли в общем почтовом трафике».