Как изменился рынок Data science в 2022 году

Логотип компании
Как изменился рынок Data science в 2022 году
Благодаря аналитике данных продукты компаний становятся более персонализированными, что позволяет увеличить вовлеченность и повысить продажи.

Data science является одной из самых перспективных и быстрорастущих отраслей не только в России, но и в мире. Если в 2020 году объем мирового рынка больших данных составлял $194 млрд, то сегодня цифра достигает почти $220 млрд, ежегодно продолжая расти на 10%. В настоящее время многие компании уже активно используют или внедряют такие системы, поскольку неструктурированные данные могут содержать критически важную информацию. Грамотно организуя внутренние процессы и применяя современные инструменты, организации снижают бизнес-риски, повышают эффективность, облегчают нагрузки и отстраиваются от конкурентов. В этом материале рассмотрим, какие отрасли активно используют технологии data science и как оптимизируют свою работу.

Общемировая статистика

Начнем с важных цифр: уже в этом году рынок больших данных в США достигнет $55 млрд. По прогнозу на 2026 год, сфера Big Data будет оцениваться в $236,4 млрд. При этом американская экономика каждый год теряет до $3,1 трлн из-за низкого качества анализа информации. Многие компании рассматривают технологии, связанные с большими данными, как одни из более перспективных. Так, каждая десятая организация, использующая алгоритмы ИИ, к 2025 году получит в три раза большую прибыль, чем конкуренты. Кроме того, до трети предприятий будут использовать искусственный интеллект при принятии стратегических решений.

Технологии, связанные с ИИ, пользуются спросом и в России. По мнению специалистов, искусственный интеллект может дополнительно сформировать около 1% ВВП страны. Для развития ИИ-проектов правительство уже запустило Национальный центр развития искусственного интеллекта и утраивает финансовую поддержку разработчиков интеллектуальных систем. Однако инициативы, касающиеся ИИ, поддерживаются не только на государственном, но и на частном уровне. Вот несколько удачных примеров реализации подобных проектов.

Логистика

Решения на базе ИИ активно распространяются в логистической сфере. К примеру, оборудование поездов Union Pacific Railroad специальными датчиками и внедрение предиктивной аналитики позволяет снизить частоту схождения вагонов с рельс на 75%.

Также благодаря цифровым инструментам логистические компании тратят меньше времени на работу с различной сопроводительной документацией. Например, с 2023 года в России на платформе «Сберкоруса» появится сервис ЭТрН, который позволит оформлять транспортные накладные и любые перевозочные документы в электронном формате. Данное нововведение значительно ускорит обмен документацией в цепочке поставок, исключит внесение в накладные некорректных данных, а также сократит расходы на бумагу.

Медицина

Британский стартап Babylon Health предлагает новый подход к здравоохранению. Решение компании использует не только алгоритмы ИИ для анализа состояния пациента, но и опыт и рекомендации реальных врачей, что позволяет выбрать наиболее оптимальный подход к диагностике проблем и заботе о здоровье. Сервис также ориентирован на выявление потенциальных рисков, с которыми может столкнуться пациент. Миссия компании — сделать медицину доступной для широкого круга населения.

Приложение от Babylon агрегирует данные с различных устройств, которые уже использует человек. Кроме того, при возникновении проблем у пользователя всегда есть опция созвониться с доктором по видеосвязи.

Одна из российских разработок, предоставляющая пациенту возможности телемедицины, — проект «Цельс». Платформа выполняет анализ флюорографии, томографии и КТ при помощи алгоритмов ИИ. «Цельс» помогает не только увеличить показатели выявляемости онкологических заболеваний, но и снизить стоимость затрат на медицинские услуги. Точность диагностики составляет 93–95%, к сегодняшнему дню компанией проведено и обработано более 1,9 млн исследований. Решение успешно прошло все клинические испытания — в настоящий момент система активно используется в медицинской практике. Кроме того, сервис уже получил сертификат качества Европейского союза.

Телеком

Операторы сотовой связи также значительно модернизируют оборудование и применяют принципиально новый подход при работе с данными. К примеру, Tele2, как и многие международные компании, использует кластер Hadoop. В этом году компания увеличила емкость платформы на 40% и разделила пространство на два отдельных сегмента, в одном из которых реализуются проекты, связанные с обработкой данных, в другом — Data Science. Благодаря подобной конфигурации увеличивается вычислительная мощность системы, что позволяет решать более высоконагруженные задачи.

Не отстает от своих конкурентов и МТС — к примеру, в этом году компания в 3 раза увеличила пропускную способность транспортной сети в Московском регионе. Это нововведение значительно сокращает задержки при передаче больших данных, а также создает высокоскоростные каналы представления информации для центров обработки данных в столичной агломерации.

Пищевая промышленность

Один из лидеров рынка быстрого питания — компания McDonald's тоже использует аналитику больших данных в своей работе. Так, меню ресторанов знаменитой сети фаст-фуда постоянно меняется исходя из различных факторов. На состав заказа способна влиять даже погода за окном: в жаркий день покупателю может быть предложен прохладительный напиток, а в зимний сезон в меню чаще появляется кофе и другие согревающие напитки.

Российская «Додо Пицца» использует алгоритмы ИИ не только для создания рецептов пицц и подбора сочетаемости ингредиентов, но и для управления внутренней работой компании и сокращения издержек. В частности, для оптимизации объема закупок и прогнозирования расхода сырья «Додо Пицца» активно применяет предиктивную аналитику. ИИ изучает тренды, учитывает уровень продаж в праздники и выходные дни, анализирует маркетинговую активность — на основе этих данных составляется план закупки ингредиентов, что помогает исключить перезакупку или нехватку продуктов. Экономию от внедрения этого решения компания ежегодно оценивает в 54 млн рублей.

Интернет-сервисы

Активно внедрять алгоритмы ИИ продолжает и американский Netflix. В настоящий момент на основе истории просмотров потребитель получает не только список рекомендуемых фильмов и сериалов, но и возможность посмотреть персонализированные трейлеры, а также воспользоваться вариантами с индивидуальным оформлением.

«Яндекс» применяет технологии искусственного интеллекта для формирования персональной ленты каждого пользователя в «Яндекс.Дзен». С помощью технологий обработки естественного языка и компьютерного зрения система может определить смысл текста или картинки для распределения материалов по темам. Все данные обрабатываются с помощью технологии на основе машинного обучения «Диско», которая предлагает каждому индивидуальные новости и статьи.

Банки

Цифровая трансформация — одно из главных направлений развития банковского сектора. Здесь уже давно используют современные технологии, обрабатывают огромные массивы данных, внедряют инновации и предлагают пользователям индивидуальные предложения. Например, Сингапурский банк UOB активно применяет алгоритмы ИИ для создания более персонализированного сервиса. Искусственный интеллект анализирует расходы клиента и на основе полученной информации формирует для пользователя банка уникальные предложения по тем или иным продуктам. В развитие данного направления банк инвестировал около $500 млн, причем только за первую половину 2022 года клиенты UOB получили около 27,3 персонализированных рекомендаций.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

«Тинькофф» работает с огромным массивом данных, которые требуется постоянно обрабатывать — подобная информация необходима для проведения предиктивного анализа и принятия управленческих решений. Для этих целей банк использует платформу Informatica Big Data Management. Независимо от объема данных, количества источников информации и аналитической модели, система предлагает универсальный инструмент, который позволяет детально исследовать целевую аудиторию. Благодаря внедрению решения в экосистему банка в 10 раз повысилась конверсия маркетинговых компаний и снизились риски работы с потенциальным клиентом за счет более комплексного изучения кредитного профиля заемщика. Кроме того, в 5 раз сократилось время получения данных — различные бизнес-подразделения теперь имеют быстрый доступ к графическому представлению информации, что значительно повышает качество работы с аналитикой.

С какими проблемами столкнулся российский рынок ИИ в 2022 году

Как мы видим, российские компании являются активными игроками в сфере решений Data Science, однако сейчас отрасль претерпевает изменения, поэтому организации, разрабатывающие интеллектуальные системы, столкнулись с рядом новых вопросов и задач.

Дефицит оборудования. Ограничение поставок процессоров и видеокарт является серьезной проблемой для ИТ-компаний. Импортозамещение в данной сфере пока не представляется возможным, поэтому наиболее оптимальный вариант получения иностранного «железа» — перестройка логистических цепочек и развитие новых каналов поставок из других стран.

Хранение данных. Начиная с февраля 2022 года крупные зарубежные компании, предоставляющие сервисы в аренду, стали отказываться от сотрудничества с организациями из России. Реальная альтернатива здесь — перенос данных в российские data-центры. В настоящий момент многие эксперты говорят об активном строительстве региональной сети ЦОД — именно эти технологические хабы станут наиболее подходящей заменой иностранным провайдерам.

Датасеты. В текущих условиях закупка баз данных у зарубежных компаний также существенно ограничена. Полноценными источниками датасетов в таком случае могут стать крупные организации, развивающие свои экосистемы. В будущем возможно и появление единых операторов данных, создание которых будет инициировано со стороны государства.

Основные выводы

  • Рынок Data Science продолжает расти. По прогнозам экспертов, в 2026 году объем рынка увеличится до $322,9 млрд при совокупном годовом темпе роста до 27,7%.

  • Отрасли, где сегодня активно внедряется искусственный интеллект, — банковский сектор, телеком, логистика, медицина, пищевая промышленность, ретейл.

  • Работа с большими данными позволяет лучше изучить свою потенциальную аудиторию, а также повысить лояльность текущих клиентов.

  • Благодаря аналитике данных продукты компаний становятся более персонализированными, что позволяет увеличить вовлеченность и повысить продажи.

  • Решения на базе ИИ не только повышают эффективность работы организации, но и сокращают издержки.

  • Россия — активный участник рынка Data Science. В ближайшее время мы увидим результаты импортозамещения в данной сфере, а также взрывной рост ИИ-проектов.

Опубликовано 28.11.2022

Похожие статьи