Машинный интеллект: реальная помощь или разрушение бизнеса изнутри?

Логотип компании
Машинный интеллект: реальная помощь или разрушение бизнеса изнутри?
Машинный интеллект может положительно повлиять на развитие технической составляющей бизнеса, но на человека, задействованного в бизнес-процессах, окажет в основном отрицательное воздействие.

Бизнес ХХI века – это многофункциональная система, в которой людям приходится взаимодействовать не только друг с другом, но и с искусственным интеллектом. Идея машины-помощника не так уж и нова, как может показаться на первый взгляд. Еще мифы Древней Греции и Египта содержали рассказы о разумных автоматах и механических существах, способных мыслить.

Первые реально работающие прототипы искусственного интеллекта появились в начале 1950-х годов. Сначала это были достаточно примитивные программы для игры в шашки и шахматы. А сейчас машинный интеллект – это мощная и разносторонняя технология, способная не только механически просчитывать ходы, но и разбирающаяся в эмоциях. Искусственный интеллект совершил прорыв. Его больше не нужно натаскивать на получение результата, он обучается самостоятельно. А в коллаборации с роботами машинный интеллект способен конкурировать с человеком даже в креативной сфере. Такая комбинация помогает им развиваться без участия людей.

Еще в 2013 году ученые из Оксфорда пришли к выводу, что в течение 20 лет искусственный интеллект заменит 47% всех рабочих мест. Это сделает бизнес более эффективным: машины выполняют механическую работу быстрее, качественнее и дешевле. Последнее делает ИИ особенно привлекательным для бизнеса.

«На первом этапе внедрения искусственного интеллекта нужна системная менеджерская функция человека. Ее задача – контролировать и направлять его работу.

Машинный интеллект используется в самых разных областях: медицине, финансах, коммерции, промышленности и даже в искусстве. Нейросети научились ставить точные диагнозы пациентам, писать книги и сочинять музыку. Сейчас они облегчают работу целых отраслей науки, техники и производства. Не обходится без машинного интеллекта и бизнес. Избежать ошибок при поиске информации, ускорить расчет или связаться с клиентом – все это под силу машине. Получается, что куда бы ни пришло машинное обучение, оно рано или поздно вытесняет человека.

Крупные компании давно стали присматриваться к использованию ИИ для упрощения и ускорения процессов. К 2020 году 68% крупных бизнесов в России попробовали перестроить процессы с применением машин и нейросетей. А к началу 2023-го уже 92% компаний так или иначе интегрировали машинный интеллект в свою работу. Ожидается, что к 2035 году появится новый средний класс – сотрудники, обслуживающие высокотехнологические отрасли, представители силовых структур и старший менеджерский состав производственных предприятий.

Если говорить о профессиях будущего, то первыми в таких условиях отпадут эксперты и креативщики. Искусственный интеллект уже сейчас пишет тексты в любом стиле по вашему запросу и справляется с задачей быстрее человека. На рынке труда становится меньше вакансий журналистов и больше редакторов. Иногда искусственный интеллект склонен додумывать и его статьи нуждаются в редактуре и факт-чеке.

В перспективе 10-15 лет высокая профессиональная занятость будет у тех специалистов, кто начнет заниматься имплементацией (адаптацией) технологий для сопряжения искусственного интеллекта с физической реальностью. Поэтому в скором времени в бизнесе и других сферах появится новая профессия – адаптолог. Эти специалисты будут помогать людям быстрее адаптироваться к новым реалиям и задачам бизнеса, чтобы мирно сосуществовать с машинами и не остаться без работы.

И все же машина не способна заменить человека полностью. Мозг человека устроен гораздо сложнее, чем самый передовой искусственный интеллект. Мы можем научить машину думать и даже анализировать чувства, но не можем научить ее чувствовать и рассуждать, как человек. Поэтому научная сфера и отчасти искусство пока находятся под контролем людей.

Бизнес – это в первую очередь взаимодействие человека с человеком. Умение наладить коммуникацию, найти подход. Это тоже своего рода искусство. И освоить тонкости ведения дел машине не под силу. Да, искусственный интеллект может разработать концепцию, стратегию, просчитать шаги и сформировать варианты решений, но он не способен заменить человека полностью.

Выходит, что машинный интеллект может положительно повлиять на развитие технической составляющей бизнеса, но на человека, задействованного в бизнес-процессах, окажет в основном отрицательное воздействие. Когда наши навыки и особенности выходят на первый план при ведении бизнеса. И чтобы не разрушить бизнес изнутри, отказываться от живой коммуникации в пользу умных и расчетливых машин никак нельзя. Зато можно существенно облегчить технические задачи.

Читайте также
Какие страны заинтересованы в российских программных продуктах, на какие сегменты рынка стоит ориентироваться нашим вендорам, какие факторы нужно учитывать при их продвижении и на какие рычаги воздействовать – обо всем этом портал IT-World поговорил с экспертами на круглом столе «Рынки зарубежных стран для экспансии российских ИТ-технологий».

Опубликовано 22.05.2023

Похожие статьи