От букваря к планшету: как цифровизация повлияла на подготовку к школе?

Логотип компании
От букваря к планшету: как цифровизация повлияла на подготовку к школе?

Изображение создано нейросетью freepik.com

В конце лета родители и школьники традиционно готовятся к важному этапу – началу занятий. Однако процесс подготовки к школе претерпел значительные изменения за последние годы. Как изменились подходы к образованию и какую роль в этом сыграли современные технологии?

В Советском Союзе подготовка к учебному году была особым ритуалом, начинавшимся задолго до 1 сентября. Это время было наполнено особым волнением и предвкушением. Родители и дети вместе отправлялись в магазины за школьными принадлежностями, где царила атмосфера всеобщего оживления. Школьная форма, ставшая символом той эпохи, отличалась единым стандартом, что создавало чувство равенства и принадлежности к большому школьному сообществу. И хотя было несколько моделей школьной формы, более удачную вариацию (например, платье не с простой, а с плиссированной юбкой) надо было еще «поймать». А для этого требовалось приложить немало усилий: успеть в первый день школьного базара отстоять очередь на вход в универмаг, и попытаться одним из первых найти и приобрести желанную модель.

Канцелярские товары, хоть и в скромном ассортименте, радовали своей новизной: свежие тетради, остро заточенные карандаши и автоматические ручки вызывали трепет у каждого будущего ученика. При этом такого разнообразия в цветах, как сейчас, не было – в лучшем случае можно было найти тонкую тетрадь не с зеленой, а с желтой или голубой обложкой. Особую ценность представляли яркие обложки для учебников. Сами же учебники бережно передавались из поколения в поколение через школьные библиотеки, храня в себе истории и заметки предыдущих владельцев. В СССР многие учебники использовались более 10 лет. Сегодня же не только срок жизни учебника уменьшился, но и стали доступны электронные учебники и онлайн-ресурсы. И даже за книгами в библиотеку теперь можно не ходить – так, у Дом.ру предусмотрен доступ к огромной библиотеке электронных и аудиокниг Литрес (например, такая возможность доступна на тарифе «Развлекательный»).

Кроме того, подготовка к школе преобразилась благодаря технологическому прогрессу и развитию интернета. Современные родители могут организовать весь процесс, не выходя из дома. Онлайн-магазины предлагают широкий выбор товаров: от разнообразных канцелярских принадлежностей и школьной формы различных дизайнов до электронных устройств и модных рюкзаков.

Отличался и сам процесс обучения, особенно во время погодных аномалий. В морозы школьники в СССР получали вынужденные каникулы, наслаждаясь зимними забавами вместо уроков. Информацию об этом можно было услышать утром по радио, а позднее – по местному ТВ-каналу, если такой был. Но, конечно, образовательный процесс от таких вынужденных перерывов только проигрывал, поэтому иногда из-за этого сокращали зимние каникулы или пытались нагнать программу. В этой связи интересно вспомнить суровую зиму 1978-79 годов, когда морозы в Москве достигали -40°C, а в республике Коми и вовсе -58°C. В современных реалиях, если занятия в школах останавливаются из-за непогоды или карантина, на помощь всегда готовы прийти цифровые сервисы для дистанционного обучения. Причем в городах Крайнего Севера занятия в школе и сейчас проводятся даже при глубоко минусовой температуре – например, в Оймяконе отменяют занятия лишь при -52 градусах. Но если в советское время ребенок вынужден был идти в школу в таких случаях, то теперь его можно оставить дома, написав учителю сообщение и получив домашнее задание по интернету.

От букваря к планшету: как цифровизация повлияла на подготовку к школе?. Рис. 1

Цифровая революция в образовании открыла новые горизонты. Так, в СССР около сотни кусочков мела уходило на неделю учебы. В современных школах работа может строиться на основе интерактивных досок, где можно не только написать домашнее задание или пример, но и выполнять сложные задачи: заполнить контурную карту, изучить в анимированном виде строение живой клетки и т.п. Кроме того, теперь в арсенале школьников не только традиционные учебники, но и планшеты с электронными пособиями, образовательные приложения и онлайн-курсы. И хотя по новым нормам пользоваться в образовательном учреждении смартфонами нельзя, эти устройства могут эффективно помогать ребенку дома.

Возможности дистанционного обучения делают образовательный процесс более увлекательным, адаптированным к индивидуальным потребностям каждого ученика, а также более эффективным. Ведь чтобы найти любую информацию – от способа создания поделки в первых классах (например, макета солнечной системы) до ответов по географии или истории, советскому ученику нужно было часами проводить время в библиотеке. А сейчас школьники самостоятельно или с родительской помощью могут найти всю нужную информацию в интернете. Это же касается совместного домашнего задания: в СССР дети оставались в школе или шли к кому-то в гости, а теперь можно совместно работать из дома. Главное, чтобы доступ в сеть был стабильным и действительно быстрым – это понимают и родители, и школьники. Поэтому, например, у Дом.ру 80% новых подключений приходится на тарифы со скоростью выше 100 Мбит/с.

Кроме того, высокоскоростной интернет и цифровые решения для совместной работы позволяют проводить уроки дистанционно, обеспечивая непрерывность обучения в любых обстоятельствах. Значительно больше возможности появилось и у детей в отдаленных населенных пунктах. Ранее, чтобы поучаствовать в олимпиаде или посетить кружок или лекцию, им приходилось ехать в ближайший крупный город. В наши дни они могут участвовать во всех этих образовательных активностях дистанционно – для этого нужны только интернет и любое устройство: планшет, ноутбук или даже телефон.

Таким образом, путь от советской эпохи к современности в сфере образования отмечен значительным прогрессом. При этом сохранилось главное – стремление к знаниям и радость от начала нового учебного года.

От букваря к планшету: как цифровизация повлияла на подготовку к школе?. Рис. 2

Изменилась и жизнь родителей. Благодаря цифровизации они могут в онлайн-режиме отслеживать нахождение ребенка в школе, его оценки и даже взаимодействовать с педагогами, не дожидаясь родительских собраний. Рады ли этому дети – вопрос, но для родителей это, безусловно, многое упростило. Поэтому если школьникам часто к началу учебного года приобретают новое устройство – от смартфона до умных часов, то взрослым приходится скачивать приложения для отслеживания местонахождения ребенка, электронные дневники, а также вступать в родительские чаты и пр.

Трансформация подготовки к школе отражает общие тенденции в развитии общества. Цифровизация образования открывает новые возможности для учащихся, делая процесс обучения более гибким и персонализированным. Однако важно помнить, что технологии – это инструмент, и его эффективность зависит от того, как мы его используем.

Современные школьники имеют доступ к огромному объему информации и образовательных ресурсов. Задача родителей и педагогов – научить их правильно пользоваться этими возможностями, сохраняя баланс между цифровым и реальным миром.

Читайте также
Еще совсем недавно от западных облачных сервисов зависело 30% крупных российских компаний. Их отключение, порой внезапное, должно было поставить рынок перед сложными вызовами. Но оказалось, что российские облака готовы предложить рынку вполне зрелые решения. Это и многое другое обсудили участники круглого стола IT-World «Импортозамещение в облаках».

Опубликовано 27.08.2024

Похожие статьи