Облака для себя и на продажу
Автор
Григорий Рудницкий
Еще совсем недавно интерес российских компаний к облачным сервисам лежал исключительно в теоретической плоскости. Заказчики сомневались, а некоторые и сегодня не уверены в том, насколько эффективно и безопасно использование облаков для реализации ИТ- и бизнес-целей. В финансовой группе Лайф внимание к данной теме перешло в практическую стадию
Еще совсем недавно интерес российских компаний к облачным сервисам лежал исключительно в теоретической плоскости. Заказчики сомневались, а некоторые и сегодня не уверены в том, насколько эффективно и безопасно использование облаков для реализации ИТ- и бизнес-целей. В финансовой группе Лайф внимание к данной теме перешло в практическую стадию, и сегодня компания реализует несколько проектов не только направленных на решение внутренних задач, но и ориентированных на внешних клиентов. Об этом мы беседуем с Денисом Гаревским и Алекандром Белясниковым заместителями начальника департамента информационных технологий ФГ Лайф.
Насколько широко применяются облачные технологии в финансовой группе Лайф?
Денис Гаревский: В 2014 году мы реализуем проект по созданию гибридного облака. В его рамках предполагается внедрение системы управления облаком - Cloud Management Platform (CMP), под часть облака мы выделим специальные ресурсы класса Hi End. Также будет возможность потреблять ресурсы внешних облачных провайдеров, таких как Amazon WS, Microsoft Azure. В самой CMP пишутся драйверы, которые умеют обращаться к API, предоставляемым облачными провайдерами. Таким образом, мы можем запрашивать любые облачные услуги внешних провайдеров, в том числе и виртуальные серверы. С точки зрения стратегии мы, конечно, не планируем развертывать в облаке АБС и другие ключевые банковские системы, они остаются в классической ИТ-инфраструктуре. Но банки внедряют и много новых сервисов, в частности, связанных с ИТ, а подобные проекты могут существовать именно в облачной парадигме. Кроме того, на ресурсы внешних облачных провайдеров выносятся тестовые среды приложений, содержащие обезличенные данные.
Денис Гаревский
Речь идет о зарубежных облачных провайдерах, поэтому вы не готовы выносить свои основные приложения и личные данные?
Д. Г: Существует трансграничное соглашение с Евросоюзом, в рамках которого может передаваться какая-то информация, однако мы не говорим о размещении персональных данных в облаке. Пока речь идет о тестовых средах и о сервисах, не содержащих личной информации.
Что это за сервисы?
Д. Г.: Сейчас в нашей стране начинается новый экономический кризис, все компании сокращают расходы. Однако ИТ-подразделение нашего банка от идеи экономии повернулось к тому, чтобы заработать деньги на рынке. Облачные сервисы — одно из тех направлений, где мы хотели бы попробовать свои силы. В этом году завершается внедрение CMP-системы, на которой у нас действует портал самообслуживания, и пользователи могут получать услуги. Сейчас прорабатывается портфолио сервисов, предоставляемых через портал. Скорее всего, в ближайшие месяц-полтора мы уже определимся с конкретным набором продуктов. Первый этап подразумевает предложение классических сервисов, уже существующих на рынке. Это виртуальное рабочее место, виртуальный сервер, диск в облаке, а также перепродажа готовых услуг других компаний. Подобные сервисы можно объединять в пакеты и включать в наши банковские тарифные планы для различных сегментов бизнеса. Первое время, возможно, мы сделаем их бесплатными, чтобы определить, насколько велик спрос со стороны клиентов.
Александр Белясников: У нашей финансовой группы большая клиентская база, поэтому речь идет о достаточно серьезном канале продаж. Сейчас нам не нужно никого искать дополнительно — мы просто предлагаем существующим клиентам ИТ-сервисы на экономически выгодных условиях по цене либо сравнимой с рыночной, либо даже ниже.
Еще одна категория клиентов, с которой мы планируем работать, включает в себя компании, только что вышедшие из состояния стартапов и нуждающиеся в масштабировании, в более серьезном документообороте, консолидации внутренней информации и т. д. Мы готовы помочь им в этом, и, я думаю, встретим ответный интерес с их стороны.
Александр Белясников
Д. Г.: Мы планируем использовать каналы ДБО для взаимодействия с физическими лицами, а для юридических активно продвигать новые продукты, например, защищенный облачный диск, отдельный либо интегрированный с системой ДБО. Таким образом, пользовательские данные будут находиться в наших дата-центрах. Уже сейчас в нашей АБС хранится клиентская информация: финансовая и другая документация. Задумавшись над такой возможностью, мы проанализировали опыт зарубежных коллег в этой области, таких как Barclays Bank: они уже больше года назад запустили подобную услугу, предоставив клиентам защищенное хранилище, где могут быть и личные документы, например отсканированная копия паспорта.
С клиентами более-менее понятно. Если они доверяют вам деньги, то доверят и данные. Но рано или поздно вы задумаетесь о том, чтобы привлекать заказчиков уже за пределами клиентской аудитории группы Лайф. Однако на рынке есть множество поставщиков облачных сервисов, для которых это основной бизнес. Вы готовы конкурировать с ними?
Д. Г.: Мы не планируем конкурировать с системными интеграторами или с кем-то еще в данном сегменте. Наша задача — создать уникальный пакет с точки зрения банка. У нас есть классические сервисы, такие как расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, услуги финансовых консультантов. Поэтому мы не собираемся становиться крупным игроком на ИТ-рынке, но хотим сделать так, чтобы все необходимое клиент мог бы найти внутри банка. Дополнительно потребители получат персонального менеджера, единую точку входа для решения всех возникающих вопросов. Думаю, наше преимущество именно в этом, поскольку мы не ИТ-компания, а банк. Мы не намерены разрастаться до крупных игроков ИТ-рынка и использовать собственные мощности, однако вполне способны перепродавать услуги облачных провайдеров или на их основе предлагать более комплексный и более понятный клиенту сервис. В принципе, для этого и внедрялось гибридное облако и CMP и создается портал, где клиент может получить нужную ему услугу, а подробности узнать у менеджера банка.
А. Б.: Менеджер занимается предпродажными операциями, соответственно, на какие-то сложные технические вопросы ответить не сможет. Но если у клиента появился интерес к той или иной услуге, с ним будут работать уже специалисты по данному сервису, которые расскажут и покажут его во всех деталях. В конце концов, клиент ведь покупает не просто сервис как таковой, но и поддержку.
Вы будете использовать ресурсы зарубежных облачных провайдеров для этого проекта?
А. Б.: Есть как зарубежные провайдеры, так и российские. Для некоторых клиентов работа на отечественных облачных ресурсах является критически важным аспектом. Совсем необязательно использовать только Amazon WS или IBM Bluemix, есть и Ростелеком, к примеру. Все это крупные поставщики, которые продают большие объемы облачных ресурсов, а потому стоимость вполне приемлемая, особенно если периодически увеличивать закупку. Вместе с тем провайдеры не предлагают конечный продукт, а дают только платформу, которая представляет собой не что иное, как составную часть нашего продукта..
Насколько мне известно, в ФГ Лайф реализуется проект по созданию частного облака. Для чего вы планируете его использовать?
Д. Г.: Во многих компаниях существуют проектные офисы, и ежегодно в рамках стратегии развития реализуется много различных проектов. Любой современный проект требует наличия ИТ-составляющей. Это серверы, операционные системы и программное обеспечение. Создавая частное облако, мы пытаемся решить данную задачу. С чем сталкивается любая проектная команда? Допустим, она планирует ресурсы на приобретение ИТ-составляющей, что подразумевает как вычислительную технику, так и работу внутренних служб или аутсорсеров. Срок поставки оборудования может достигать двух-трех месяцев. Последующая установка и настройка также занимает какое-то время. В итоге получается четыре-пять месяцев. Сейчас, обладая запасом мощностей и возможностями быстро разворачивать типовой набор конфигураций, мы сокращаем сроки реализации внутренних проектов, увеличиваем скорость запуска новых продуктов, внедрения инноваций. Проектная команда может получить готовый ресурс для себя, чтобы сделать пилот, протестировать его и понять, является ли проект жизнеспособным. Когда для реализации проекта компания вкладывается в приобретение инфраструктуры, потом приходится думать, что же делать с этой вычислительной техникой, если он оказался бесперспективным и его приходится закрывать. Получается некая «песочница», базирующаяся на наших внутренних или внешних ресурсах. В своих ресурсах компании ограничены, а потреблять ресурсы из облака можно в необходимых объемах.
Как вы выбирали поставщика технологии для развертывания гибридного облака? Какими критериями руководствовались?
Д. Г.: Выбирали исходя из цены. С самого начала предполагали сделать проект коммерческим. В гибридном облаке, как можно догадаться, есть внутренняя, а есть внешняя часть. Для нас внутренняя часть — факультативная, а основные усилия были сфокусированы на внешней части, то есть, на возможности получения ресурсов с внешнего рынка и последующей их перепродаже. Решая же задачу с внутренним облаком, мы, конечно, облегчили работу себе и коллегам, но коммерческой ценности ее реализация в себе не несет.
Когда мы разворачивали облако, то задумались о стоимости лицензий, оборудования и поддержки. Вначале рассматривали возможность применения технологий VMware, но затем отказались от них, подсчитав, во сколько нам обойдутся лицензии и обслуживание. В итоге, мы остановились на OpenSource-решении OpenStack. Причем, использовали не «чистый» продукт, а решение одного из крупнейших игроков в области продвижения OpenStack в мире.
В каком направлении будут развиваться облачные проекты ФГ Лайф?
Д. Г.: Обязательно появятся новые сервисы, они есть в планах. Одна из таких идей — создание виртуального офиса, в котором предусмотрена полная ИТ-составляющая компании, все мощности и технологии, а чтобы начать работать, понадобятся только персонал и компьютеры. Предоставляя услуги клиентам, мы намерены проецировать этот опыт и на себя. Фактически, мы будем находиться с ними в едином информационном пространстве, используя одни и те же ресурсы.
Источник: IT Manager №12, 2014
Опубликовано 24.12.2014
Похожие статьи