Как сохранить талантливых специалистов?

Логотип компании
Как сохранить талантливых специалистов?
Системы мотивации для сотрудников и руководителей.

Последние несколько месяцев мы наблюдаем резкое повышение спроса на специалистов ИТ-отрасли. Причем работодатели ищут как непосредственно разработчиков и аналитиков ИТ-решений, так и руководителей проектов, имеющих опыт лучших практик и обладающих экспертизой разработки и интеграции ИТ-систем в сегменте крупных корпоративных проектов.

Все это способствует тому, что компании “охотятся” за сильнейшими экспертами, а соискатели выбирают наиболее оптимальное для них место работы. 

Если проанализировать спрос и предложение на кадровом рынке, то средний срок «экспозиции» резюме эксперта в области ИТ— это один-два дня. Иногда кандидат планирует приехать на собеседование, но не успевает — по дороге получает оффер другой компании.

Несмотря на то, что и спрос, и предложение на рынке высокие, мы наблюдаем дефицит квалифицированных кадров, владеющих знаниями отечественных ИТ-платформ и разработок. Казалось бы, специалистов, работающих в сфере ИТ много, но все равно недостаточно, чтобы удовлетворить сформированный спрос. Слишком уж высокая потребность в автоматизации у бизнеса в связи с ростом конкуренции и повышением скоростей принятия решений — идет постоянная борьба за клиента. Как следствие такого дефицита — зарплаты «айтишников» постоянно растут.

В этом году появились определенные перекосы на рынке труда. Повышение спроса на квалифицированных специалистов обусловлено еще и уходом западных ИТ-компаний из России и необходимостью импортозамещения.

На рынок труда вышло много ИТ-специалистов, которые были ранее трудоустроены в зарубежных компаниях, а также специалистов, которых данная ситуация подтолкнула к смене места работы, послужила таким «эмоциональным триггером».

Все это в совокупности должно уравновесить зарплатные ожидания на ИТ рынке. Однако стоит отметить, что высококлассные профессионалы будут трудоустроены быстро.

Сейчас нужно именно «хантить» соискателей, предлагая им интересные амбициозные задачи, возможности обучения и роста, особые «фишки». 

В то же время мы понимаем, что найти талантливых сотрудников — это только первый шаг к успеху. Важно еще и удержать их в компании, что зачастую становится задачей более сложной. 

Сегодня одной денежной компенсацией команду не сохранить. Любой амбициозный специалист желает расти и развиваться, а поэтому система мотивации в нашей компании предусматривает в себе как материальную, так и нематериальную сторону вопроса. 

Более того, важно не забывать и о внутренней мотивации, которая в идеале должна становиться основной стимулирующей силой каждого сотрудника. Как ни воздействуй на человека извне, если у него самого нет внутреннего понимания смысла своей работы, понимания, почему он работает именно в этой компании, чего он здесь хочет достичь, —то никакие внешние мотивы в долгосрочной перспективе его не удержат. 

Именно поэтому руководителю необходимо определить профессиональные потребности каждого сотрудника в команде и своевременно на них реагировать. При таком подходе в выигрыше останутся все: работодатель получит наилучшие результаты работы команды, а каждый сотрудник — возможности профессиональной реализации и комфорт в работе. В итоге работа будет строиться на принципе взаимного усиления, а не соревнования кто кого.

Нематериальная основа мотивации в нашей компании базируется на следующих ключевых принципах: 

  • Обратная связь от руководителя
  • Карьерный рост
  • Обучение и развитие
  • Атмосфера командной работы
  • Отсутствие давления

Обратная связь от руководителя

Сотруднику важно систематически получать обратную связь о своей работе. Налаженные коммуникации руководителя с командой — это фундамент доверительных отношений. Человек должен четко понимать, что он делает, что можно изменить в его работе и что можно улучшить. В то же время, признание заслуг и благодарность руководителя — это мощнейшая движущая сила для сотрудника, чтобы идти вперед и повышать эффективность своей работы.

Карьерный рост

Каждый талантливый специалист желает развития и повышения занимаемой позиции. Если человек отчетливо видит свою карьерную траекторию в компании и у него сформировано понятное развитие своей карьеры, то он прикладывает больше усилий, чтобы приблизиться к следующей ступеньке. Если же его будущее кажется размытым и неопределенным, то при первой же возможности сотрудник может покинуть компанию, променяв ее на более выгодное предложение конкурента.

Обучение и развитие

Последние несколько лет одним из самых эффективных инструментов привлечения и удержания сотрудников является возможность повышать свои компетенции и профессиональные навыки за счет корпоративного обучения. Когда сотрудник постоянно развивается и улучшает свою квалификацию, он ощущает некий эффект новизны, что является отличной страховкой от профессионального выгорания, которое сейчас так распространено.

Читайте также
Что лежит в основе цифровизации — тренды или необходимость? Какие преимущества и вызовы создает цифровизация в России? Как развивается цифровизация в стране? Каким образом цифровые технологии дают возможность бизнесу решить острые вопросы, серьезно влияющие на эффективность и экономику компании?

Атмосфера командной работы

Нанимают по hard skills, увольняют по soft skills. Уделяя особое значение профессиональным компетенциям, работодатели зачастую упускают из внимания такие навыки, как умение работать в команде, коммуникации, доверительное отношение с коллегами. Важно понимать, что экспертные знания подтянуть достаточно просто, а вот изменить личные качества человека — невозможно. Именно поэтому, нанимая кандидата, нужно задать себе вопрос, кто вам нужен: идеальный исполнитель от “а” до “я” или энергичный и вовлеченный лидер.

Сюда же относятся и ценности. Имидж компании начинается с сотрудников – именно они являются наилучшими амбассадорами бренда. Поэтому нанимая тех, чьи ценности соответствуют ценностям компании – вы усиливаете позицию бренда и приверженность команды.

Отсутствие давления

Главное качество современного лидера — умение вовлекать. Коллектив – это уже не группа исполнителей, а команда лидеров. Темп и масштабы изменений настолько быстрые, что успевают только активные. Идеальная команда – темпераментная, адаптивная и самодостаточная. Роль CEO в этой связи – Chief Enabling Officer, а его задача — направлять и обучать, а не отдавать приказы.

Лидер сегодня пользуется авторитетом не потому что держит в страхе, а потому что является примером для сотрудников: влияет, но не властвует, управление основано на уважении и тактичности. Такому лидеру доверяют, а где доверие, там и здоровая мотивация: желание развиваться самим и вкладываться в развитие компании. В команде каждый хочет улучшить то, что делает – бизнес органично растет, а с ним растут и сотрудники. 

***  

В условиях турбулентности и повышения конкуренции за клиента перед компаниями встает задача по оптимизации своих бизнес-процессов и минимизации рутинных операций. На первый план выходят задачи по развитию бизнеса, поэтому сотрудники ИТ-компаний привлекаются исключительно на амбициозные проекты и интересные задачи. Все это в совокупности является сильным мотиватором для талантливых ИТ-кадров.

Опубликовано 20.05.2022

Похожие статьи