ЦОДы: снимать или строить?
Автор
Григорий Рудницкий
Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то минутная задержка может быть критична.
Практически любая компания сталкивается с необходимостью обработки данных. Вначале с этой задачей справляется сервер, затем количество серверов и их мощности возрастают, и, наконец, серверная комната становится слишком мала для растущего бизнеса, которому уже требуется решение принципиально другого уровня, а именно нужен Центр обработки данных (ЦОД).
Прежде чем перейти на использование ЦОДа, компании необходимо ответить для себя на важнейший вопрос: строить ли собственный дата-центр или арендовать существующий? Особенно учитывая тот факт, что коммерческие ЦОДы сегодня достаточно широко предлагаются на рынке. В этом сегменте активно работают или пытаются работать почти все крупные операторы связи, хостинг-провайдеры и ведущие системные интеграторы. Но в ИТ, как в жизни. Можно построить свой дом, а можно всю жизнь прожить на съемных квартирах. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Мы решили разобраться в этом вопросе с помощью экспертов — вендоров и системных интеграторов, предлагающих услуги по строительству или аренде дата-центров. Разумеется, разговор был бы неполным и односторонним без участия заказчиков, то есть самих ИТ-директоров.
Интерес к аутсорсингу
Что же происходит на рынке ЦОДов в последние годы? Прежде всего, это, конечно, рост интереса клиентов к аутсорсинговым дата-центрам. Как нам рассказал Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок», в 2012 году данное направление выросло в компании на 86%. Это подтверждается и независимыми аналитиками. По сведениям iKS-consulting, российский рынок коммерческих дата-центров в 2012 году вырос на 22,8% и его объем составил 6,2 млрд рублей. Причем в Москве и Московской области сосредоточено 77% доходов российского рынка коммерческих дата-центров и 64,7% коммерческих площадей. Но у столицы скоро должны появиться конкуренты. Об укрупнении ЦОДов и выводе их в регионы говорит Борис Грановский, директор компании «Стинс Коман Интегрированные Решения». «О выходе в регионы думают многие крупные операторы, ибо там площади дешевле, существует возможность подключения к прямым федеральным сетям, а это экономия на стоимости электроэнергии, то есть данный шаг оправдан экономически. Плюс в регионах есть возможность построить ЦОД правильно, с нуля, а не вписывать в готовое помещение, как делает сегодня большинство», — поясняет он.
Владимир Ткачев, технический директор VMWare в России, полагает, что отечественный рынок ЦОД вобрал все ключевые тренды мирового, а за счет более позднего старта на российском рынке ЦОД сложилась во многом уникальная ситуация, выражающаяся в том, что у нашей страны есть шанс воспользоваться самыми современными технологиями с учетом требований к отказоустойчивости, надежности, с одной стороны, а также к эффективности и гибкости — с другой. О каких трендах идет речь? Помимо уже упомянутых тенденций укрупнения и перехода в регионы, Владимир Ткачев (VMWare) говорит и о таких факторах, как сближение декларируемого уровня отказоустойчивости с мировыми нормами, выражающееся в том, что компании-владельцы ЦОДов стали более трезво оценивать свои возможности, а количество заявлений о соответствии классу Tier 3 и 4 уменьшилось по сравнению с прошлыми годами. Еще одна тенденция последнего времени — снижение стоимости эксплуатации и повышение качества услуг за счет увеличения эффективности управления оборудованием ЦОД.
На рынке ЦОДов, как и во всей ИТ-индустрии, господствует сервисная модель. «Переход к сервисной модели существенным образом меняет подход к аутсорсингу ЦОД, — отмечает Александр Переведенцев, главный специалист отдела инженерных решений компании «Техносерв», — компаниям-аутсорсерам уже недостаточно реализовать собственную инфраструктуру ЦОДа и контролировать общие характеристик работы серверного и инженерного оборудования. Ключевым моментом является контроль с целью соблюдения качества (SLA) предоставляемых ИТ-сервисов, оказываемых на всей программно-аппаратной инфраструктуре. Виртуализация подливает масла в огонь и заставляет менять традиционный статический ресурсно-сервисный подход с жесткой фиксацией ресурсов на динамические методы мониторинга и управления мощностями».
Деньги и близость — не главное
Итак, клиенты все чаще обращают внимание на услуги аутсорсинговых дата-центров. Что ждет заказчик и что он реально может получить? «Для любой компании в ЦОДе важны в первую очередь его надежность и стоимость, — уверен Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). — Именно на это смотрят и, исходя из этих параметров, принимают решение. Также, безусловно, обращают внимание на мощность, подводимую к стойке, и предлагаемое сопровождение. Это основные вещи, определяющие качество услуги, и их перечень не зависит от того, в какой отрасли работает компания-клиент». По словам Руслана Заединова («Крок»), 95% площадей аутсорсинговых дата-центров его компании занимают финансовые организации, для которых важны физическая безопасность, аудит эксплуатационных процедур, оперативность ответов на новые запросы и отказоустойчивость ЦОДов. «Объективная оценка таких показателей возможна только при участии независимых компаний. В связи с этим появляется необходимость сертификации ЦОДов. Например, наличие сертификата Uptime Institute свидетельствует о том, что провайдер качественно спроектировал дата-центр и реализовал свои идеи на практике», — комментирует он. В то же время Денис Сивцов, менеджер проектов подразделения IT Business компании Schneider Electric, полагает, запросы клиентов дифференцируются больше не по отраслевой принадлежности, а по уровню требований к ИТ-сервисам внутри компании клиента: насколько ценны для него хранимые и обрабатываемые данные, насколько сильно отражается на его бизнесе простой его ИТ-сервисов.
Что касается самих ИТ-директоров, для них стоимость услуг внешнего ЦОДа находится отнюдь не на первом месте. Кроме того, в числе аргументов, влияющих на принятие решения, есть и положительные отзывы других клиентов. «Если есть цель арендовать коммерческий ЦОД, сначала ищем, что предлагается и как это связано с нашей целью, потом, какой SLA предоставляют операторы, потом цена. Если услуга устраивает, для принятия решения важен наш опыт взаимодействия с поставщиком, и если его нет, нужна положительная репутация на рынке, рекомендации от коллег по цеху», — рассказывает Илья Тамбовцев, начальник отдела развития ИТ «Пивоваренной компании «Балтика». «У информации есть три свойства, которые должны обеспечиваться ЦОДом: целостность, достоверность и доступность. Первые два требуют все — здесь и отказоустойчивость ЦОДа, и резервирование, и обеспечение безопасности, как физической так и информационной, — уверен Иван Козлов, директор по ИТ компании METSÄ GROUP. — А вот требования по доступности информации могут варьироваться в зависимости от отрасли. Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то минутная задержка может быть критична». Что же касается такого фактора, как территориальная близость арендуемого ЦОДа к заказчику, о значении которого любят говорить поставщики данной услуги, здесь позиция ИТ-директоров достаточно гибкая. Как утверждает Николай Денисенко, ИТ-директор компании «Митос Строй», основным критерием выбора является уровень сервиса и качество поддержки, а расстояние имеет значение только в том случае, если качество предоставляемого сервиса настолько низко, что регламент работы с ЦОДом может предполагать необходимость физического его посещения.
Без сертификата никак?
Гарантии гарантиями, но заказчикам бывает нужно официальное подтверждение надежности выбранного ими дата-центра, выданное независимыми организациями. Таким подтверждением может служить сертификат соответствия Tier (от I до IV), выдаваемый Uptime Institute. Подобная сертификация весьма затратное мероприятие, поэтому пройти ее готовы не все, и у ряда компаний получение этого документа лишь запланировано на ближайшее будущее. Насколько необходима сертификация в плане привлечения новых клиентов? Руслан Заединов («Крок») считает сертификацию от Uptim Institute своеобразным знаком качества для ЦОДа. «Сертификация означает открытость и прозрачность взаимоотношений заказчика и провайдера, ведь последний открыт перед аудиторами, которые максимально объективно оценивают эффективность ЦОДа. В частности, Uptime Institute выдает сертификаты Tier, которые свидетельствуют о надежности ЦОДа. Однако у него нет конкурентов, поэтому мнение UI принимается за единственно верное. Тем не менее наш опыт показывает, что оно действительно весомо. Во время сертификации нашего дата-центра «Компрессор» команда UI проверила все до мельчайших деталей, уделяя особое внимание наиболее уязвимым местам», — рассказывает он. Интересно, что в ряде случаев и заказчики согласны с этим утверждением. «Сертификация по Tier, как и любая необязательная сертификация (например ISO9001), редко является основным критерием, но всегда учитывается потребителями при принятии окончательного решения при остальных одинаковых условиях. Если есть два ЦОДа с схожими SLA, но один из них просто заявляет что у него аптайм пять девяток, а другой может показать сертификат, то я как клиент, вероятно, даже буду готов несколько переплатить за гарантированный уровень сервиса», — считает Иван Козлов (METS? GROUP). Наконец, Артем Гарусев, исполнительный директор компании CDNvideo, уверен, что такая сертификация не просто нужна, а безусловно необходима, поскольку является действенным способом удержания серьезных заказчиков. А при условии все возрастающей конкуренции подобные меры будут нужны всем. Более прагматичную точку зрения озвучил Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). «В принципе сертификация ЦОДа по Tier не очень востребована в нашей стране. Клиенты смотрят, как правило, на предложенные цену и условия, но для западных компаний, которые работают по единым стандартам, созданным штаб-квартирой для всех стран, подобный сертификат имеет значение, и они могут его целенаправленно запрашивать. Так что владельцы коммерческих ЦОДов пойдут получать сертификат Tier только для привлечения конкретных клиентов. Иначе затраты не окупятся», — полагает эксперт. По словам Владимира Ткачева (VMWare), для реальной необходимости такой сертификации в России бизнес-ситуация еще не созрела, поскольку нет практики выплаты неустоек за нарушение SLA, а также отсутствует законодательная база, обязывающая компании обеспечивать доступность сервисов на высоком уровне.
Если сертификат — дело добровольное, то соглашение об уровне сервиса (SLA) предоставляет любой серьезный коммерческий ЦОД. Главный параметр, который должен быть в обязательном порядке прописан в этом документе, — время доступности заказчику данных, размещенных им в дата-центре. К примеру, оно может составлять 99,9% или чуть меньше. «Бесперебойность — общий для всего ЦОДа параметр, который не нужно подстраивать под заказчика. А вот другие уже «кастомизируются». В частности, физическая безопасность: заказчик может попросить установить защищенный периметр и потребовать гарантий по его соблюдению со стороны провайдера. Наша компания предлагает своим клиентам стандартное соглашение SLA, которое они вправе дополнять в соответствии со своими задачами», — объясняет Руслан Заединов («Крок»).
Свой ЦОД ближе к телу
Но, несмотря на сертификаты и гарантии, далеко не все заказчики готовы отдать свои данные, особенно критически важные для бизнеса, в аутсорсинговый ЦОД. Почему? «Одна из важнейших причин — опасение выпустить какой-либо процесс из своих рук, передать вовне критическую функцию, — полагает Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS. — Часто такие опасения субъективны и могут быть сняты в процесс обсуждений».
«Российские компании не стремятся перейти на коммерческие ЦОДы, а строят свои собственные, потому что не верят в сохранение коммерческой тайны и надежность системы, — считает Борис Грановский («Стинс Коман Интегрированные решения»). — Какие бы гарантии владельцы ЦОД ни давали, сложно проверить заявленные технические характеристики системы, особенно на случай форс-мажора. Ну и вопрос безопасности был и остается ключевым для компаний». В то же время, Руслан Заединов («Крок») уверен, что ментальных границ в умах заказчиков по данному вопросу уже не существует и строительство собственного ЦОДа — это сегодня скорее политическое или финансовое решение компании, заинтересованной в том, чтобы поднять свою рыночную стоимость. «90% компаний, предоставляющих ЦОД на аутсорсинг, в договоре указывают следующие условия SLA. Плановый простой ЦОД может составлять 9–18 часов в год. В том же документе аутсорсеры указывают, что «внеплановый простой компенсируется из расчета 1/720 месячной платы за 1 час простоя, то есть при простое 50 серверных стоек в час вам возместят ущерб приблизительно 6 тысяч рублей», поясняет Александр Переведенцев («Техносерв»).
Что касается заказчиков, они часто объясняют стремление строить собственные дата-центры наличием нерешенных технических и юридических вопросов в индустрии коммерческих ЦОДов. «На сегодняшний день крупному и среднему бизнесу не обойтись без строительства собственного ЦОДа, — уверен Павел Харламов, начальник отдела ИТ компании «Юнитайл». — По крайней мере для особо критичных для бизнеса приложений и сервисов. Отдавать во внешний ЦОД можно лишь вспомогательные сервисы. Также во внешнем ЦОДе можно организовывать резервирование основного. Слишком много еще нерешенных вопросов юридического и технического характера в области использования коммерческих ЦОДов, особенно касающихся трансграничной передачи данных. А вот для малого бизнеса привлекательность внешних вычислительных ресурсов более высока».
Строить нельзя арендовать
Итак, в каких же случаях целесообразнее строить собственный ЦОД, а в каких — арендовать коммерческий у стороннего сервис-провайдера? «Собственные ЦОДы имеет смысл строить компаниям, предъявляющим к ИТ-инфраструктуре требования, которые невозможно выполнить в коммерческих ЦОДах», — считает Михаил Марголин, генеральный директор компании Enspace (группа Maykor). По мнению Александра Переведенцева («Техносерв»), компании, предпочитающие аутсорсинговый ЦОД, — это предприятия, чей бизнес напрямую не завязан на ИКТ-системах. Эксперт также допускает вариант, при котором компании-аутсорсер является родственной или дочерней фирмой заказчика услуг, что позволит контролировать работу ЦОД, сделать ее более прозрачной.
«Создание собственного ЦОДа целесообразно в том случае, если к нему выдвигаются достаточно серьезные и специфические требования (например, наличие специализированого оборудования), которые не могут удовлетворить коммерческие дата-центры. С другой стороны, если вопрос использования ЦОД тривиальный (хостинг сайтов, поддержка бизнеса при переезде, формирование резервных мощностей), экономически выгодна именно аренда ЦОД. Кроме того, аренда позволяет оптимизировать ИТ-бюджет, помогает избежать неоправданных рисков и капитальных затрат», — утверждает Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай».
В ожидании облачной революции
Помимо аренды вычислительных площадей и строительства собственного стационарного ЦОДа существует и третий путь — использование облачных ресурсов. Об облаках сегодня говорят много, интересно и увлекательно, однако до сих пор количество разговоров о том, «как все было бы хорошо», в разы превышает число реализованных облачных проектов в российских компаниях. Произойдет ли «перелом» в пользу облаков и от каких факторов он зависит? По мнению Дениса Сивцова (Schneider Electric), это обязательно случится, а предпосылки можно наблюдать уже сейчас. «После того как компании начнут пользоваться услугами коммерческих центров и будет «неважно», где размещаются их серверы, наступит следующий этап, когда заказчикам станет «неважно», где работают их приложения. Это переход к еще более обширному аутсорсингу ИТ-сервисов клиента, который позволит клиентам еще лучше управлять своими затратами, то есть платить лишь за реальную работу приложения и в тот момент, когда это действительно необходимо», — рассуждает он.
«Единица полезной облачной мощности обходится значительно дешевле, чем физической, — напоминает Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека», — ведь есть разница в удельной стоимости гигабайта, если в стойке расположено 5 клиентов или 1000? За счет чего резерв? За счет закупленной и неиспользуемой мощности серверов и сетевого оборудования. Неиспользуемые мощности могут составлять до 95%! Пиковый период принятия облачного варианта размещения ИТ-инфраструктуры длится в настоящее время в развитых странах, значит, у нас будет через год-два». Руслан Заединов («Крок»), рассказывает, что в 2012 году выручка «Крок» по «чистым» облакам, без примеси dedicated-сервисов, выросла в 5 раз, в текущем году ожидается не менее чем двукратный рост. «Это очень хороший темп, но есть ощущение, что традиционная собственная инфраструктура сохранит значительную долю хотя бы потому, что облака и кастомизация не совместимы. Облака — это стандартные сервисы, а в корпоративной среде каждый проект уникален. Чем больше корпорации будут пользоваться облачными сервисами, тем больше стандартные облака будут обрастать кастомизирующими их традиционными элементами ИТ. Одно подпитывает другое, как это ни странно», — поясняет он.
Похожий оптимизм, хотя и более осторожный, можно услышать и от заказчиков. «Произойдет созревание сервиса, четче обозначатся ниши применения облачных технологий и их взаимодействия между собой с другими облаками и с традиционным ЦОДами. Появятся новые возможности перехода не только с традиционной инфраструктуры на облако, но и обратно, возможности перехода с одного облака на другое, возможности обмена данными между различными облаками, со своей специализацией. Появятся финансовые инструменты страхования ответственности облачных провайдеров перед заказчиками, для многих из которых работа ИТ-приложений критична для жизнедеятельности компании. По моим представлениям, что бы все это начало работать и облака стали доминантой в корпоративном ИТ, должно пройти примерно 5–10 лет», — считает Илья Тамбовцев («Пивоваренная компания «Балтика»).
Конечно, в рамках небольшого обзора мнений невозможно даже поверхностно охватить столь обширную тему, как ЦОДы. Год от года ИТ-рынок не только растет, но и становится более зрелым. А зрелость подразумевает в том числе и ответственность компаний за те услуги, которые они предоставляют, а если говорить о заказчиках — то мудрость и взвешенность принимаемых решений. Безусловно, рынок коммерческих ЦОДов имеет все предпосылки для дальнейшего роста, но и строительство собственных дата-центров будет оставаться выгодным и целесообразным, особенно если использовать передовые технологии экономии электроэнергии и оптимизации обслуживания. Ведь все это в конечном итоге ведет к эффективности бизнеса.
Комментарии:
Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок»:
Сейчас преобладает компромиссный, вариант — строить свой ЦОД как основной, а в качестве резервного использовать внешний.
Борис Грановский, директор компании «Стинс Коман Интегрированные решения»:
"Да, коммерческие ЦОДы — это часто возможность оптимизировать расходы, но безопасность всегда оказывается решающим фактором, и компании сегодня готовы платить больше, но и быть уверенными в сохранности данных".
Александр Переведенцев, главный специалист отдела инженерных решений компании «Техносерв»:
"На данный момент рынок аутсорсинга ЦОДов не сформировался, а соответственно, нет четких стандартов и культуры и, прежде всего, удовлетворяющих заказчика условий предоставления услуг".
Михаил Марголин, генеральный директор компании Enspace (группа Maykor):
"Несмотря на реально незначительное проникновение облачных технологий в бизнес, практически все специалисты рынка признают их экономическую эффективность, а также перспективность использования".
Владимир Ткачев, технический директор VMware в России и СНГ:
"Дополнительный стимул рынку сертифицированных площадок может дать сегмент крупных заказчиков, чьи бизнес-процессы напрямую зависят от работоспособности корпоративных систем и которые готовы инвестировать в обеспечение непрерывности. По тем же причинам повысить культуру сертификации поможет, вероятно, и сегмент корпоративных ЦОДов".
Денис Сивцов, менеджер проектов, подразделение IT Business компании Schneider Electric:
"Безусловно, иногда требования клиента могут превышать возможности коммерческого ЦОДа. В данном случае необходимо оценить, есть ли действительно у заказчика необходимость в таком уровне сервиса, а также готов ли он платить за него".
Артем Гарусев, исполнительный директор компании CDNvideo:
"Если хотите заняться бизнесом по предоставлению услуг ЦОДа — надо его строить. Если есть очень крупный проект, который через год-другой определенно потребует очень больших ресурсов ЦОДа, то может быть, оправданно инвестировать в свой ЦОД. В остальных случаях лучше арендовать, а не втягиваться в сложнейшую, дорогостоящую и далекую от основного бизнеса деятельность".
Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»:
"Если вы планируете арендовать более чем половину зала коммерческого ЦОДа или около того, то, наверное, правильнее строить свой. В остальных случаях тезис «самостоятельно построить свое и получится лучше» не работает".
Анастасия Киселева, директор по маркетингу компании Delta Electronics:
"В силу стремительного перехода на облачные технологии и использования мобильных приложений требования к центрам обработки данных довольно ужесточились. Современный ЦОД должен быть более надежным, отказоустойчивым и компактным без потери мощности на стойку".
Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS:
"Важной тенденцией является появление типизированных решений, пакетных предложений, а также сегментирование услуг ЦОДов для различных категорий потребителей".
Павел Харламов, начальник отдела ИТ компании «Юнитайл» (CIO CLUB ЮГ):
"Не хватает более широкого освещения в СМИ конкретных примеров использования российскими компаниями ресурсов коммерческих ЦОДов. Рекламной информации более чем достаточно. Но она почти не дает конкретики, которая для заказчика была бы очень полезной при выборе решения".
Николай Денисенко, ИТ-Директор компании «Митос Строй» (CIO CLUB ЮГ):
"Даешь больше ЦОДов, хороших и разных!"
Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай» (CIO CLUB ЮГ):
"В настоящее время уровень предоставляемых услуг со стороны коммерческих ЦОДов оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия массового спроса провайдеры относительно пассивны в вопросах модернизации инженерных систем и роста качества обслуживания".
Илья Тамбовцев, начальник отдела развития ИТ «Пивоваренная компания «Балтика»:
"Нет сейчас такого спроса на услуги коммерческих ЦОДов, сколько есть предложений на рынке".
Антон Десятник, начальник отдела ИТ компании «Градиент Юг» (CIO CLUB ЮГ):
"Одним из основных факторов, мешающих перейти на облачную инфраструктуру, я бы назвал психологический, то есть боязнь, недоверие процессам протекающим «где-то там», вне зоны моего контроля. А владельцы бизнеса и «топы» очень часто достигли успеха именно благодаря личному контролю над ситуацией".
Иван Козлов, директор по ИТ компании METS? GROUP (Россия):
"У информации есть три свойства, которые должны обеспечиваться ЦОДом: целостность, достоверность и доступность. Первые два необходимы всем. А вот требования по доступности информации могут варьироваться в зависимости от отрасли. Кто-то может часами работать без онлайн-доступа к данным, а для кого-то и минутная задержка может быть критична".
Опубликовано 17.07.2013
Похожие статьи
VK (Mail.ru Group)Госсектор, 09.06.24
Госсектор, 02.06.24
Госсектор, 22.03.24
Галина ЖуравлеваИТ в бизнесе, 05.03.24