Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…
Очень-очень давно, в Париже позапрошлого века, в один декабрьский день произошло, на первый взгляд, не такое уж важное событие: для развлечения скучающей публики был проведен платный показ «самодвижущихся картинок» братьев Люмьер. Судьбе было угодно, чтобы именно он запомнился как первый киносеанс в истории человечества. Для нас сейчас неважно, был ли он действительно первым или всего лишь наиболее известным. Важно другое.
Во-первых, талантливые изобретатели и не менее талантливые коммерсанты братья Люмьер разработали систему публичных показов, которая делала кинематограф доходным бизнесом. Принцип коммерческого соглашения с обязательным отчислением роялти превратил кино из забавной игрушки для высших слоев общества в искусство, доступное всем.
А во-вторых, на том самом сеансе присутствовал сын богатого фабриканта Жорж Мельес, у которого было огромное желание творить новое. Талантливый художник, иллюзионист, сценарист, режиссер и постановщик трюков, он не мог пройти мимо открывшихся перспектив и с энтузиазмом неофита взялся за дело. И пусть актеры в его фильмах не могли передать всех душевных терзаний одним лишь взглядом, пусть им не было дано высокого искусства театральной драмы, но Жорж Мельес и его актеры сделали всем нам колоссальный подарок – дали толчок к использованию спецэффектов в кинематографе, а следовательно, стали одними из предшественников необычайно зрелищных голливудских блокбастеров. Смотрите вы «Властелина колец», «Алису в Стране чудес», «Аватара» или третьеразрядный боевик, помните – начало жанра было положено в студиях таких вот энтузиастов. Их примитивные картонные декорации, подвешенные на канатах и блоках, разрисованные краской пыльные театральные задники дали нам возможность увидеть «Терминатора» и «Звездные войны».
Сегодняшняя киноиндустрия гораздо более избалована и требовательна. Для нормальной работы необходимы качественные мониторы, мощные процессоры и видеокарты, плюс Adobe Premiere Pro, Final Cut Pro X или VEGAS Pro 17 с чашечкой эспрессо. Впрочем, последняя обязательна не всегда, ибо, если судить по некоторым «режиссерским находкам», их создатель явно находился под воздействием качественно забродившего настоя плодов и ягод. Или, как вариант, белого стирального порошка.
Монтажные студии начального и среднего уровня в Linux
Представленный Ubuntu Studio OpenShot Video Editor по критериям настоящих профи подходит больше для домашнего использования. Несмотря на это, даже его возможности очень велики. Максимальное разрешение рабочего проекта – 4K UHD 2160p, частота – до 60 кадров в секунду. Время просчета конечного результата зависит только от технических особенностей вашего «железа». Программа может работать с несколькими видеодорожками, а значит, позволяет сводить в одном ролике разные сцены. Для художественного перехода между сценами предлагается огромное количество визуальных эффектов. Всяческие «размытые лучи», «светящиеся полоски» и «водовороты» так и манят применить их все одномоментно.
Скрывающиеся за клавишей «эффекты» инструменты позволяют провести коррекцию цветов, настройку яркости и контрастности, а также откадрировать любую часть видео. Кстати, под этой же клавишей скрывается возможность применить хромакей, так что видео с тверком на фоне «Танца маленьких утят» – вполне себе достижимая цель.
В OpenShot Video Editor очень удобны и зрелищны преднастроенные анимированные титры. Созданные с помощью 3D-редактора Blender, они заставляют надолго зависать перед монитором, перебирая различные варианты.
Если судить непредвзято, то OpenShot Video Editor и его возможности не только достаточны, но порой даже избыточны для монтажа семейного видео.
Kdenlive
Живой пример хорошей программы нелинейного монтажа видео. Совершенно бесплатна и распространяется под лицензией GNU GPL. Вначале ее разработчики рассматривали в качестве основной платформы Linux, но сейчас Kdenlive также доступна для FreeBSD и Windows. Несмотря на свою бесплатность, позиционируется как качественный полупрофессиональный продукт, позволяющий выполнять:
● многодорожечное редактирование;
● отделение видео от звука и размещение их на отдельных дорожках;
● работу над проектом даже во время просчета финального результата;
● трансформацию видео (виньетирование, кадрирование, хромакей и т. д.);
● художественную обработку видео и добавление спецэффектов;
● коррекцию цвета, яркости и баланса белого;
● коррекцию звука;
● создание титров.
Большой плюс данного редактора – наличие поддержки. С домашней страницы Kdenlive можно перейти на форум. Желающие могут также ознакомиться с русскоязычным руководством пользователя. Особого внимания заслуживает Toolbox – раздел, где подробно рассматриваются примеры использования различных инструментов и новых функций приложения.
Хотелось бы отметить, что как OpenShot Video Editor, так и Kdenlive взяты в качестве примеров совершенно случайно. Видеоредакторов такого уровня для Linux-систем вполне достаточно. Среди более продвинутых приложений можно упомянуть кроссплатформенный Shotcut, позволяющий работать под Windows, Mac и Linux. Его особенностью является заявленная поддержка аппаратуры компании Blackmagicdesign – производителя электронного оборудования для вещания и видеопроизводства.
Профессиональная постобработка в Linux
Долгое время разработчики профессиональных видеоредакторов не жаловали Linux. Среди причин подобного отношения можно назвать небольшую долю на рынке операционных систем и широкое разнообразие дистрибутивов Linux. Даже сама направленность Linux-сообщества в сторону ПО с открытым кодом не добавляет симпатий у сторонников традиционной коммерции.
Как бы то ни было, до недавнего времени настоящих программных комплексов для производства «большого видео» в Linux не числилось. Специалисты, работающие в постпродакшн, и по сей день не смогут найти здесь привычные им Adobe Premiere Pro или Vegas Pro 17. Вполне вероятно, Adobe System и MAGIX Software не считают долю рынка Linux-систем существенной и их коммерческие планы не предполагают портирования своих продуктов на другие ОС. Время покажет, было ли это решение верным.
В последние годы отношение к свободным операционным системам изменилось. Меняются и способы ведения бизнеса. Более расторопные игроки, понимая, что рынок Linux-систем растет, уже предлагают свои решения как кроссплатформенные. Например, одна из ведущих фирм по производству оборудования для видеопродакшена – Blackmagic – уже давно позволяет использовать свой уникальный DaVinci Resolve в Linux. И улыбчивая акула Lightworks ведет себя соответственно своему логотипу, тоже застолбив место под солнцем в попытках откусить кусочек предполагаемого сладкого сегмента рынка.
Стоит упомянуть, что видеоредакторы Blackmagic и Lightworks – общепризнанные стандарты качества в профессиональной киноиндустрии, способные удовлетворить самые высокие запросы профессионалов. Тем приятнее, что любой пользователь Linux может пользоваться бесплатными версиями Lightworks for Linux и DaVinci Resolve 16 for Linux.
...Иногда я думаю: что смогли бы сотворить пионеры кинематографа, имей они доступ к тем программам нелинейного монтажа, что есть на моей машине? И сам себе отвечаю: да то же самое, что сегодня создают многие талантливые любители и профессионалы мира видео. Независимо от эпохи, всегда найдутся таланты, способные внести свой вклад в такое старое и такое молодое искусство создания самодвижущихся картинок.
Опубликовано 06.07.2020