Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…

Логотип компании
Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…
Что делать людям, которым необходим видеомонтаж, но приходится работать в «пингвиньей» среде?..

Очень-очень давно, в Париже позапрошлого века, в один декабрьский день произошло, на первый взгляд, не такое уж важное событие: для развлечения скучающей публики был проведен платный показ «самодвижущихся картинок» братьев Люмьер. Судьбе было угодно, чтобы именно он запомнился как первый киносеанс в истории человечества. Для нас сейчас неважно, был ли он действительно первым или всего лишь наиболее известным. Важно другое.

Во-первых, талантливые изобретатели и не менее талантливые коммерсанты братья Люмьер разработали систему публичных показов, которая делала кинематограф доходным бизнесом. Принцип коммерческого соглашения с обязательным отчислением роялти превратил кино из забавной игрушки для высших слоев общества в искусство, доступное всем.

А во-вторых, на том самом сеансе присутствовал сын богатого фабриканта Жорж Мельес, у которого было огромное желание творить новое. Талантливый художник, иллюзионист, сценарист, режиссер и постановщик трюков, он не мог пройти мимо открывшихся перспектив и с энтузиазмом неофита взялся за дело. И пусть актеры в его фильмах не могли передать всех душевных терзаний одним лишь взглядом, пусть им не было дано высокого искусства театральной драмы, но Жорж Мельес и его актеры сделали всем нам колоссальный подарок – дали толчок к использованию спецэффектов в кинематографе, а следовательно, стали одними из предшественников необычайно зрелищных голливудских блокбастеров. Смотрите вы «Властелина колец», «Алису в Стране чудес», «Аватара» или третьеразрядный боевик, помните – начало жанра было положено в студиях таких вот энтузиастов. Их примитивные картонные декорации, подвешенные на канатах и блоках, разрисованные краской пыльные театральные задники дали нам возможность увидеть «Терминатора» и «Звездные войны».

Сегодняшняя киноиндустрия гораздо более избалована и требовательна. Для нормальной работы необходимы качественные мониторы, мощные процессоры и видеокарты, плюс Adobe Premiere Pro, Final Cut Pro X или VEGAS Pro 17 с чашечкой эспрессо. Впрочем, последняя обязательна не всегда, ибо, если судить по некоторым «режиссерским находкам», их создатель явно находился под воздействием качественно забродившего настоя плодов и ягод. Или, как вариант, белого стирального порошка.

Монтажные студии начального и среднего уровня в Linux

Представленный Ubuntu Studio OpenShot Video Editor по критериям настоящих профи подходит больше для домашнего использования. Несмотря на это, даже его возможности очень велики. Максимальное разрешение рабочего проекта – 4K UHD 2160p, частота – до 60 кадров в секунду. Время просчета конечного результата зависит только от технических особенностей вашего «железа». Программа может работать с несколькими видеодорожками, а значит, позволяет сводить в одном ролике разные сцены. Для художественного перехода между сценами предлагается огромное количество визуальных эффектов. Всяческие «размытые лучи», «светящиеся полоски» и «водовороты» так и манят применить их все одномоментно.

Скрывающиеся за клавишей «эффекты» инструменты позволяют провести коррекцию цветов, настройку яркости и контрастности, а также откадрировать любую часть видео. Кстати, под этой же клавишей скрывается возможность применить хромакей, так что видео с тверком на фоне «Танца маленьких утят» – вполне себе достижимая цель.

В OpenShot Video Editor очень удобны и зрелищны преднастроенные анимированные титры. Созданные с помощью 3D-редактора Blender, они заставляют надолго зависать перед монитором, перебирая различные варианты.

Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…. Рис. 1 

Если судить непредвзято, то OpenShot Video Editor и его возможности не только достаточны, но порой даже избыточны для монтажа семейного видео.

Kdenlive

Живой пример хорошей программы нелинейного монтажа видео. Совершенно бесплатна и распространяется под лицензией GNU GPL. Вначале ее разработчики рассматривали в качестве основной платформы Linux, но сейчас Kdenlive также доступна для FreeBSD и Windows. Несмотря на свою бесплатность, позиционируется как качественный полупрофессиональный продукт, позволяющий выполнять:

●     многодорожечное редактирование;

●     отделение видео от звука и размещение их на отдельных дорожках;

●     работу над проектом даже во время просчета финального результата;

●     трансформацию видео (виньетирование, кадрирование, хромакей и т. д.);

●     художественную обработку видео и добавление спецэффектов;

●     коррекцию цвета, яркости и баланса белого;

●     коррекцию звука;

●     создание титров.

 Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…. Рис. 2 

Большой плюс данного редактора – наличие поддержки. С домашней страницы Kdenlive можно перейти на форум. Желающие могут также ознакомиться с русскоязычным руководством пользователя. Особого внимания заслуживает Toolbox – раздел, где подробно рассматриваются примеры использования различных инструментов и новых функций приложения.

Хотелось бы отметить, что как OpenShot Video Editor, так и Kdenlive взяты в качестве примеров совершенно случайно. Видеоредакторов такого уровня для Linux-систем вполне достаточно. Среди более продвинутых приложений можно упомянуть кроссплатформенный Shotcut, позволяющий работать под Windows, Mac и Linux. Его особенностью является заявленная поддержка аппаратуры компании Blackmagicdesign – производителя электронного оборудования для вещания и видеопроизводства.

 Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…. Рис. 3 

Профессиональная постобработка в Linux

Долгое время разработчики профессиональных видеоредакторов не жаловали Linux. Среди причин подобного отношения можно назвать небольшую долю на рынке операционных систем и широкое разнообразие дистрибутивов Linux. Даже сама направленность Linux-сообщества в сторону ПО с открытым кодом не добавляет симпатий у сторонников традиционной коммерции.

Как бы то ни было, до недавнего времени настоящих программных комплексов для производства «большого видео» в Linux не числилось. Специалисты, работающие в постпродакшн, и по сей день не смогут найти здесь привычные им Adobe Premiere Pro или Vegas Pro 17. Вполне вероятно, Adobe System и MAGIX Software не считают долю рынка Linux-систем существенной и их коммерческие планы не предполагают портирования своих продуктов на другие ОС. Время покажет, было ли это решение верным.

В последние годы отношение к свободным операционным системам изменилось. Меняются и способы ведения бизнеса. Более расторопные игроки, понимая, что рынок Linux-систем растет, уже предлагают свои решения как кроссплатформенные. Например, одна из ведущих фирм по производству оборудования для видеопродакшена – Blackmagic – уже давно позволяет использовать свой уникальный DaVinci Resolve в Linux. И улыбчивая акула Lightworks ведет себя соответственно своему логотипу, тоже застолбив место под солнцем в попытках откусить кусочек предполагаемого сладкого сегмента рынка.

Стоит упомянуть, что видеоредакторы Blackmagic и Lightworks – общепризнанные стандарты качества в профессиональной киноиндустрии, способные удовлетворить самые высокие запросы профессионалов. Тем приятнее, что любой пользователь Linux может пользоваться бесплатными версиями Lightworks for Linux и DaVinci Resolve 16 for Linux.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

 Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…. Рис. 4 

Работаем с видео в Linux: раз картинка, два картинка…. Рис. 5

...Иногда я думаю: что смогли бы сотворить пионеры кинематографа, имей они доступ к тем программам нелинейного монтажа, что есть на моей машине? И сам себе отвечаю: да то же самое, что сегодня создают многие талантливые любители и профессионалы мира видео. Независимо от эпохи, всегда найдутся таланты, способные внести свой вклад в такое старое и такое молодое искусство создания самодвижущихся картинок.

Смотреть все статьи по теме "OS Linux (ОС Линукс)"

Опубликовано 06.07.2020

Похожие статьи