CRM-системы в условиях кризиса
2015 год по сравнению с 2014-м, конечно, был намного хуже в плане экономической ситуации. Соответственно, объемы продаж программного обеспечения снижались. Но, на мой взгляд, во времена потрясений и экономических катаклизмов программные продукты класса CRM не просто должны сохранять свои продажи, но, наоборот, увеличивать их. Это, прежде всего, связано с тем, что компании, стремящиеся пройти период кризиса, будут стараться всеми способами (в том числе и с помощью информационных технологий) оптимизировать свою работу. А, как мы знаем, CRM-системы помогают навести порядок именно во взаимоотношении работы с клиентами и поставщиками.
Тренды ИТ-рынка
По оценкам ведущих аналитических агентств, в 2012–2013 годах рост рынка CRM (продажа лицензий, поддержка и услуги по внедрению) находился на уровне 15–25%, а участники данного рынка пытались преодолеть барьер в $100 млн. Но, как тогда отмечали аналитики, к сожалению, этого не произошло: рынок CRM оказался на уровне $90 млн, поскольку сократилось число крупных внедрений на тысячу рабочих мест, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошло к своему завершению. Однако наблюдался рост проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях, что стало свидетельством изменения вектора на рынке и его дозревания.
В 2014 году, как считают аналитики, рынок CRM увеличился на 10%. Рост мог быть и больше, однако на динамику рынка повлияла сложная экономическая ситуация, сложившаяся в конце года, а также скачок курсов валют, из-за которого лицензии на иностранные решения стали дороже для отечественных заказчиков. Еще один фактор снижения динамики — сокращение числа крупных проектов.
Тогда же, в 2014-м, прогнозировалось, что на следующий год рынок CRM все-таки продолжит свой рост, но уже с уровнем 5%. Это обусловлено именно тем, что CRM-решения используются как инструмент для зарабатывания денег. Причем, как мне кажется, падения спроса на CRM-системы не будет, а, наоборот, обострение конкуренции позволит сохранить продажам CRM положительную тенденцию.
В 2016 году, на мой взгляд, отрасли, прежде обращавшие не слишком много внимания на CRM-системы, будут вынуждены обратиться к ним. Как я писал выше, это обусловлено именно конкуренцией между компаниями, а CRM, конечно при правильном внедрении и использовании, помогут держать с клиентом, партнером и поставщиком постоянный положительный контакт. Отрасли, которые раньше считались аутсайдерами (страхование, недвижимость, транспорт, телекоммуникации), я думаю, больше сил и средств будут вкладывать в CRM-решения, чтобы остаться на своих рынках.
Ввиду сложной экономической ситуации клиенты в большей степени станут ориентироваться на получение быстрого результата. Длительные проекты окажутся единичными. Поэтому вероятно преобладание «коробочных» решений с минимальными доработками. Компании, которые не имеют своих ресурсных емкостей или не хотят эти ресурсы использовать, предпочтут для размещения CRM-систем облачные технологии, что также является актуальным и определенным ориентиром потребностей клиентов. Соответственно, компании-интеграторы и производители будут развивать такие направления и расширять возможности облачных CRM-решений.
Импортозамещение
С 2015 года наше правительство весьма активно продвигает идею импортозамещения программного обеспечения. А с начала 2016-го мы видим составление государственного реестра (каталога) программного обеспечения, усиление требования правительства в отношении государственных компаний отказаться от приобретения и использования иностранного ПО и ориентироваться только на российские программные продукты. Безусловно, это затронет и рынок CRM. Большинство потребителей CRM — коммерческие компании, которые могут и не учитывать рекомендации правительства, но определенное воздействие на рынок, конечно, будет оказано. Думаю, в 2016 году мы увидим рост на рынке CRM, поскольку эти системы расцениваются бизнесом как способ выживания и повышения конкурентоспособности.
Итак, какие же рекомендации можно дать ИТ-директорам, директорам и собственникам компаний?
Во-первых, если в настоящее время в ваших компаниях не используются указанные продукты — присмотритесь к ним, ознакомьтесь с принципами работы и результатами, которые могут дать такие решения. Возможно, это послужит новым толчком в развитии вашего бизнеса, а в некоторых случаях и позволит сохранить компании.
Во-вторых, если вы все же поймете, что CRM вам нужна — проведите самостоятельно, а лучше с привлечением специалистов, обзор уже готовых решений. Предложений на рынке более чем достаточно, а вот оптимальных вариантов, подходящих именно вам и способных масштабироваться в ближайшие 7–10 лет, может быть и не так много. Сделав правильный выбор, вы сэкономите значительные средства и избежите лишних расходов на приобретение заведомо избыточного и не совсем нужного решения.
И в-третьих, если вы определились с системой и готовы к внедрению и процессу изменений — найдите партнера, который вам в этом поможет. В этом случае как раз экономить не нужно, ведь от профессионализма вашего партнера по внедрению и зависит конечный результат. Эффект вы получите после внедрения, когда максимально быстро сможете использовать все преимущества установленной вами CRM-системы.
Удачи вашему бизнесу!
Опубликовано 24.05.2016