Конкуренция с технологическими гигантами
Маленькие провайдеры зачастую не уступают гигантам
Конечно, существует и прямая конкуренция, и в этом смысле она ничем не отличается от любой другой – одна компания предлагает какой-то классный продукт на условиях лучших, чем у конкурентов и к ним тянутся клиенты. Например, в такой сфере как аренда облачных мощностей для размещения серверов или веб-сайтов. Да, есть технологические гиганты вроде того же AWS или Azure, но не всем нужен набор сервисов, которые они предлагают за немалые деньги. Большинство, скорее всего воспользуются более мелкими поставщиками услуг и будут платить только за то, что им реально требуется. Более того, в части функционала и надежности, маленькие провайдеры зачастую не уступают гигантам, а уж про качество технической поддержки и говорить не приходится – она у них как правило на высоте, потому что каждый клиент действительно важен.
Сложности конкуренции
Но конкурировать становится сложнее, если речь про совсем популярные и массовые программные продукты. Никто с нуля не сможет сделать конкурента gmail или почты mail.ru. Трудно будет убедить инвесторов, что именно ваш почтовый сервис станет настолько же популярен, потому что переход с одного подобного сервиса на другой – это уже сама по себе отдельная проблема для конечного пользователя.
Даже технологические гиганты, конкурируя между собой, зачастую терпят неудачу. Вспомните запуск Windows Phone от компании Microsoft? Вложения были колоссальными, платформа и инфраструктура были готовы, возможно, лучше других, однако Microsoft не удалось убедить пользователей перейти на свои устройства и время было упущено. Нехватка мобильных приложений, скудный ассортимент устройств и общая скорость развития не дали Microsoft занять свое место на этом рынке. Что уж говорить, о небольших компания, которые бы могли решиться на такое.
Поэтому как правило, конкуренция происходит не напрямую. Стартапы не пытаются играть на поле крупных игроков, а находят свои ниши, которые технологические гиганты не заметили или по каким-то причинам проигнорировали.
Как это бывает
Например, стартап Pebble, который собирал деньги буквально на Kickstater’e предложил клиентам простые и недорогие фитнесс-часы с монохромным экраном. И это было отличной идеей, потому что в 2013 году платить сотни долларов за доминировавшие тогда на рынке Apple Watch или Garmin большинство потенциальных клиентов были просто не согласны. Появился Android Wear, но он был еще в стадии глубокой разработки и не подходил для пользовательских устройств. Популярность была огромной, потому что владельцы Pebble просто нашли незанятую нишу. Пока в 2016 году Pebble не был приобретен компанией Fitbit, но это уже совсем другая история.
Поглощение стартапов
Поглощения - это тоже важный этап жизненного цикла небольших компаний. Зачастую, разрабатывая свои технические решения как с дополнения к уже существующим решениям крупных компаний, стартапы бывают поглощены этими самыми гигантами и после этого теряют самостоятельность. Партнерство может принимать разные формы, но это довольно частый сценарий. Хотя сегодня в эпоху цифровых магазинов так происходит далеко не всегда. Хотя та же компания Microsoft, например, активно скупает различных студии и разработчиков компьютерных игр вместо того, что просто продавать их продукты в своих маркетплейсах.
Правда и в том, что большинство стартапов не выживают и в принципе совсем не против, чтобы их купил какой-то крупный игрок, принеся прибыль своим основателям. Дальше эта прибыль будет вложена в следующий стартап и цикл повторится.
Кадры решают все
Есть еще один аспект этого вопроса – а кто работает в этих компаниях? Для того, чтобы создавать программные продукты нужны специалисты, а их надо чем-то привлекать. Конечно, у больших компаний свои плюсы - это и ресурсы, и привлекательные условия труда, доступ к более продвинутым технологиям. Но и у стартапов и небольших компаний есть что-то, из-за чего их все чаще выбирают молодые инженеры. Такие вещи как отсутствие бюрократии, а также возможность непосредственно влиять на создаваемый продукт привлекает очень многих. Видеть, как продукт, к которому лично ты приложил руку растет, развивается и выходит на рынок – это очень приятный опыт. Тем более, что небольшая компания всегда ближе к клиентам и более чутко реагирует на их запросы, а значит и ваш продукт адаптируется куда быстрее, чем аналогичный у крупной компании.
Итого
Если подытожить, то я бы сказал, что у маленьких ИТ-компаний сегодня есть все инструменты и возможности, чтобы стать успешными. История знает взлеты небольших стартапов, но провалы продуктов таких гигантов как Google. Кто сейчас вспомнит Buzz или Google+? А много ли сейчас пользователей в соцсети Orkut? Зато все мы пользуемся Youtube, который как раз был стартапом, но был приобретен Google, когда те перестали развивать свой аналогичный сервис Google Video. В то же время, например, Airbnb, Pinterest или Wordpress – всё это стартапы, которые нашли свою нишу, завоевали популярность и стали многомиллионным компаниями.
Опубликовано 31.08.2023