Корпоративы для бизнеса: как мотивировать команду на подвиги

Логотип компании
Корпоративы для бизнеса: как мотивировать команду на подвиги

Изображение: maxbelchenko/shutterstock.com

Командный дух — величина важная, но непостоянная. Как при помощи корпоративов поддерживать результаты в команде, какие сценарии заходят лучше и как усилить HR-бренд с помощью мероприятий, порталу IT-World рассказал Андрей Никонов, CEO компании Riverstart.

Зачем нужны корпоративы с точки зрения бизнеса

Корпоратив — это полуторжественное собрание сотрудников, для которого есть знаковый повод: календарный праздник, конец отчетного периода или завершение проекта. Предполагается, что общение в неформальной обстановке:

  • объединяет команду, дает чувство причастности к чему-то сильному;
  • помогает адаптации новых сотрудников;
  • упрощает взаимодействие между людьми и подразделениями за счет личного расположения.

Корпоратив повышает мотивацию, давая сотрудникам почувствовать свою ценность на отличном от служебного поле: человек, который хорошо проявил себя, будет стремиться поддержать реноме «успешного» и дальше, в профессиональной среде.

Высшая цель корпоратива — создать эмоциональный капитал, опираясь на который люди легче преодолевают профессиональные сложности. Морально удовлетворенный, довольный собой и коллективом сотрудник более лоялен к организации. С ней он закрывает больше своих потребностей — не только в зарплате, но и в признании, коллективе, единомышленниках.

В общем, правильный корпоратив — это рабочий инструмент, рождающий чувство сопричастности общему делу. Но это в идеале — в реальности корпоративные посиделки, задуманные как душевный отдых в кругу коллег, из-за непродуманного сценария и слабой организации могут привести к обратному результату. Вместо командного духа и возросшей продуктивности компания получит источник сплетен и недовольных сотрудников с низкой мотивацией.

Как избежать проблем и сделать все правильно?

Пара слов о формализме. Отсутствие корпоративной культуры и командных ценностей — частая проблема многих коллективов. Директор или руководитель может распорядиться организовать мероприятие ради подъема командного духа, но если на уровне реализации не знают, какие у компании ценности и зачем их развивать, произойдет примерно следующее:

— Давайте устроим эстафету с перетягиванием каната и прыжками в мешках? 

— Отличная идея! А чтобы прониклись корпоративным духом, пусть болельщики и участники в процессе поют гимн компании! 

— Неплохо, коллега, но у нас нет гимна.

— Так вот пусть каждый отдел сочинит свой вариант, а мы устроим творческий конкурс «Славься любимый бренд»! 

— Великолепно!

Корпоративы для бизнеса: как мотивировать команду на подвиги. Рис. 1

Формализм превращает жизнь в плохую комедию. Одни изображают креатив, другие, вынуждены участвовать в навязанном шоу и недовольно шептаться в курилке. Если нет повода, целей и ценностей, не нужно делать «праздник» для отчетности. Лучше отпустите народ пораньше домой, пусть коллектив просто отдохнет.

Что бы вы ни делали, главное — без принуждения

Все компании разные, в ИТ-индустрии множество креативных коллективов, которые в части организации командного отдыха могут быть примером. Наш опыт также говорит о том, что вопреки распространенному мнению, корпоратив — это не обязательно развлекательная программа по мотивам «Голубого огонька».

Спорт

Доброй традицией нашей команды стали спортивные мероприятия на выезде. Есть множество активностей в разных городах, где можно зарегистрироваться корпоративно. Вот список наиболее крутых, где мы участвовали:

  • преодолевали грязевые рвы, ползли под колючей проволокой, ныряли в ледяную воду на «Стальном характере» — это ежегодном экстремальном забеге, который проходит в разных городах;
  • бегали ночью по лесной дороге в Нижнем Новгороде в рамках Hero League Trail;
  • участвовали в горных трейлах Wild Trail в Дагестане, Чеченской Республике и в Архызе;
  • пробовали рафтинг, яхтинг и другие динамичные радости.

Такой корпоративный досуг доступен не только убежденным зожникам.

Во-первых, соревнования и маршруты подбираются с учетом подготовки команд. На Wild Trail в Архызе мы выбрали сложную, но не самую длинную трассу протяженностью в 10 км — подобрали по уровню команды.

Во-вторых, формат поездки вовсе не означает спартанских условий в быту. Например, в Архыз команда поехала за неделю до забега. Коллеги жили в арендованном доме, работали в импровизированном офисе на первом этаже и веранде, куда дотягивался Wi-Fi, а по вечерам гуляли и готовились к трейлу.

Яркие эмоции, пережитые вместе, сближают сильнее. Попробуйте собрать команду из коллег на забег или эстафету из желающих. Начинать активничать можно с местных локаций и небольших нагрузок, а после подготовки и первых стартов переходить к «Гонке Героев» или «Стальному характеру». Тренироваться лучше тоже вместе, так веселее.

Главное: такие мероприятия не должны быть обязательными. Сейчас модно быть «на спорте», наверняка в вашей команде тоже есть активные люди. Аккуратно «поселите» идею среди них, а остальные, слушая яркие рассказы и глядя на довольные лица, обязательно подтянутся.

Хорошие варианты активного командного отдыха, которые не требуют серьезной физической подготовки:

Читайте также
Как руководителю развить эмпатию и построить доверительную коммуникацию в коллективе, разбирался IT-World.

  • картинг;
  • фрисби, городки;
  • конные прогулки;
  • дрон-рейсинг;
  • сплав на плотах, сапах, байдарках;
  • лазертаг, пейнтбол.

Список можно продолжать бесконечно, важно другое: в каждую активность нужно добавлять элемент соперничества — либо соревнуются команды наших сотрудников, либо наша команда против других. Так достигается несколько целей: определяются лидеры и те, кто предпочитает роль исполнителя, повышается мотивация, становятся прочнее личные связи. Обязательное условие — мероприятие проводится на оборудованных площадках и под контролем профессиональных инструкторов.

Творчество и эрудиция

Допустим, спорт не находит отклика в коллективе или просто хочется более спокойного отдыха. Не проблема: существует масса мирных способов интересно и с пользой провести корпоративный досуг.

Мы любим ходить на научно-популярные лекции и посещать художественные выставки. Благодаря отдельным ценителям искусства и архитектуры, которые инициируют такие походы, многие посещают мероприятия, на которые не так интересно ходить в одиночку. А однажды мы заказали у местного гида индивидуальную экскурсию по исторической улице, на которой расположен наш офис.

Попробуйте творчество и получение новых знаний — эти ингредиенты универсально подойдут к любому событию. Сценарий может быть разным:

  • мастер-классы по искусству, кулинарии, гончарному ремеслу;
  • совместное посещение лекций, экскурсий, музеев;
  • тематическая костюмированная вечеринка;
  • кулинарный конкурс;
  • викторины, квизы.

Перед новогодним корпоративом мы попросили сотрудников компании передать ответственному записки с личными фактами: «умею играть на барабанах и выступал в панк-группе», «учу корейский и сдал экзамен на знание языка», «мне делал предложение известный певец», «прочитала Гарри Поттера пять раз» и прочее. На вечеринке по очереди тянули фанты из шляпы и пытались определить, о ком из коллег речь: все ходили с бумажками друг к другу, спрашивали, общались, удивлялись, рассказывали истории, которые с этими фактами связаны.

Такой конкурс — лучший способ увидеть друг в друге что-то большее, чем роль «менеджера», или «программиста». Каждый раскрывается как личность, и очень интересно узнать, что, оказывается, с этим суровым коллегой у вас одинаковое хобби, а самый тихий сотрудник в свободное время играет тяжелый рок.

Корпоративы для бизнеса: как мотивировать команду на подвиги. Рис. 2

На том же корпоративе мы пригласили выездную подкастную и устроили сотрудникам «день откровений»: приглашали по очереди и один на один спрашивали о любимых проектах, просили хвалить себя как специалиста и раздавать членам команды титулы — «самая яркая улыбка», «чемпион по созвонам», «лучший шутник», «профи высочайшего уровня», «модник» и прочие.

Такая атмосфера располагает участников к откровенности, они раскрываются сами, фиксируют достижения и чувствуют, что являются частью сильной команды.

В итоге компания получила несколько роликов: для внутреннего использования и для HR-целей в качестве усиления бренда работодателя.

Социальные проекты

Социальные (благотворительные) корпоративные проекты — это не только действенный способ объединить команду благородной идеей. Участие в таких программах приносит компании репутацию ответственного партнера и укрепляет имидж.

Люди склонны любить то, что создали сами, а если это плод коллективного творчества, то приятный опыт будет перенесен на коллег, так работает позитивное закрепление.

Попробуйте, например:

  • организовать субботник с уборкой территории, посадкой деревьев или развешиванием скворечников и кормушек;
  • стать донорами крови;
  • помочь питомнику для бездомных животных.

Такие мероприятия тоже помогают сплотить команду, заявить о себе в профессиональной среде и профильных СМИ.

Об удаленщиках

Удаленные сотрудники — обычное явление для большинства современных компаний: благо, технологии позволяют писать код и редактировать посты, находясь за 1000 км от центрального офиса. Но, даже если вы ежедневно созваниваетесь с коллегами, личное знакомство необходимо.

Как можно включать удаленщиков в коллектив:

  • Созвоны с включенными камерами — эффективная практика поддержания отношений в команде. Например, отдел может проводить еженедельные пятничные созвоны, чтобы каждый мог поделиться новостями, планами и, например, вещами, которые его вдохновили или порадовали.
  • Если эти люди работают в вашем городе, можно договориться на офисный день раз в неделю или просто приглашайте их на неформальные встречи после работы, на совместное посещение мероприятий.
  • Удаленщики в штате не должны чувствовать себя обделенными, если все участвуют в корпоративе, а они нет. Нормальная практика — оплатить иногороднему сотруднику дорогу и гостиницу, чтобы он мог приехать на общий корпоратив компании.

В нашей компании есть правило собирать всех желающих штатных сотрудников на летний и новогодний корпоратив. На последнем новогоднем празднике собрались сотрудники из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Старого Оскола, Челябинска и Владивостока.

Корпоративы — нужная часть бизнес-культуры

Коллективные мероприятия дают сотрудникам ощущение причастности к общему делу и значимости собственного вклада в компанию. Эмоции, полученные на корпоративе, мотивируют к повышению личной производительности не меньше материальных бонусов, помогают сотрудникам раскрыться и получить заряд вдохновения перед будущими задачами.

Читайте также
Сегодня цифровая трансформация является ключевым фактором развития банковской сферы. Искусственный интеллект (ИИ), когда-то казавшийся футуристической идеей из научно-популярных книг, стал практическим инструментом для оптимизации чуть ли не всех процессов в компаниях и предоставляет значительное конкурентное преимущество тем, кто его использует. Банк, в котором я работаю (входящий в топ-5 мировых банков), не остался в стороне и решил внедрить ИИ в процесс разработки. В этой статье я поделюсь опытом компании в интеграции ИИ и последствиями принятых решений.

Главное, не впадать в крайности — формализм или лишнюю «семейность». Компания — это место, где мы зарабатываем деньги, а командные мероприятия — инструмент мотивации и заботы. Пусть эта забота остается адекватной.

В завершение несколько советов из личного опыта.

  • Продумывая сценарий корпоратива, оставляйте коллегам свободу. Не нужно требовать обязательного участия в активностях, особенно это касается спорта.
  • Не перегружайте сотрудников запланированными мероприятиями. Пусть у людей останется время просто поболтать.
  • Дайте коллегам из разных отделов и городов познакомиться заранее. Устройте онлайн-видеовстречи тех, кто собирается на корпоратив. Продумайте рассадку в транспорте и расселение.
  • Избегайте стереотипов, не превращайте корпоратив в свадьбу. Пусть атмосфера остается уважительной, а взаимодействие в коллективе не нарушает личные границы.
  • Приглашая удаленщиков-мизантропов, помните, в отличие от офисных коллег свою зону комфорта они защищают активнее.

Корпоратив — это не обязательно 8 марта и Новый год. Повод для общего хорошего настроения можно найти в любой день. И это не обязательно что-то масштабное и дорогое: пицца в офис и настольные игры могут сработать не хуже. Просто будьте искренни в своем желании мотивировать персонал.

Опубликовано 30.09.2024

Похожие статьи