«Умные города» выигрывают от использования открытых систем
Администрации крупных городов и агломераций сталкиваются с серьезными проблемами. Жители ожидают от властей более эффективной работы и более оперативного реагирования на свои проблемы и запросы. Ответ на эти вызовы требует перевода управленческих процессов на электронные рельсы, модернизации административных процедур и консолидации ИТ-систем. Как следствие, платформы с открытым кодом становятся ключом к созданию «умных городов» будущего.
Концепция «умного города» сегодня воплощается в самых разных уголках мира. Например, в 2016 году немецкая ассоциация развития информационных технологий и телекоммуникаций Bitkom провела конкурс «Цифровой город», победителем которого стал Дармштадт, расположенный на юге федеральной земли Гессен. В результате в начале 2018 года при поддержке представителей телекоммуникационного и ИТ-бизнеса здесь началась практическая отработка модели «цифрового города». В рамках проекта планируется расширить и модернизировать коммуникационные сети, а также оснастить объекты транспортной инфраструктуры, системы энергоснабжения, школы и учреждения здравоохранения новейшими цифровыми технологиями. Модернизированная инфраструктура позволит городской администрация создавать инновационные онлайн-приложения.
«Умный город» на примере Валенсии
Испанский мегаполис Валенсия с населением 790 тыс. жителей продвинулся на шаг дальше Дармштадта. За последние годы этот третий по величине город страны резко повысил свой интеллектуальный уровень. Семейство приложений AppValencia позволяет жителям в реальном времени отслеживать движение общественного транспорта, получать и оплачивать счета через Интернет, а также оперативно узнавать городские новости. Для управления компонентами «умного города» используется платформа VLCi (Valencia Ciudad Inteligente), чей технологический фундамент образует платформа «Интернета вещей» (IoT), реализованная компанией Telefónica на основе облачной платформы. Благодаря высокой гибкости этого облачного решения у администрации Валенсии появилась возможность быстро создавать, развертывать и обновлять приложения при обеспечении высокого уровня доступности, производительности и безопасности. Надо отметить, что IoT-платформа, созданная компанией Telefónica, подходит не только для мегаполисов, но и для малых и средних городов.
Собирая и централизуя данные, VLCi повышает эффективность муниципальных служб. При разработке мобильных приложений применяются современные технологии и инструменты. Для передачи данных используется связующее ПО, значительно упростившее обмен информацией между автономными программными системами.
Одной из систем, реализованных в рамках концепции «умного города», стал комплекс управления дорожным движением, позволяющий властям в реальном времени контролировать все, что происходит на главных улицах и магистралях Валенсии. Система также предоставляет данные по парковочным местам, уличному освещению и мусорным контейнерам. Последние оснащены подключенными к Интернету датчиками, что значительно повышает эффективность управления этой важной составляющей городского хозяйства.
Концепция «умного города» улучшает жизнь валенсийцев в самых разных аспектах. Например, ожидается, что оптимизация дорожного трафика поможет снизать загрязнение воздуха. Еще одна из поставленных целей – сокращение тарифов на водо- и электроснабжение за счет «умного» управления ресурсами. Кроме того, быстрый широкополосный доступ обеспечивает фундамент для эффективной интеграции домохозяйств и бизнеса в единое информационное общество.
Объединение ведомственных порталов упрощает оказание услуг
Наряду с проектами «умного города» в Германии также реализуются инициативы, направленные на то, чтобы сделать получение информации и услуги для жителей и бизнеса более простым и удобным. Важная роль при этом отводится так называемой портальной группе – проекту по консолидации информационных порталов федеральных, региональных и местных учреждений и органов власти.
Для этого планируется запустить новый портал услуг федерального правительства вместе с новой системой учетных записей для физических и юридических лиц (подробнее см. на сайте www.service.bund.de). Проект рабочей группы eID Strategy в рамках Совета по ИТ-планированию обеспечит интероперабельность старых и новых учетных записей, чтобы граждане и предприятия могли идентифицировать себя на сайтах всех учреждений и ведомств с помощью одного универсального аккаунта.
Еще один пример инициатив на федеральном уровне – участие правительства Германии в проекте Open Government Partnership. Страны, участвующие в этом проекте, декларируют и реализуют открытость и сотрудничество власти, гражданского общества и бизнеса. Причем особый акцент сделан на свободу информации, модернизацию управленческих процессов и открытость данных.
Требования к ИТ-система со стороны органов власти растут
ИТ-подразделения на всех уровнях госуправления, будь то федеральные, региональные или местные власти, сталкиваются с похожими проблемами. В частности, с необходимостью жестко контролировать расходы и одновременно проводить модернизацию, назревшую по целому ряду технических и организационных факторов. Большие затраты на эксплуатацию, управление и информационную безопасность нередко становятся тяжким грузом для бюджета организаций.
Вместе с тем требования к ИТ-подразделениям постоянно ужесточаются: сроки, отведенные для реализации новых законов и положений, сокращаются, сложность и круг решаемых задач увеличиваются, а уровень межведомственного взаимодействия и расширение функционала электронного правительства будут только расти. Традиционные ИТ-системы, построенные на базе проприетарных технологий, не позволяют внедрить современные методы разработки и не способы поднять эффективность ИТ-операций на принципиально новый уровень. Для решения этих задач нужны гибкие базирующиеся на стандартах платформы, выполненные на основе решений с открытым кодом.
Поэтому консолидация децентрализованных ИТ-ресурсов и стандартизация на архитектурном уровне играют важную роль в работе дата-центров. Принятие таких мер позволяет объединить открытые и базирующиеся на стандартах ИТ-компоненты в единый пул ресурсов и предоставлять подразделениям, сотрудникам и учреждениям необходимые вычислительные и сетевые сервисы, а также сервисы хранения данных.
Решения с открытым кодом превосходят проприетарные аналоги в плане затрат. При наличии комплексной профессиональной поддержки, Linux, в отличие от проприетарных разновидностей Unix, позволяет перевести дата-центры на менее дорогое оборудование и получить существенную экономию.
Представители самых разных отраслей экономии, а также органов власти федерального, регионального и местного уровня, отказываются от проприетарных платформ в пользу операционной системы Linux, обеспеченной профессиональной поддержкой, снижая тем самым эксплуатационные расходы и окупая вложения в сжатые сроки.
Открытость стимулирует инновации
Большое количество частных компаний, госучреждений, органов власти, университетов и разработчиков ПО принимают активное участие в формировании и развитии решений с открытым исходным кодом в рамках соответствующих проектов разработки. Эти проекты строятся на сотрудничестве множества самых разных специалистов, которые отслеживают актуальные для своей сферы деятельности темы и транслируют их на язык софта, тем самым сохраняя свой цифровой суверенитет, причем ключевой момент здесь – понимание технологий и способность их развивать и ответственно использовать. В результате, инновационные решения создаются быстрее, чем это делают разработчики проприетарного софта. Как следствие, платформы с открытым кодом могут скорее адаптироваться к новым вызовам, что уже было продемонстрировано при выходе на сцену мобильных приложений, больших данных, облачных вычислений и программно определяемых систем хранения данных.
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.
Облачная операционная система OpenStack служит отличным примером инновационного потенциала проектов с открытым кодом. Зародившись как экспериментальная ИТ-инфраструктура для университетов и грандов облачной индустрии, эта платформа превратилась в один из крупнейших проектов с открытым кодом и в настоящее время применяется большим количеством облачных провайдеров в качестве основы для предоставления услуг и сервисов представителям всех отраслей экономики.
Берлин – еще один пример того, как сегодня меняются немецкие города в рамках стратегии eGovernment. Вступивший в силу летом 2016 года, закон об электронном правительстве Берлина стал основой для расширения электронных процессов управления. Аналогичные законы приняты и в других федеральных землях Германии, включая Баварию, Баден-Вюртемберг и Саксонию. Берлинский центр ИТ-услуг ITDZ Berlin взял на себя функции централизованного поставщика ИТ-сервисов для учреждений и органов власти.
В рамках программы развития до 2020 года ITDZ Berlin планирует реализовать ряд инновационных проектов, в том числе опирающихся на преимущества комплексной автоматизации ИТ-инфраструктуры. Для достижения поставленных целей ITDZ Berlin провел внедрение платформы приложений с открытым кодом, которая позволяет унифицировать и упросить разработку, внедрение и сопровождение контейнерных приложений в физических, виртуальных и облачных средах, а также оптимизировать использование ресурсов. Кроме того, контейнерные технологии могут применяться и в процессах инвентаризации. Container Platform помогают эффективно разрабатывать приложения и оптимизировать ИТ-операции при решении таких задач, как модернизация приложений, запуск новых ИТ-сервисов и организация работы в условиях коротких циклов разработки.
Безопасность
В прошлом нередко можно было услышать, что безопасность и открытый код – это взаимопротиворечивые вещи. Правда же всегда заключалась в том, что ПО с открытым кодом не менее и не более безопасно, чем проприетарный софт, неважно, идет ли речь об операционных системах, связующем ПО, виртуализации или платформах разработки мобильных приложений.
Софт с открытым кодом способен предложить высокий уровень защищенности хотя бы потому, что за ним стоят люди, напрямую занятые решением проблем безопасности. Вендоры ПО, разработчики-фрилансеры и корпоративные заказчики участвуют в проектах с открытым кодом, поскольку высоко ценят эффект мультипликатора, возникающий в результате сотрудничества и позволяющий всем участникам применять коллективно наработанные программные исправления, усовершенствования и функциональные новшества. Когда дело касается информационной безопасности, открытый код значительно повышает шансы на раннее обнаружение и устранение рисков и уязвимостей. Крупные поставщики решений с открытым исходным кодом предлагают здесь комплексную поддержку по всем аспектам безопасности, начиная от оперативного выпуска программных исправлений и сертификации на соответствие требованиям Британского института стандартов BSI и заканчивая обширными базами знаний для специалистов по безопасности.
Во всех секторах экономики и на всех уровня госуправления открытый код стал синонимом мощной гибкой архитектуры и локомотива инноваций. Софт с открытым кодом вместе с комплексными услугами поддержки широко применяется во всем мире в качестве операционных систем для дата-центров и приложений, а также при построении систем обработки больших данных, мобильных, частных, общедоступных и гибридных облачных сред.
Автор: Кристоф Орт (Christof Orth), менеджер компании Red Hat
Опубликовано 29.11.2018