Проактивная защита города
Безопасность мегаполиса – серьезная задача, которая решается в том числе и с помощью современных многофункциональных ИТ-систем. В ряде регионов России уже работают интегрированные системы «Безопасный город». Создается такое решение и в Северной столице. Об этом нам рассказал Владимир Бирючков, первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Сенкт-Петербургу.
Что представляет собой система «Безопасный город» в Санкт-Петербурге?
МЧС России является главным координатором аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». До 2014 года эти функции были возложены на МВД России, и, понятно, в те годы система развивалась в правоохранительном направлении, что подразумевает размещение видеокамер на территории города, создание рубежей фото- и видеофиксации. Сегодня, когда «Безопасный город» перешел к МЧС, правоохранительный сегмент ни в коем случае не отменяется, но функциональность АПК значительно расширяется. Согласно концепции, он состоит из четырех основных блоков: «Безопасность в коммунальной инфраструктуре», «Безопасность на транспорте», «Экологическая безопасность» и «Организация взаимодействия».
Каковы в связи с этим задачи МЧС?
В Санкт-Петербурге уже работает свыше 80 информационных систем, которые действуют в интересах различных министерств и ведомств. На первом этапе мы должны исследовать их функциональность и эффективность, чтобы понять, какие из них стоит развивать, а какие убрать, а также создать единое информационное пространство – шину, если хотите, в которой бы все эти системы взаимодействовали друг с другом и органы власти могли получать нужную им информацию. Но самая главная функция «Безопасного города» – предупреждение и управление рисками на обслуживаемой территории. Сегодня в Санкт-Петербурге известны 23 риска, которыми занимается МЧС как главный координатор ликвидации всех техногенных и природных катастроф: это пожары, взрывы на транспорте, промышленных объектах и т. д. С созданием АПК «Безопасный город» мы получаем возможность предупреждать и, самое главное, управлять этими рисками. Например, произошло ДТП на железнодорожном переезде. Заглох бензовоз, с ним столкнулся локомотив, есть жертвы и разрушения. Мы выезжаем, ликвидируем последствия. В случае же управления рисками мы уже знаем, что данная машина идет с потенциально опасным грузом. Знаем маршрут ее движения благодаря системе ГЛОНАСС-мониторинга. На переезде установлена интеллектуальная видеокамера, которая определяет, что машина остановилась на переезде, чего не должно быть. В диспетчерские службы поступает эта информация, а у них уже есть информация, что через несколько минут здесь пройдет локомотив. В автоматическом режиме в РЖД поступает команда, что данный локомотив должен немедленно снизить скорость и остановиться перед этой машиной. Это простой пример того, как мы видим работу системы «Безопасный город». Чтобы это воплотилось, нужен программный и технологический прорыв. В России очень многие говорят о развитии системы поддержки принятия решений, но в том виде, в котором это нужно МЧС, да и другим органам исполнительной власти, как федеральным, так и региональным, эти системы не работают. Их нужно разрабатывать, причем с учетом региональной специфики. На объектах ЖКХ тоже должна быть развита система мониторинга топливно-энергетического комплекса, которая сможет предотвратить многие аварии, оповещать население, сигнализировать ремонтным бригадам о потенциальных инцидентах и т. д. Мы всем этим уже занимаемся. И дело касается не только труб, я привел только единичный пример. Иными словами, сейчас мы работаем по факту происшествия, а при реализации той функциональности, которая заложена в АПК «Безопасный город», будем работать на опережение.
Какие из планов уже реализованы?
В городе уже действует система «112». Создан основной центр обработки вызовов, к которому подключено несколько провайдеров. Основной скачок эффективности этой системы мы получим в октябре или ноябре, когда подключим «МегаФон». К концу этого или началу следующего года подключим и «Ростелеком». Тогда жители напрямую смогут звонить по номеру 112. Сейчас им предлагается по этому номеру только голосовое интерактивное меню с вызовом полиции, скорой помощи или пожарных, а также выход на оператора кол-центра. Когда все провайдеры подключатся, любой житель с любого телефона сможет при наборе этого номера непосредственно попадать к оператору, который поможет в решении его проблемы. Полностью систему мы развернем, когда будет открыт резервный центр обработки вызовов. Надеемся, это произойдет уже в следующем году. Технические вопросы уже решены. Сразу хочу заметить, что традиционные номера «01», «02» и «03» также остаются доступными на городских телефонах. Кроме того, на территории Санкт-Петербурга активно развивается КСЭОН – комплексная система экстренного оповещения населения. В районах расположения химически опасных объектов – их 21 – мы разместили зоны оповещения граждан: в случае катастроф и других критических ситуаций они срабатывают. На всех опасных объектах внедрены системы мониторинга и развернут программно-аппаратный комплекс, который их интегрирует. К настоящему времени мы получаем в режиме реального времени информацию со всех химически опасных объектов. При возникновении предпосылок нештатных ситуаций, например превышении в воздухе предельно допустимой концентрации вредных веществ, система автоматически оповещает население. Развивается и модернизируется региональная система автоматизированного оповещения, РАСО. В городе на 100% реализованы цифровые каналы передачи информации, увеличивается площадь охвата громкоговорителей, проведены испытания системы «Пассажир ТВ», которая при возникновении чрезвычайных ситуаций выводит на мониторы соответствующую информацию для населения. Я уже не говорю о таком инструменте, как SMS. Но здесь речь идет не об оповещении, поскольку технологические возможности не позволяют оповестить все население за короткое время, для этого потребуется несколько часов. Поэтому мы используем SMS-канал именно для информирования, не требующего немедленной реакции.
Раньше в СССР были очень распространены учения по гражданской обороне. Сегодня их нет, но угрозы никуда не делись. Как ваше ведомство намерено поднимать грамотность населения в этих вопросах?
Одним из условий является поддержание в постоянной готовности сооружений гражданской обороны, и ГУ МЧС по Санкт-Петербургу проводит огромную работу в этом направлении. В 90-е годы многие системы были проданы коммерческим структурам. Сейчас через суды мы пытаемся вернуть все это в собственность государства и обязать организации, на балансе которых они стоят или стояли, привести их в порядок.
Насколько эффективны системы оповещения населения?
Санкт-Петербург, Москва и Севастополь – три крупных города, где функционируют радиоточки. Кому-то они не нравятся, кому-то не нужны. Но это одна из наиболее эффективных мер оповещения, если, конечно, они технически исправны. Самый простой пример. У вас могут быть закрыты окна и установлены стеклопакеты, поэтому сирену или громкоговоритель вы просто не услышите. Как мы будем доводить информацию до населения в случае чрезвычайных ситуаций? Первое средство – сирены. Гудок будет привлекать внимание населения. Будет осуществлен перехват телевизионных и радиоканалов. Будет звучать информация на пассажирском транспорте, на информационных стойках в метро, на больших экранах в городе и т. д. Все эти системы мы сейчас активно развиваем и модернизируем. Мы сделали большой скачок в технологической и программной области, что позволяет выполнить все необходимые задачи по информированию жителей.
Многие из туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, не говорят по-русски. Как они могут воспользоваться системой «112»?
Как только позвонивший по этому номеру начнет говорить на иностранном языке, подключится лингвист, который определит, какой это язык, и звонящий получит на нем ответ. Мы сегодня уже работаем на пяти языках: у нас есть специалисты со знанием английского, идет набор людей со знанием китайского, французского и немецкого. Полностью это будет реализовано, когда система будет окончательно запущена. Сейчас звонящий попадает на русское голосовое меню, а после его прослушивания переводится на специалиста call-центра, который сможет ему помочь, если разговор пойдет на английском языке.
Есть ли в России регионы, где система «112» уже полностью развернута?
Есть – это Казань, Астрахань, Калуга и ряд других. Но наша самая передовая, поскольку создание системы «112» и программного обеспечения у нас осуществлено путем интеграции с экстренными оперативными службами. Что это означает? У МЧС своя оперативная система – «01», есть также системы «02» и «03». Они уже более 10 лет работают. Мы интегрировали все три, создав прообраз информационной шины «Безопасного города». В других субъектах РФ таких информационных систем нет. Все работают по телефону, поэтому объединять нечего, а систему «112» приходилось создавать с нуля.
Каким образом реализована защита системы «Безопасный город»? Можно ли ее взломать?
Вся наша система строится на единой мультисервисной сети органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Это не частные операторы, это городская защищенная сеть. В программном продукте будут реализованы все требования ФСТЭК, которые прописаны в концепции системы. Доступ ко всем информационным ресурсам будет осуществляться по иерархии. То есть рядовой представитель ЖЭКа увидит только маленький кусочек, относящийся к его компетенции. К представителям спецслужб, конечно, это не относится. Отвечает за реализацию системы Комитет по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга.
Что в ближайших планах по развитию системы «Безопасный город»?
Обычно система «112» строится на базе единых дежурных диспетчерских служб. «Безопасный город» также должен базироваться на них. В силу специфики Санкт-Петербурга мы пойдем по другому пути. Как я уже говорил, есть четыре функциональных блока. К примеру, техническое задание на «транспортную безопасность» никто не напишет лучше, чем специалисты транспортного департамента. Соответственно техзадание по «экологической безопасности» никто не напишет лучше, чем специалисты департамента по природопользованию. То же самое относится к другим подсистемам. Мы уже создали концепцию АПК «Безопасный город» на территории Санкт-Петербурга, то есть представляем себе, как все это должно выглядеть. Главное, что у нас уже есть много информационных систем. Наша задача тем самым упрощается. Нужно систематизировать и организационно-технически определить пути развития информационных блоков. И наконец, нужно выстроить систему принятия решений. Мы сейчас определяемся с тем, как она должна выглядеть, чтобы с ее помощью можно было действительно управлять рисками и предупреждать чрезвычайные ситуации. Реагировать мы хорошо научились, пора перейти к предупреждению и прогнозированию.
И последний вопрос. Как вы обучаете пользователей работе с вашими информационными системами?
Если говорить о системе «01», то, чтобы допустить в нее человека на боевое дежурство, он должен пройти обучение в течение как минимум полугода. Обучаем мы и пользователей других ведомственных информационных систем. Мы отлично понимаем всю ответственность, которая лежит на нас, поэтому просто так людей не бросаем в боевые условия.
Опубликовано 15.09.2015