Всё для счастливого полета

Логотип компании
Всё для счастливого полета
ИТ-службе крупного международного аэропорта приходится решать множество разнообразных задач

ИТ-службе крупного международного аэропорта приходится решать множество разнообразных задач, внедрять и интегрировать различные информационные системы, строить и запускать сервисы для удобства как пассажиров, так и авиакомпаний. При этом вложенные средства должны давать максимальную отдачу. Один из героев наших предыдущих публикаций — Сергей Павлов — не так давно возглавил информатизацию международного аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Мы задали ему несколько вопросов.

Мы с вами уже встречались на страницах нашего издания пару лет назад. Вы тогда работали директором по ИТ в компании «De Cecco Россия», выпускающей макароны. Сегодня вы отвечаете за информационные технологии в аэропорту Пулково. С чем связан столь неожиданный переход?

Профессию я не менял, как был, так и остался айтишником. Информационные технологии востребованы абсолютно везде, поэтому квалифицированные специалисты нужны в любой индустрии. Кроме того, у меня за плечами менеджерское образование, которое также находит применение. Я оказался в Пулково, и это очень удачно, поскольку Санкт-Петербург — город, где я получил университетское образование и где начинал свою карьеру. У меня многое с ним связано. На протяжении долгого времени я работал вдали от Санкт-Петербурга, в том числе за границей. Когда получил предложение от компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей аэропортом Пулково, то принял его с удовольствием.

Какие задачи сегодня стоят перед ИТ-службой аэропорта Пулково?

Как в большинстве компаний, у нас ИТ-подразделение играет сервисную роль. Наша главная задача состоит в том, чтобы аэропорт хорошо функционировал, чтобы было удобно работать всем, кто здесь находится, — авиакомпаниям, магазинам, ресторанам, что, в свою очередь, должно положительно сказываться на впечатлении о работе аэропорта у пассажиров и посетителей. Государственные органы тоже должны быть довольны нашей работой. И последнее, но не менее важное: всё должно работать эффективно с точки зрения затрат и возврата инвестиций, то есть вызывать одобрение у наших акционеров. Эффективность работы для нас находится на первом месте. При этом мы уделяем достаточно внимания развитию новых направлений деятельности, совершенствованию продуктов и сервисов. В обеих задачах помощь ИТ очень востребована.

Что подразумевается под эффективностью процессов?

Эффективность — сложное понятие. Возьмем для примера управленческий учет. Нам хотелось бы иметь более оперативную и подробную информацию о затратах и доходах: какова себестоимость наших услуг, какими факторами она обусловлена, на чем мы зарабатываем деньги, а где, возможно, теряем. Мы оказываем достаточно стандартные услуги авиакомпаниям по рыночной стоимости. На многие услуги тарифы контролируются государством. В такой ситуации грамотное управление затратами для нас — важный элемент.

Оперативность и эффективность работы наших служб — одна сторона деятельности, другая — планирование. У нас очень много сотрудников, а также много оборудования, в том числе весьма сложного и дорогостоящего. К примеру, компьютеризированная багажная система тоже находится в зоне нашей ответственности. Сюда же можно отнести лифты и автопарк. Всем этим хозяйством нужно грамотно распоряжаться и планировать работу с ним. Для этого нам требуются качественные программные инструменты.

Вы говорите, что для авиакомпаний нужно предлагать выгодные по цене сервисы. Но ведь в Петербурге один международный аэропорт. Конкурентов нет, и авиакомпаниям ведь все равно придется иметь дело с вами?

С одной стороны, это так и нас в городе не обойти. С другой — такая точка зрения обманчива, и мы ее не проповедуем. Во-первых, позиция авиакомпаний при выборе маршрутов также определяется прежде всего экономической эффективностью и доходностью. Во-вторых, мы, как единственный аэропорт в Петербурге, являемся субъектом естественной монополии и находимся под постоянным контролем ФАС. Нам интересно, чтобы растущие авиакомпании, а таких у нас в стране сейчас несколько, сотрудничали с нами, чтобы им было интересно летать в Санкт-Петербург и из него. Питерским пассажирам тоже удобно и выгодно летать напрямую. Привлечение новых авиаперевозчиков и развитие маршрутов — вот задачи, которые стоят перед нами. В Пулково действуют мотивационная программа и программа поддержки новых направлений для авиакомпаний, обе предполагают скидки на аэропортовые тарифы и сборы. Претендовать на получение этих бонусов может любой перевозчик, который выполняет условия программ. Конечно, мы постоянно анализируем имеющиеся маршруты и предложения авиакомпаний, чтобы предложить выгодные возможности для полетов через Северную столицу. Это рост и развитие бизнеса как для них, так и для нас.

Отвечаете ли вы за работу инженерной инфраструктуры Пулково, прежде всего «умных» эскалаторов, систем освещения, лифтов и иного оборудования?

Мы в самом начале процесса создания у себя «Интернета вещей», но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Умные компьютерные системы у нас работают практически повсеместно, что, однако, вносит ряд новых ограничений и сложностей. В частности, требуется тщательнее планировать и организовывать проведение работ на оборудовании в локальной сети, чтобы не создать перебоев в жизнедеятельности аэропорта. Тем не менее я считаю, что потенциал использования этой технологии раскрыт еще очень незначительно. Для этого мало просто установить датчики и начать аккумулировать данные. Путем анализа этих данных нужно научиться извлекать полезную информацию, помогающую, например, сокращать простои в работе оборудования, снижать расходы на техобслуживание и ремонт.

Какие сервисы для удобства пассажиров вы реализовали в бытность руководителем ИТ-службы Пулково?

Мы, как ИТ-департамент, напрямую с пассажиром пока не работаем. Всё взаимодействие осуществляется через наших клиентов — магазины, рестораны, авиакомпании. Тем не менее планируем ряд проектов для удобства пассажиров, в том числе и связанных с мобильными устройствами. Что касается мобильной регистрации пассажиров, то это продукт авиакомпаний, их прерогатива. Но агенты, регистрирующие пассажиров в аэропорту, принимающие багаж и выдающие посадочные талоны, — это наши сотрудники. Мы внедрили приложение для оптимизации их работы, которое прямо влияет и на качество обслуживания пассажиров. Работа агентов на стойках в аэропорту поддерживается функциями учета и планирования. Мы знаем, какие системы авиакомпаний использует агент, какими квалификационными навыками он владеет. Эти данные используются для планирования занятости, оценки работы и мотивации персонала.

Сегодня все говорят о цифровой трансформации бизнеса. Насколько данная тема актуальна для аэропорта? Можно ли построить информационную модель аэропорта?

Тема актуальна со многих сторон. Мы развиваем взаимодействие с нашими клиентами, авиакомпаниями и другими бизнес-партнерами. Ведем обмен информацией, оказываем услуги. От авиакомпаний получаем информацию о рейсах, от торговых организаций — данные по каждому кассовому чеку. Такая информация позволяет нам оценивать эффективность нашей работы с коммерческой недвижимостью. Здесь нужны онлайновые инструменты и оперативные сведения с развитыми атрибутами.

Используете ли вы аналитические инструменты для обработки этой информации?

Разумеется. У нас реализовано хранилище данных на базе SQL Server, также для бизнес-аналитики мы используем продукт Business Objects. Здесь также есть простор для дальнейшего развития. В том числе это касается и анализа больших данных по всем нашим пассажирам. Например, точки доступа Wi-Fi — это настоящие кладези информации, которую можно обратить на пользу и самим пассажирам, и бизнесу. Анализ использования Wi-Fi-сети позволяет определить, по каким маршрутам движутся посетители, где они тратят больше времени и, следовательно, какие торговые точки вызывают интерес и т. д. На основании таких данных можно строить решения по более оптимальному зонированию территории аэровокзала и даже оптимизации операционных процессов.

Читайте также
И хотя Gartner ушел из России, он продолжает играть определенную роль на мировом рынке, делая прогнозы о технологических трендах, которые будут (или могут) задавать тон в ближайшие годы. И вот в конце октября на Gartner IT Symposium/Xpo 2024, аналитики американской компании вновь порадовали нас горячей десяткой стратегических технологических тенденций на год грядущий, выделенных Gartner, с примерами сценариев их применения.

Как обстоит дело с автоматизацией управления активами в Пулково?

Да, у нас применяется такое решение. В свое время мы начали с автоматизации управления автомобильным транспортом. Сейчас мы переводим все процессы техобслуживания и ремонта оборудования на платформу SAP ERP on HANA. Проект охватывает все промышленные активы, включая транспорт, ТЭЦ и инженерные системы, они у нас высокотехнологичные. Например, если посмотреть на багажную систему изнутри, она в высокой степени роботизирована и полностью компьютеризирована.

Аэропорт Пулково все закупки ИТ-решений осуществляет на основе тендера. Какие принципы выбора ИТ-продуктов для вас наиболее важные?

Мы используем сайт закупок, через который приобретаем в том числе и ИТ-решения. При составлении тендерной документации разрабатываются критерии, каждый из которых получает собственные «весовые показатели». Как правило, наиболее весомым является ценовой фактор, однако он далеко не единственный.

Расскажите о наиболее значимых ИТ-проектах, которые сегодня осуществляются в Пулково.

Прежде всего мы меняем нашу ERP-систему. Переходим с Microsoft Navision на SAP ERP on HANA. Также активно используем Open-Source-технологии, в частности портальные решения на платформе Drupal, систему управления контентом и документами MongoDB. Все это обусловлено необходимостью управлять цифровыми активами, которых становится все больше.

С чем связано предпочтение продуктов Open Source? Тоже играет роль ценовой фактор?

Здесь важна не только цена, но и эффективность (value for money), а также безопасность. Многие решения с открытым кодом прошли проверку в Интернете, вокруг них сформировано сообщество профессиональных пользователей и разработчиков. Поэтому их применение очень привлекательно с точки зрения новых функциональных возможностей, удобства пользовательского интерфейса, открытости для интеграции, доступности с точки зрения инвестиций и эффективности в поддержке.

Какие ИТ-сервисы для авиакомпаний реализованы вами в последнее время?

Мы работаем над созданием центра самообслуживания для авиакомпаний, где они могут получить информацию по полетам. Возможно, даже предложим им API, чтобы они могли автоматизировать обмен данными с аэропортом. Сейчас в качестве платформы для обмена информацией используем систему электронного документооборота «Диадок». Через нее проходят счета-фактуры, но, разумеется, это далеко не догма, и мы планируем дальнейшее развитие.

Какие ИТ-направления вы отдаете на аутсорсинг, а какие развиваете самостоятельно?

Для разработки и внедрения новых продуктов мы привлекаем профессиональных консультантов, а в дальнейшем поддерживаем собственными силами. Для нас важно иметь в штате собственных квалифицированных сотрудников, которые могут осуществлять сопровождение информационных систем.

Вы пришли в Пулково из компании «De Cecco Россия». Взяли кого-то с собой из предыдущей команды?

Все-таки это очень разные компании и разный бизнес, разный уровень инфраструктурных решений. ИТ-команда Пулково обладает высокой квалификацией. Тем не менее мы активно инвестируем в развитие специалистов. В частности, развиваем компетенции в области SAP ERP.

Как ИТ помогают решить задачи по физической безопасности пассажиров аэропорта?

У нас много средств инвестируется в системы видеоаналитики. Ими оборудованы все парковки, терминалы, различные помещения. Стоит отметить, что задача ИТ — это контроль территории, поддержка и сопровождение систем видеонаблюдения, видеоаналитики, систем досмотра. В целом же обеспечением безопасности занимаются соответствующие службы в аэропорту и государственные органы.

За информационную безопасность отвечает ИТ-служба или специальное ИБ-подразделение?

Нет, это входит именно в нашу компетенцию. Мы не в такой степени открыты атакам, поскольку наши системы полностью не вынесены в онлайн, как, например, у интернет-магазинов. Поэтому не используем какие-то специализированные или тяжеловесные решения, однако весь стандартный набор продуктов для защиты у нас имеется. Мне не хотелось бы их называть, но могу заверить, что пока они нас не подводили.

А как же онлайновые системы регистрации?

Они функционируют не у нас. Это международные системы, а мы даем канал для взаимодействия с их серверами и организуем рабочие места.

В последние годы пассажиры любят отмечаться в соцсетях, например, что они находятся в аэропорту и вылетают в какой-либо город или страну. Как обстоит дело с покрытием территории Пулково высокоскоростным Интернетом?

Этот вопрос у нас решен. Планируем сделать работу Сети более надежной для пассажиров, здесь мы тесно сотрудничаем с мобильными операторами.

 

Опубликовано 20.07.2017

Похожие статьи