Экономия на ИТ: можно и нужно
Принято считать, что ИТ требуют постоянных расходов: приобретение техники, программного обеспечения, модернизация и обслуживание используемых решений – все это действительно может лечь тяжким грузом на финансы фирмы. Тем не менее, в наши дни этот вопрос решается гораздо проще, чем несколько лет назад. Правда, к экономии нужно подготовиться, прежде решив две достаточно трудоемких, но очень нужных для наведения порядка в хозяйстве задачи.
Начинаем с аудита
Шаг первый – аудит ИТ-инфраструктуры. Ревизии стоит подвергнуть все: парк компьютеров, периферии, серверного и сетевого оборудования и даже аксессуаров. Это позволит четко определить, насколько удовлетворены текущие потребности предприятия и какие затраты предстоят в ближайшем будущем, в зависимости от планируемого изменения штата, задач и т. п. Ревизия поможет точнее спланировать обновления компьютерного парка.
Второй шаг – аудит программного обеспечения. Эта процедура во многом сложнее, чем ревизия находящегося на балансе оборудования. Предстоит не только определить объем лицензий, имеющихся в распоряжении компании, но и то, как используется ПО, какова потребность в тех или иных решениях, имеется ли излишек или, наоборот, недостаток лицензий.
Такой анализ сложен и методически, и технически. Чтобы провести его, можно воспользоваться услугами поставщиков программного обеспечения. Ряд компаний предлагают так называемый SAM (англ. Software Asset Management – управление программными активами) – аудит, который позволяет точно установить потребности в ПО. Более того, если вы планируете приобретать дополнительное, услуга, скорее всего, окажется бесплатной.
Сокращаем затраты
Итак, потребности компании в оборудовании и программном обеспечении определены, учет имеющихся активов проведен. Теперь можно приступать непосредственно к сокращению затрат.
Прежде всего, приведите в полное соответствие с потребностями объем компьютерного парка. Нет смысла держать большой запас неиспользуемых рабочих станций – оборудование будет просто устаревать, не принося никакой пользы. Достаточно иметь небольшой резерв на случай подмены вышедшей из строя техники или планируемого расширения штата.
Сложнее обстоят дела с серверным железом и системами хранения данных. Тут предстоит принять принципиальное решение, которое во многом определит ИТ-стратегию. Речь идет о переходе на облачную модель, когда и оборудование, и программное обеспечение арендуются, а не приобретаются в собственность. Развернуть удаленный сервер и СХД в большинстве случаев для малой и средней компании будет гораздо дешевле, нежели обеспечивать и постоянно модернизировать собственные.
Сервис-провайдеры предлагают не только множество конфигураций серверов и СХД в своих дата-центрах – подписываемые соглашения об уровне услуг (англ. Service Level Agreement – SLA) предусматривают постоянную доступность оборудования и данных, их резервирование. Поэтому, если вы готовы к тому, чтобы разместить свою информацию на удаленном сервере, то облачная инфраструктура – оптимальное решение, которое позволит отказаться от закупки дорогостоящего железа.
Более того, если приобретение оборудования в собственность относится к капитальным затратам, то подписка на сервис – к операционным. А это значит, что благодаря переходу на облачную инфраструктуру можно сократить (и существенно) налог на прибыль.
То же самое стоит сделать с ПО. Сегодня практически все программы, начиная с офисного ПО и заканчивая бизнес-приложениями, доступны в облаке. Подписка, которую можно оплачивать и ежемесячно, и ежегодно, отличается большой гибкостью. Она позволяет платить ровно за те объемы программного обеспечения, которые используются компанией. При необходимости объем облачных лицензий несложно сократить либо увеличить. Более того, вместе с традиционным ПО в рамках тарифных планов вам предложат другие полезные приложения. К примеру, в состав Microsoft Office 365 включены: Skype for Business для организации корпоративной системы коммуникаций, SharePoint для создания внутренних порталов и совместной работы, почтовый сервер Microsoft Exchange. Кроме того, сервис-провайдеры дополняют типовые предложения вендоров собственными решениями, позволяя одновременно получить доступ к бухгалтерским и учетным программам, CRM-системам и т. д.
Облегчаем нагрузку
Таким образом, при условии надежного интернет-подключения и готовности руководства к размещению данных в облаке, использование ИТ как сервиса облегчит нагрузку на финансы предприятия – и за счет перехода на более дешевую аренду, и за счет сокращения налоговых выплат.
Опубликовано 29.11.2016