Как технологии помогают эффективно управлять недвижимостью

Логотип компании
Как технологии помогают эффективно управлять недвижимостью
Мы живем в эпоху цифровизации. Но все еще есть сферы, в которых внедрение современных цифровых решений происходит не так быстро, как хотелось бы. Речь идет о жилищно-коммунальном хозяйстве и управлении недвижимостью.

До сих пор некоторые управляющие компании и владельцы коммерческих объектов ведут бумажный документооборот, общаются с жильцами и арендаторами только офлайн, не имея возможности оперативно поделиться важной информацией или новостями. И сами от этого страдают: люди забывают передавать показания приборов учета ресурсов (или намеренно этого не делают), теряют счета на оплату, а вместе с ними и уважение и доверие к управляющей компании или арендатору, потому что давно привыкли все делать онлайн нажатием одной кнопки.

Хорошая новость заключается в том, что процесс пошел: 83% топ-компаний отрасли ЖКХ уже называют внедрение решений на базе искусственного интеллекта приоритетом развития. Плохая — в том, что цифровизация этой сферы идет уж очень медленно: готовая стратегия внедрения ИИ-решений есть только у 23% компаний.

Между тем эксперты оценивают экономию, которой можно добиться в ЖКХ за счет интеллектуальной автоматизации, в $237–813 млрд. Кажется, неплохая мотивация, чтобы ускориться.

Зачем цифровизировать ЖКХ

Внедрение технологий в жилищно-коммунальное хозяйство помогает решать большой спектр разноплановых задач:

  • реализация концепции «умного города» (это растущий тренд — по прогнозам IDC, к 2023 году мировые расходы в этой сфере превысят 189 $млрд);

  • оптимизация использования и предотвращение потерь ресурсов (из-за утечек теряется до 25% воды, а финансовые потери от кражи электроэнергии в мире оцениваются в $100 млрд в год);

  • персонализация и повышение качества услуг для жителей;

  • повышение экологичности (по подсчетам Pricewater house Coopers, к 2030 году решения на базе искусственного интеллекта способны привести к уменьшению выбросов углекислого газа на 1,5–4%).

На данном этапе технологичные проекты в ЖКХ реализуются точечно, но, учитывая консерватизм отрасли, это уже большой шаг.

В Сеуле функционирует программа повышения эффективности работы с отходами. Мусорные контейнеры в городе оборудованы датчиками уровня заполнения, которые передают информацию на облачную платформу. На базе этих данных автоматически составляются маршруты движения мусоровозов, что исключает возможность переполнения контейнеров и бесполезных выездов к пустым бакам. Это помогает сократить ежедневный пробег мусоровозов на 66%, а сопутствующие издержки — на 83%. Дополнительными результатами работы программы стали большая осведомленность жителей о правилах сортировки мусора и, как следствие, увеличение доли переработанных отходов на 46%.

На одном из основных водоочистных сооружений для питьевой воды в Мельбурне работает система на базе искусственного интеллекта, которая контролирует использование воды. Решение анализирует доступный уровень жидкости, наличие свободных насосов, а также исторические данные об использовании воды. Ожидается, что его внедрение приведет к сокращению потерь бюджета, связанных с нерациональным расходованием энергии очистных сооружений на 20% в год.

А в Москве в районе Марьино есть смарт-квартал, оснащенный в том числе и передовыми решениями в области ЖКХ, например интеллектуальными системами энергопотребления и утилизации отходов. В проект включено семь многоквартирных домов. Одним из ожидаемых результатов его реализации называют оптимизацию расходов жителей и города.

Как технологии помогают эффективно управлять недвижимостью. Рис. 1

Какие решения пользуются спросом

Перспективным направлением в области цифровизации ЖКХ являются платформы для автоматизации управления недвижимостью и упрощения коммуникации с жильцами или арендаторами. Это мировой тренд. Так, на решения для управления сервисами и коммуникации с жителями приходится почти 16% мировых венчурных инвестиций в искусственный интеллект в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Подобные платформы позволяют в режиме онлайн собирать данные «умных» счетчиков, проводить голосования жителей по различным вопросам, принимать платежи и заявки и многое другое. Как правило, они работают в облаке, а это значит, что и управляющая компания, и жильцы могут начать пользоваться ими в пару кликов — каждый через свое приложение.

Аналогичные решения существуют и для управления коммерческой недвижимостью. Они значительно упрощают жизнь владельцам торговых, бизнес-центров и других объектов, позволяя в автоматическом режиме принимать и обрабатывать заявки от арендаторов, рассылать им уведомления, цифровизировать документооборот и оплату счетов и решать онлайн другие задачи.

Бонус для компаний, работающих на территории жилых и коммерческих объектов, для управления которыми используются такие платформы, или поблизости, — возможность продвигать на них свои товары и услуги и увеличивать поток покупателей и клиентов. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса. Чтобы заинтересовать аудиторию, можно запускать различные акции и спецпредложения «для своих»: например, кофе со скидкой для жильцов ЖК или сотрудников БЦ и т. д.

Что ведет к цифровизации российское ЖКХ

В России одним из драйверов цифровизации ЖКХ становится национальная политика.

Утвержденная в 2017 году программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает внедрение электронного обмена данными во всех отраслях экономики, и жилищно-коммунальное хозяйство не исключение.

Кроме того, не имея в арсенале технологичных решений для автоматизации процессов, компания, работающая в сфере ЖКХ, не сможет выполнить некоторые требования законодательства. Например, в случае аварии невозможно будет соблюсти норму о предоставлении ответа на обращение в течение десяти минут после его поступления.

Функционал отраслевых цифровых решений позволяет автоматизировать все процедуры, которые определены законодательством как обязательные для компаний, управляющих жилой недвижимостью.

Читайте также
Что лежит в основе цифровизации — тренды или необходимость? Какие преимущества и вызовы создает цифровизация в России? Как развивается цифровизация в стране? Каким образом цифровые технологии дают возможность бизнесу решить острые вопросы, серьезно влияющие на эффективность и экономику компании?

Будущее за искусственным интеллектом

По данным Roland Berger, каждая седьмая компания, работающая на рынке ЖКХ (14%), уже масштабировала использование решений на базе искусственного интеллекта и добилась возврата инвестиций. А аналитики IDC прогнозируют, что к 2023 году применять искусственный интеллект в своей работе будет уже каждая вторая компания. Это и цифровые двойники, и «Интернет вещей», и другие технологии.

Процесс цифровизации ЖКХ в мире начат. И, как показывает опыт других отраслей, прогресс вполне достижим и предсказуем.

Смотреть все статьи по теме "Умный город (Smart city)"

Опубликовано 22.06.2021

Похожие статьи