Как создать культуру взаимодействия в коллективе
Офисы открытого типа, разговоры у кулера, возможность обновлять свой Facebook – как ни странно это звучит, часто оказываются куда более эффективными средствами создания эффективного рабочего пространства, нежели упражнения по тимбилдингу, которые так любят консультанты. Обозреватель ресурса http://www.informationweek.com/ Пол Корженевски (Paul Korzeniowski) в статье How To Make Your Workplace Culture Collaborative рассказывает, как это работает в реальности.
Адекватная оплата труда – это только один из инструментов создания мотивированной и удовлетворенной рабочей команды. Все ее члены должны ощущать, что они могут свободно общаться как друг с другом, так и с руководством. Отсюда вопрос: как может CIO создать такую среду?
Сотрудничество сегодня возведено на вершину списка приоритетов менеджмента. «Компании признают, что все проблемы в конечном счете проистекают из-за недостатка общения между сотрудниками», – говорит Райан Сандерс (Ryan Sanders), COO (Chief Operating Officer – главный операционный директор, аналог исполнительного директора в России) компании BambooHR, производителя ПО для HR. Вот почему ИТ-директора постоянно стремятся улучшить средства коммуникации персонала.
Упражнения по тимбилдингу давно используются, но столь же давно практически потеряли эффективность. «Чаще всего это пустая трата времени», – считает Дайан Крэмптон (Dianne Crampton), основательница TIGERS Success Service, менеджерского консалтингового агентства. Менеджмент смотрит на тимбилдинг как на серебряную пулю, но в лучшем случае получает лишь временные всплески энтузиазма. Возвращаясь в офис, сотрудники видят, что по-прежнему загружены работой и никаких существенных изменений не произошло. И задаются вопросом: а был ли смысл от этого упражнения?
Пустословие – ключ к успешному взаимодействию
Вместо одноразового постановочного процесса тимбилдинга менеджерам следует подумать о том, как создать в своих подразделениях общий настрой на совместную работу. Это может показаться контринтуитивным, но CIO должен поощрять болтовню между сотрудниками. Да-да, пусть они собираются у кулера и обсуждают вчерашний матч или предстоящее концертное выступление ребенка – это повышает взаимное доверие и снижает барьеры, когда люди возвращаются к работе.
Естественное желание многих CIO искоренить эти отвлекающие моменты во имя повышения производительности на самом деле вызывает обратный эффект. Когда человек устал, болят мышцы, ему нужен отдых. Тот же принцип работает и в случаях психического истощения. Возможность встать, отойти от стола, перекусить и поговорить с коллегами на отвлеченные темы даст мозгу необходимую разрядку. Недаром, возвращаясь на свои рабочие места, люди часто чувствуют себя отдохнувшими и готовы решать задачи с новыми силами.
Немалую роль в создании обстановки свободного взаимодействия сотрудников играет планировка офиса. Например, в Zappos (онлайн-магазин одежды и обуви) пошли на экстремальный шаг, намеренно распланировав свои помещения так, что у сотрудников практически нет личного пространства. «Многие вещи, которые мы делаем в офисе, исходят из желания заставить людей чаще сталкиваться, – написал Тони Шей (Tony Hsieh), CEO Zappos, в блоге компании. – Мы ставим коллизии в приоритет удобству». Смысл идеи заключаются в том, что досужий разговор способен быстро перейти в рабочее русло и в процессе такого общения будут решены деловые вопросы.
Общайтесь, не мешая другим
Однако любой разговор, даже служебный, может отвлекать других сотрудников, мешать им сосредоточиться. В ответ на это растущее число стартапов и дальновидных компаний оборудуют небольшие, на два три человека, помещения в каждой рабочей зоне: если обсуждение набирает обороты, беседующие могут перейти туда и продолжить мозговой штурм, а затем вернуться на рабочие места, не нарушая покоя коллег.
Еще одно плодотворное отвлечение – социальные медиа. Удивительно, но их привлекательность ниже, чем у традиционных форм: по данным исследования BambooHR, седьмое место из восьми (на восьмом телевидение). Тем не менее у многих ИТ-руководителей возникают трудности при создании политик относительно социальных медиа и их использования. «Менеджер не должен тратить много времени на контроль и наказание сотрудников за использование социальных медиа», – считает Карен Уильямс (Karen Williams), директор по продуктам компании Halogen Software (производитель ПО по управлению талантами*).
Таким образом, чтобы выстроить командно-ориентированную культуру в компании, думайте в противоположном направлении. Вместо того чтобы загонять сотрудников в кубиклы и запрещать социальные медиа, попробуйте собрать их рядом с кулером и обсудить последние тренды в «Твиттере».
Перевод: Дмитрий Зимнев
Комментарий Марианны Крель, руководителя направления процессных изменений АО «АЭМ-Технологии»
Любая крайность контрпродуктивна. Культура полных запретов точно так же ограничивает людей, как и вседозволенность. Каждая компания золотую середину выбирает сама. А инструменты и методы зависят от целей, бюджета, готовности руководства активно участвовать в этой работе. На мой взгляд, автор прав в том, что нужно уходить от разовых акций тимбилдинга к некой системной работе. Разовая акция может дать толчок, старт, перезагрузку, но не может ничего изменить. Без системной работы внутри коллектива тимбилдинг не только неполезен, но зачастую вреден, потому что создает иллюзию изменений. Как говорится, благодать утерянная хуже благодати неполученной. Сотрудник, который поверил и разочаровался, гораздо хуже снова идет на контакт, чем тот, который не верил изначально. Поэтому тимбилдинги нужны только в том случае, если это старт большой внутренней системной работы.
С одной стороны, неформальное общение поощряет людей решать и рабочие задачи более дружно. С другой стороны – в этой ситуации несколько ключевых ограничений. Во-первых, применимость к сферам деятельности: в статье идет речь только об офисных работниках. Не каждый вид деятельности подразумевает неформальное общение. Вряд ли рабочие на производстве или инженеры службы качества, занятые в техпроцессе, могут вдруг решиться на перерыв, чтобы отдохнуть и поболтать. Во-вторых, не все люди хотят общаться. И не со всеми. В-третьих, не все считают open space удобным: многих напрягает невозможность сделать не только личный, но даже рабочий звонок конфиденциально. В-четвертых – уровень зрелости людей: есть опасения, что кое-кто начнет злоупотреблять поощрением неформального общения (отчего ж не поболтать за зарплату).
Ну а что касается блокировки «Фейсбука» и других социальных сетей, то там давно уже все общаются со своих смартфонов, так что подобная мера смысла не имеет. Хотя с точки зрения информационной безопасности любые соцсети – источник вирусов, способных нанести вред как конкретному компьютеру, так и внутренней сети предприятия. Так что повторю: важно найти золотую середину.
(*) Так называют кадровые системы, нацеленные не на учет, а на развитие персонала
Опубликовано 11.04.2016