Как выстроить связь от стратегии до задач и «подружить» ИТ с внутренними заказчиками

Логотип компании
Как выстроить связь от стратегии до задач и «подружить» ИТ с внутренними заказчиками
Между ИТ и не-ИТ («бизнес») подразделениями нередки конфликты. Разработка обычно является одним из финальных этапов перед поставкой решения, соответственно, на команды оказывается огромное давление. Вся компания ожидает гибкости и быстрого внедрения от ИТ-команд. Однако при этом бизнес-подразделения не меняют свои паттерны поведения и сами не всегда готовы быть гибкими.

Нередки ситуации, и когда постоянно «прилетают» новые задачи, зачастую без четкого описания, видения результата и бизнес-метрик, на которые влияет их реализация. Приоритеты задач, особенно «прилетающих», тоже постоянно меняются, но обычно все одинаково срочные.

Иначе говоря, разработка не всегда успевает за бизнесом. Возникает такая ситуация из-за отсутствия согласованности метрик и требований на уровне стратегии компании, каждый работает со своим бэклогом задач с разными приоритетами.

Особенно острой эта проблема может стать в ретейле и электронной коммерции. Здесь, как и во всех сферах, актуальна скорость и качество разработки, но также и есть жесткие даты, на которых очень сильно завязана выручка компании. Если релиз обновления приложения можно перенести, то вот новый год перенести никак нельзя. К подобным важным для бизнеса периодам всё должно быть полностью готово, включая ИТ-составляющую.

Тем не менее именно в ретейле, в некоторых крупнейших продовольственных сетях удалось решить эту проблему и добиться полной согласованности и выстраивания сквозных приоритетов в задачах между всеми подразделениями компании за счет использования фреймворка SAFe и BPI — авторской методологии и адаптации SAFe под нужды компании.

Продукты бывают не только на полках магазинов

До 2022 года в «Магните» использовался проектных подход, масштабные изменения проводились проектным офисом. В компании присутствует крупный департамент ИТ, но коммуникация между командами и бизнесом часто происходила только через проектных менеджеров. В части команд бизнес-подразделения присутствуют в роли «заказчиков», а ИТ являются исполнителями. Причем таких заказчиков у команды могут быть десятки, у каждой команды свой бэклог задач, не синхронизированный с другими.

За пределами ИТ мало кто знал о том, что такое гибкие методологии. По словам Айсылу Абдаловой, руководителя направления трансформации, на момент ее прихода в компанию коллеги слышали об Agile максимум как о каком-то нашумевшем тренде. А слово «продукт» ассоциировалось в большей степени с едой на полке.

Одна из ключевых идей Agile — люди должны объединяться вокруг потребности клиента, а не типа работы. Поэтому были определены цепочки создания ценности и выделен операционный поток, где чаще всего происходят изменения. Этим потоком оказались CVP (Customer Value Proposition) инициативы. То есть не операционная деятельность, а деятельность по созданию и улучшению клиентского опыта.

Были определены наиболее приоритетные CVP-инициативы для компании, для каждой из них прорисован путь клиента, а также подразделения, которые участвуют на каждом этапе создания клиентского опыта, и системы, с которыми работают команды. Параллельно началось обучение всех участников процесса, включая топ-менеджмент, основам Agile — чтобы даже те, кто о гибких методологиях ничего не слышал, могли разговаривать с коллегами на одном языке и понимали новые процессы работы.

Выбор инструмента

Для синхронизации всех команд, задействованных в цепочке создания ценности, был выбран SAFe (Scaled Agile Framework).

Фреймворк был выбран по нескольким причинам:

  1. Эволюционность подхода — изменения должны происходить плавно, с меньшим стрессом для людей.
  2. Отсутствие необходимости кардинального изменения организационной структуры — сначала увидеть результаты и только потом что-либо менять.
  3. Принятие процесса участниками как со стороны ИТ, так и бизнеса.
  4. Отсутствие дополнительного бюджета на привлечение консалтинга или найма Agile-коучей.

Помимо этого, SAFe является набором проверенных и интегрированных практик и компетенций внедрения бизнес-гибкости — Lean, Agile, DevOps, системного мышления и т. д. А команды сами могут выбирать, как им работать на своем уровне — использовать Scrum, Kanban, XP или другие фреймворки и методы. И наконец, SAFe можно масштабировать постепенно.

Одним из ключевых мероприятий SAFe является PI-планирование — планирование интервала (ранее — планирование инкремента), которое согласовывает команды и их действия вокруг общей миссии и концепции. Обычно на это отводится 10 недель.

Обычно SAFe применяется в ИТ-командах и компаниях, или же эти команды становятся первым периметром трансформации. Однако в определенных изначально приоритетных CVP-инициативах большая часть команд была не-ИТ. Кроме того, инициативы, попадающие в планирование, были стратегическими и могли находиться на этапе экспериментирования и построения гипотез, далекими от реализации.

По этим причинам было принято решение об использовании авторской методологии Business PI (BPI) — для синхронизации на уровне бизнес-подразделений о планах, стратегии и развитии новых направлений, формирования метрик и требований.

Результаты пилотного запуска

На первое планирование пришло более 72 человек — как ИТ, так и бизнес, включая топ-менеджмент. Для многих это было первое знакомство — ранее команды общались только через проектного менеджера или отдельных сотрудников департаментов.

Руководство обозначило стратегические цели компании, владельцы продукта — видение развития своего продукта на ближайшие 10 недель. Говорили и про ИТ контекст, чтобы у всех участников было единое понимание возможностей бизнеса и ИТ. Таким образом команды смогли более взвешенно брать на себя обязательства по реализации. Помимо этого, в ходе планирования обсуждались риски и назначались ответственные в процессе, что помогло снизить тревожность команд. В конце — голосование за уверенность в реализации запланированного.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Концепция планирования совсем несложная — оно занимает один рабочий день, где сначала рассказывается о видении и планах, а затем команды, занимающиеся реализацией инициатив, встречаются и обсуждают задачи, по которым у них есть зависимости. Тем не менее в обратной связи многие участники отметили, что им такого формата, где они могли бы в один день встретиться со всеми необходимыми людьми и договориться о своих планах и задачах на ближайшие 2,5 месяца, очень не хватало.

По итогам планирования каждая команда получила:

  • Набор SMART-целей команды на следующие 8 недель, которые команда определяет самостоятельно. Все цели оцениваются с точки зрения значимости для бизнеса, валидируются со стороны топ-менеджмента и финансистов.
  • Доски в Miro, на которых показаны все запланированные задачи и ожидаемые сроки их реализации.
  • Общее согласие внутри компании с реалистичностью целей и готовность взять на себя ответственность за их достижения.

По результатам первого планирования удалось:

  • Вовлечь пользователей и заинтересованных в создании продукта лиц.
  • Вовлечь смежные команды в процесс трансформации.
  • Получать регулярную обратную связь от клиентов по инициативам и от сотрудников по процессу работы, за счет введения демо и ретроспектив.
  • Сформировать доверие и получить быстрые результаты за короткий срок.
  • Найти время для обучения, инноваций и доработок — задачи планируются на 8 недель, последние 2 отведены специально для завершения всех задач, работы с техдолгом, а также на интеграции и подготовку к следующему планированию.

Процент достижения целей командами увеличился почти в 3 раза и было принято решение о масштабировании — во втором планировании участвовали 564 человека. Расширилось и количество инициатив. Помимо этого, запустилась школа скрам-мастеров для системного обучения тех, кто выполнял такую роль в своих командах.

Итоги первых двух лет и масштабирование

В конце 2022 года было выделено 8 новых кросс-функциональных команд по CVP-инициативам, а достижение целей командами составило около 85,5%. В 2023 году команды начали достигать 93,3% поставленных целей. Летом, помимо CVP-инициатив, в планирование вошли еще и 10 целевых категорий разных форматов магазинов.

Участники отмечают не только удобный формат планирования, но и новую визуализацию всех процессов, задач и инициатив. Те инициативы, где ИТ является неотъемлемой частью потока создания ценности, используется Jira, где видны все бизнес-процессы команды и заметна связь от стратегической цели и бизнес-метрик до конкретной задачи. Но,так как часть команд не имеет между собой связи, самым используемым инструментом является Miro — там проводится планирование и синхронизации каждую итерацию по прогрессу к достижению целей. Для многих это уже большой шаг — ранее каждый вел задачи в своем Excel-файле, процессы и результаты были куда менее прозрачными.

Практика использования BPI-планирования для синхронизации команд и подразделений, участвующих в реализации стратегических инициатив, вышла и за пределы «Магнита» — этим летом в «Дикси» был также запущен цикл BPI-планирований.

Всего за полгода применения методологии BPI в «Дикси» удалось достичь:

  • Рост NPS покупателей сети «Дикси» на 7%.
  • Рост РТО на 6%.
  • Рост достижения целей стратегии до 85%.
  • Сокращение Time to market в 4 раза.
  • Рост eNPS на 36%.

Подводя итоги за два года:

  • Выстроена единая система приоритетов задач разных департаментов, как ИТ, так и не-ИТ, которая согласуется в рамках BPI-планирования.
  • Есть сроки окончательной реализации каждой задачи.
  • Минимизация рисков исполнения в процессе планирования.
  • Учет синхронизации сквозных задач — визуализация связи задач между собой и возможность принимать более взвешенные управленческие решения.
  • Синхронизировалась командная работа разных подразделений бизнеса — от ИТ до коммерческого управления и логистики, как на уровне долгосрочных целей, так и задач на неделю.

Тем не менее трансформация на этом не заканчивается. Периметр постоянно меняется — какие-то инициативы после успешного запуска уходят в масштабирование и операционное сопровождение, но на их место приходят новые. И все большее количество сотрудников компании узнают о том, что такое Agile, и приходят с запросами на включение их в цикл BPI-планирований, обучение, настройку процессов как на уровне команды, так и на уровне межкомандного взаимодействия.

Опубликовано 27.12.2023

Похожие статьи