Применение подходов Chaos-Engineering в команде тестирования

Логотип компании
Применение подходов Chaos-Engineering в команде тестирования
Многие ИТ-структуры наслышаны о смелых подходах в обеспечении безопасности и тестировании стрессоустойчивости в таких крупных американских компаниях, как Amazon или Netflix. Существует целое направление для стресс-тестирования всей ИТ-инфраструктуры, называемое Chaos-Engineering. Это подход, при котором принимается решение направить на важнейшие кластеры ИТ-инфраструктуры реальные, но контролируемые разрушительные действия, чтобы проанализировать последствия разрушений и улучшить ИТ-систему.

Самые крупные сбои, например на ключевых дата-центрах, можно пережить с минимальными потерями, если начать с разработки особой микросервисной архитектуры и создания специализированных инструментов для тестирования — chaos testing. В этом также может помочь переход на облачную инфраструктуру. Все эти решения, безусловно, эффективны, но стоят немало и требуют значительных временных затрат и большой высококвалифицированной команды.

Российские ИТ-компании среднего и малого масштаба крайне редко могут в полную мощь использовать опыт зарубежных гигантов. Однако взять на вооружение некоторые практики будет нелишним. Самое важное — понимать принцип и главную цель хаос-инжиниринга: своевременно и регулярно обнаруживать проблемы, которые не устраняются должным образом, и обезопасить пользователей от влияния сбоев в ИТ-системах.

В малых и средних командах внедрением и использованием best practice хаос-инжиниринга может заняться QA-команда, которая будет организовывать и поддерживать процессы тестирования инфраструктуры, разрабатывать сценарии отказа системы, анализировать и фиксировать возникшие проблемы, выставлять приоритеты и продумывать поведение системы.

Применение хаос-инжиниринга при тестировании медицинского ПО

Рассмотрим на реальном примере, как QA-команда может организовать хаос-инжиниринг при тестировании микросервисного приложения.

Это веб-проект для врачей крупной клиники, где одной из ключевых фич приложения является аудиозапись с применением специализированного устройства с микрофоном в браузере через специальный плагин. Критичной ситуацией для данной фичи будет потеря данных при записи, поскольку доктор диктует диагноз пациента, анамнез или схему лечения. Такие случаи, когда врач надиктовывает информацию, а затем обнаруживает, что запись не ведется или потеряна, должны быть полностью исключены.

Для наглядности рассмотрим архитектурную схему фичи (схема представлена не в полном виде из-за NDA. — Прим. ред.).


Применение подходов Chaos-Engineering в команде тестирования. Рис. 1

Для эффективного проведения стресс-тестирования необходимо определить точки отказа. Этот термин применяется к программным компонентам, при отказе которых система принимает нерабочее состояние. В нашем случае точками отказа являются компоненты, поломка которых может привести к потере записи аудио:

  • База данных
  • Сервер
  • Веб-клиент
  • Аудио-плагин
  • Протокол связи
  • Пользовательский ПК

В соответствии с принципами хаос-инжиниринга важно сформировать ряд гипотез, отображающих поведение системы при самых разных сбоях. Ниже приведем несколько возможных проблем, а также предположения, как должна вести себя система.

 

Точка отказа

Возможная проблема

Поведение системы

Протокол связи

Что будет, если у пользователя пропадет интернет-соединение.

Аудио должно сохраниться на сервер, при сбое потеря аудио не должна превышать 1 секунду.

Система уведомит пользователя о потере соединения.

Система не позволит пользователю продолжить запись.

Система будет выполнять попытки восстановить соединение

Сервер

Что будет, если при сохранении аудиофайла сервер будет недоступен.

Аудио должно сохраниться на сервер, при сбое потеря аудио не должна превышать 1 секунду.

Система уведомит пользователя о потере соединения с сервером.

Система не позволит пользователю продолжить запись.

Система будет выполнять попытки соединиться с сервером.

Веб-клиент

Что будет, если во время записи произойдет падение браузера.

Аудио должно сохраниться на сервер, при сбое потеря аудио не должна превышать 1 секунду.

Система позволит пользователю прослушать и завершить запись при входе в систему.

Пользовательский ПК

Что произойдет, если во время записи отключится электричество.

Аудио должно сохраняться в процессе записи на сервер.

Система позволит пользователю прослушать и завершить запись

Аудио-плагин

Что будет, если во время записи произойдет падение плагина.

Аудио должно сохраняться в процессе записи на сервер.

Система уведомит пользователя о проблеме с записью аудио. В случае наличия новой версии плагина предложит обновить его.

Система не позволит пользователю продолжить запись.

И это лишь малая часть вероятных сценариев, которые могут произойти при записи аудио. При любой нештатной ситуации для пользователя важно: 

  • Сохранить полученные данные
  • Получить уведомление о проблеме
  • Исключить ситуацию, когда система позволяет продолжить запись, но при этом не сохраняет данные
  • Реализовать алгоритм восстановления процесса записи
  • Получить возможность продолжить работу с записью после восстановления системы

Таким образом, разрабатывая фичу, архитектор совместно с аналитиком сразу минимизируют количество точек отказа и прорабатывают поведение системы при нештатных ситуациях. Помимо продуманной архитектуры, не меньшее значение имеет и качественное логирование. Например, важно логировать прерывание записи любым способом помимо стандартной функции завершения записи. Это поможет анализировать разные случаи, выявленные в медицинском учреждении, и повышать надежность системы.

Все сценарии формируются при общении с реальными пользователями, support-командой, а также при анализе баз данных и логов. На каждый из случаев должны быть разработаны сценарии поведения системы.

Часто можно встретить мнение, что хаос-инжиниринг должен проводиться на рабочих серверах, однако для медицинской сферы это слишком рискованно. Поэтому QA-команда проекта изучила самые частые пользовательские сценарии, которые могли приводить к сбоям:

  • Медленное интернет-соединение и частое прерывание пакетов передачи данных 
  • Строгая политика безопасности при использовании браузера, что могло негативно повлиять на работу плагина
  • Временное отключение устройства записи во время диктовки
  • Доктор может забыть остановить запись и отойти к пациенту. Таким образом, на сервер может передаваться аудио длинной более пяти часов.

Благодаря использованию хаос-инжиниринга QA-команде проекта удалось найти и усовершенствовать архитектуру процесса записи. Ранее аудио сохранялось на пользовательский компьютер, что, во-первых, увеличивало количество возможных точек отказа, а во-вторых, в процессе тестирования выяснилось, что пользователи могут терять до 5 секунд аудио — а это критический дефект. На данный момент при любых сбоях потеря аудио может составлять максимум 1 секунду. Также мы смогли убрать риск недоступности или перезаполнения пользовательского жесткого диска.

Как внедрять хаос-инжиниринг в стратегию тестирования

Многие команды тестирования неосознанно проводят ряд проверок, связанных с надежностью системы. Однако хаос-инжиниринг — практика, которую необходимо выполнять на постоянной основе.

При внедрении данного подхода мы рекомендуем следовать такому алгоритму:


  1. Выделить самую критичную функциональность для пользователей и негативные последствия. Часто это потеря данных, недоступность системы на определенное время, неверная отработка операций и т. п. 

  2. Отрисовать архитектуру и работу каждой из функций, определив критичные точки сбоя. Например, база данных, сервер, интернет-соединение, браузер и т. д. 

  3. На основе точек сбоя проработать и описать сценарии. К этому процессу важно привлечь всю команду, включая архитекторов, аналитиков, разработчиков и пользователей, так как сценарии могут оказаться весьма неожиданными, что видно на примере с забытым включенным микрофоном. Важно помнить, что некоторые сценарии могут быть достаточно сложными для воспроизведения, поэтому DevOps-специалисты становятся незаменимыми помощниками при внедрении хаос-инжиниринга. 

  4. Разработать гипотезы поведения системы при сбоях. Тут важно понимать и знать SLA или требования заказчика, а также специфику работы пользователей. Например, есть системы, которые должны быть восстановлены в течение 20–30 минут после сбоя, а пользователи должны четко понимать, когда им ожидать восстановления работы. 

  5. Провести все необходимые испытания. Команда должна самостоятельно решить, где и как проводить испытания по хаос-инжинирингу. Главное — оценить силы и затрачиваемое время на данные тесты и быть готовыми к экстренному восстановлению системы. 

  6. Зафиксировать и проанализировать полученные результаты, проработать и реализовать техническое задание для повышения стабильности и стрессоустойчивости системы. 

  7. Запланировать повторные испытания, проработать автоматизацию тестов. Важно не забывать, что тесты, которые проводились один раз, не являются гарантией стабильности системы. Это должны быть периодические испытания, в идеале — автоматизированные.

***

Мы разобрали лишь малый пример, как хаос-инжиниринг может помочь команде тестирования предотвратить крайне неприятные последствия разного рода сбоев, и не рассматривали специализированные инструменты. Погружаясь в эту область, необходимо расширять испытания и проверять не только работу приложения, но и тактику действий техподдержки при крупных падениях, скорость восстановления резервной БД и сервисов, отработку оповещения пользователей о произошедшем сбое и много другое. Данная область безгранична, а начать можно с малых и контролируемых участков тестирования.

Читайте также
IT-World рассказывает о наиболее результативных приемах, позволяющих улучшить именно качество ИТ-услуг, которые предоставляет подрядчик, а не просто повысить NPS (индекс удовлетворенности клиента).

Опубликовано 29.11.2023

Похожие статьи