Мы слабее в мобильных технологиях, но сильнее в бизнес-аналитике
Автор
Григорий Рудницкий
Каким будет бизнес ближайшего будущего? Какие технологические тенденции окажут влияние на его развитие? На эти и другие вопросы постаралась найти ответы корпорация IBM, проведя исследование Tech Trends Report 2012
Каким будет бизнес ближайшего будущего? Какие технологические тенденции окажут влияние на его развитие? На эти и другие вопросы постаралась ответить корпорация IBM, которая обнародовала результаты третьего ежегодного исследования, посвященного прогнозу развития технологий Tech Trends Report 2012. Исследование основано на результатах опроса более 1200 специалистов, которые принимают технологические решения в своих организациях (22% из них являются руководителями ИТ-служб, 53% – специалистами в области ИТ, и 25% – специалистами в области бизнеса). В опросе приняли участие представители более 16 разных отраслей и 13 стран мира, включающих как развитые, так и растущие рынки, а также более 250 преподавателей и 450 студентов из этих же стран.
Основная идея, которая была озвучена абсолютным большинством респондентов, заключается в том, что именно технологии являются ключевым фактором успеха современного бизнеса, однако распространению технологий препятствует острая нехватка профессиональной компетенции у сотрудников, а также опасения, касающиеся защиты информации.
Из современных информационных технологий сегодня наиболее популярна и востребована бизнес-аналитика, на втором месте - мобильные технологии, на третьем - облачные вычисления и сервисы, а на втором - технологии, связанные с социальными сетями. Согласно данным Tech Trends Report 2012, в течение следующих двух лет почти 70% опрошенных организаций планируют увеличить инвестиции в мобильные технологии, а более половины респондентов повысят свои расходы на бизнес-аналитику.
Облачные вычисления и социальные сетевые технологии пока используются не так широко. Тем не менее, почти две трети респондентов сообщили, что они постепенно увеличивают инвестиции в облачные решения и запланировали в ближайшее время ускорить их развертывание.
Преподаватели и студенты оценивали способность их учебных заведений удовлетворить спрос на квалифицированных ИТ-специалистов. Как выяснилось, около половины ожидает увеличения нехватки кадров почти вдвое. Общая доля представителей образовательного сообщества, озабоченных этой проблемой, составляет не менее 73% опрошенных.
Дефицит квалифицированных ИТ-кадров является более серьезной проблемой для развитых рынков: там такие затруднения испытывают около двух третей респондентов, в то время как на растущих рынках – лишь половина.
Составители отчета разделили условно разделили компании, внедряющие или собирающиеся внедрить аналитические, мобильные, облачные или социальные технологии на три категории - 1) “Лидеры” (Pacesetters) — это организации, которые считают, что перспективные технологии имеют решающее значение для успеха в бизнесе, и активно используют эти технологии для реализации новых бизнес-моделей; 2) “Последователи” (Followers) — организации, которые признают, что эти технологии важны для создания новых продуктов и сервисов, но, как правило, не становятся первопроходцами; 3) “Дилетанты” (Dabblers) — организации, которые обычно отстают или, в лучшем случае, находятся на одном уровне с конкурентами с точки зрения применения современных технологий. Как показали результаты 2012 Tech Trends Report, доля Лидеров выше на растущих рынках (35%) по сравнению с развитыми (15%).
“Лидеры” и “Дилетанты” очень схоже реагируют на внутренние факторы, такие как внедрение мобильных технологий для повышения продуктивности персонала или развертывание бизнес-аналитики в целях снижения расходов. В то же время “Лидеры” стремятся глубже понять своих клиентов с помощью социальных и аналитических инструментов, и более эффективно взаимодействовать с клиентами с помощью мобильных приложений. Что касается особенностей использования аналитических технологий, то “Лидеры”, в отличие от “Дилетантов”, более активно используют моделирование данных. Более того, они значительно опережают своих конкурентов в оснащенности инструментами для исследования данных. Наиболее значителен отрыв “Лидеров” (в сравнении с “Дилетантами” – почти в четыре раза) в области аналитики, что соответствует их ориентации на рынок. Главным препятствием внедрению аналитики является острая нехватка квалифицированных сотрудников. Тем не менее, “Лидеры” демонстрируют успехи и в этом направлении – лишь 28% респондентов в данной категории рассматривают этот дефицит квалифицированных кадров как значительное препятствие, в то время как среди дилетантов подобный пессимизм разделяет 41% компаний.
Кроме того, “Лидеры” в 6-7 раз опережают дилетантов по применению новейших облачных решений, таких как гибридные облачные среды и “облака сообществ” (community cloud).
В целом, “Лидеры” более открыты новым технологиям. Они в девять раз чаще, чем “Дилетанты” экспериментируют с технологиями, которые еще не нашли конкретного применения в бизнесе, и в два раза активнее развивают навыки персонала для удовлетворения будущих потребностей, не забывая при этом о безопасности. Так, более 40% “Лидеров” активно работают над улучшением безопасности своих существующих мобильных приложений — в сравнении с 10% “Дилетантов”.
Россия относится к растущим рынкам, поэтому небезынтересно узнать особенности данного сегмента по сравнению с рынком развитых стран. Респонденты на растущих рынках отстают в масштабах внедрения мобильных технологий (35% против 55%), а компании из развитых стран сообщили о более остром дефиците квалифицированных кадров (15% против 29%). Лидерство растущего рынка наблюдается в области внедрения бизнес-аналитики и социальных технологий. Так, 30% респондентов из стран с растущей экономикой сообщили о значительной степени внедрения бизнес-аналитики, но только 20% респондентов из стран с развитой экономикой смогли похвастаться такими же успехами. Что касается внедрения решений для социального бизнеса, то здесь процентное соотношение было следующим: 16% респондентов на растущих рынках против 9% респондентов на развитых.
Опубликовано 10.12.2012