Научиться дышать под водой
Несмотря на происходящие вокруг изменения, запросы со стороны ИТ-директоров качественно не поменялись. Это одновременно и плохо и хорошо. ИТ-директора находятся в состоянии ожидания, не пытаясь проактивно управлять будущим, моделировать его и как-то к нему готовиться, а просто наблюдая, куда повернется ситуация, чтобы потом отреагировать на такой вираж.
Вероятно, многие думают, что все вернется на круги своя и все потащат инфраструктуру назад в офис из удаленных ЦОДов и т. д. Но проблема не в Цодах, оборудовании и технологиях. Основной вызов заключаются в том, что будут меняться бизнес-модели, а также модели поведения покупателей и клиентов практически всех бизнесов. И что не менее важно, будут меняться внутриорганизационные модели: подготовки совещаний, управления информацией, гибридной работы, когда часть сотрудников трудится в офисе, а часть — на удаленке.
И вот тут ИТ-руководитель должен, как я считаю, стать лидером изменений, потому что в нашем сообществе мы всегда говорили о том, что ИТ-директор должен работать не просто в режиме «чего изволите», а быть инициатором тех или иных изменений. Сейчас настало то самое время, когда он должен увидеть, выделить главное и отсеять лишнее и принести в виде решений, предложений или технологий конкретные бизнес-преимущества, касающиеся как взаимодействия с клиентами организации, так и внутренней организационной трансформации. И здесь особая роль, которая просто необходима любому ИТ-лидеру, отводится именно CDO: если он будет смотреть на технологии, изменения и предлагать решения, это и станет той новой гранью, которая открывается нам сегодня. Но если он не сможет уловить специфики момента, то бизнес явно почувствует некую слабость своего ИТ. Вот такими получаются наши личные итоги самоизоляции.
Сейчас мы видим несколько нарастающих трендов. Один из них – переход ИТ от рынка поставщика обратно к рынку покупателя. То есть если раньше у всех наших интеграторов ресурсы были распределены на годы вперед и задача заказчика была вписаться в эти возможности, то сейчас ситуация изменилась радикально, что и порождает серьезные перемены во взаимодействии с интеграторами. При этом у них высвобождается много ресурсов, чтобы делать качественно новые предложения на рынке. И ИТ-директор должен их видеть, а какие-то, вероятно, и предвидеть или инициировать, чтобы создавались продукты, нужные здесь и сейчас или в ближайшем будущем.
Как пример можно привести аутстафф ИТ-персонала, который сейчас может стать весьма выгодным и удобным инструментом решения задач для не-ИТ-компаний.
Мы точно не знаем, куда конкретно нас приведут происходящие сегодня изменения и что в итоге будет новой технологической и организационной реальностью в наших компаниях.
Между прочим, очень актуальна аналогия с потопом: если грядет потоп и мы не знаем, куда плыть, то нам точно надо потратить оставшееся до него время, чтобы научиться дышать под водой.
В сегодняшней ситуации, как мне представляется, ИТ-директору надо действительно учиться «дышать под водой», отрабатывать интеграцию новых технологических решений в компанию и прорабатывать спектр тех решений, которые либо зарождаются, либо развиваются сегодня в ИТ-индустрии.
И еще раз повторюсь, что самое важное сейчас – это приспособиться к изменившимся условиям, измениться самим и помочь тем компаниям, которые нам доверили свое ИТ, оставаться конкурентноспособными в новых реальностях.
Кстати, хороший вопрос: является ли то, что происходит сейчас затишьем перед бурей, когда все вроде тихо, но грядет большая «гроза»? Мне кажется, это не так. Я вижу, что это затишье, если проводить аналогии, перед засухой – перед большой, длинной, многолетней засухой. Не будет никакого цунами и никаких молний и грома. Будет просто все меньше и меньше «водопоя». Тем, кто сейчас находится в состоянии покоя, кажется, что у них все в порядке, у них есть озеро и они там одни, но это состояние продлится недолго. Озеро либо высохнет, либо туда придут те, у кого своего озера уже нет и воды больше не появится. И если раньше у них была своя экосистема, то теперь в нее придут другие участники и постараются внести что-то свое и урвать себе место под солнцем.
В итоге компании должны будут отстаивать свое право на жизнь – и в этой ситуации ИТ действительно превращается в серьезное конкурентное подспорье, без которого шансов у компании выжить в новых реалиях, в условиях сужающихся рынков очень немного.
Опубликовано 14.05.2020