«исторические события повторяются дважды …»

Старик Гегель напомнил о себе, когда в онлайн эфире нашей ИБ-утряшки мы затронули тему влияния удаленных пользователей в условиях пандемии COVID-19

Немецкий философ Гегель подметил, что все исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс. Старик напомнил о себе, когда в онлайн эфире нашей ИБ-утряшки мы затронули тему влияния удаленных пользователей в условиях пандемии COVID-19 на обновленные приоритеты служб ИБ. На 39-й минуте Александр Бондаренко прогнозирует, что в целях оптимизации компаниям придется задуматься о сокращении издержек и в частности, обратиться к региональным компетенциям. Вот тут и начинается Гегель! Вот тут и начинается повторение истории.

Дело в том, что в результате экономического кризиса 2008-09 гг. в структурах многих столичных компаний произошли вынужденные оптимизации затрат. Именно тогда ИТ рынок продемонстрировал рекордное падение, просев на 40%. Сокращали в первую очередь тех, кто не является центром прибыли для компании, а скорее является центром косвенных затрат, то есть технический персонал у которого фиксированная зарплата, которую ему придется платить не смотря ни на что. Но при этом сохраняли продавцов, как центр прибыли. Их проще перевести на проценты от прибыли, тем самым сократив риски компании.

Кто был тесно вовлечен в проекты имели шанс уйти к заказчикам. Если раньше они стоили дорого, то в кризис рынок труда просел, как многие другие рынки и заказчики смогли решить свои кадровые проблемы качественными специалистами за умеренные деньги. Чего до этого сделать было им крайне сложно. Безусловно были и те, кто остался работать у интегратора и вендора на «тяжелых» проектах, или ключевые специалисты с уникальными компетенциями, потеря которых могла привести к потере части бизнеса. Но это скорее исключение из общей тенденции того времени.

Однако современная Москва, как и в 2008г, не состоит только из москвичей. Многие из уволенных специалистов были вынуждены в кризис вернуться домой, что в результате привело к усилению компетенций регионального бизнеса, т.е. сместились центры силы. Если раньше ключевые системные интеграторы и вендоры решали комплекс задач своими силами, то в кризис основную команду составляют продавцы.

Тогда, по мере привыкания бизнеса к кризисным условиям пришло понимание что нет смысла возвращать экспертизу в Москву, где сохранилась очень высокая практика и опыт в выигрывания крупных тендеров, большинство из которых все равно проходит в Москве. Гораздо выгоднее и продуктивней иметь партнерские отношения с локальными компаниями, которые тем временем на местах усилили свою компетенцию и способны решать задачи самостоятельно. Для них это постоянный доход и осознанный отказ от участия в конкурсах, в которых им сложно участвовать в далекой Москве. Очевидно, что для уникальных, тяжелых проектов все равно придется приглашать специалистов высокого уровня из Москвы. Но, во-первых, на проектах 80% это рутина, которую дорогие специалисты делать не будут, да и не разумно их использовать для этого. А во-вторых, количество таких проектов тогда существенно сократилось.

Косвенным подтверждением этой тенденции является, то что крупный интегратор получив заказ перенаправлял его региональным партнерам для подготовки сметы. Экспертиза даже на уровне пресейла передает проект компании, которой в дальнейшем предстоит его поддержка. В результате конкуренция вердоров, высокая экспертиза проекта, обоснованные цены и отсутствие необходимости держать своих специалистов на местах.

Но это только в теории. На практике региональная экспертиза опиралась на опыт полученный локальными специалистами на столичных проектах. Этих компетенций им хватило на 2-3 года, или с учетом вялых темпов экономики на 4 года. А что потом? Массового механизма обновления региональных компетенций на местах с тех пор никто не придумал. Поэтому в условиях отсутствия внятной мотивации и системы обновления знаний приток компетенций будет происходить циклично и скорее всего извне.

Такой вот сценарий по версии 2008г. Вот я и задумался: история опять повторяется с миграцией экспертизы в регионы? И если да, то что это будет по определению Гегеля?

Читайте также
Что делать, когда рынок меняется быстрее, чем успеваешь привыкнуть к новым правилам? Компании Bell Integrator, уже 20 лет занимающейся заказной разработкой программного обеспечения, такие перемены хорошо знакомы. О том, как не ждать, пока вызовы постучаться в дверь, а превратить их в новые возможности, о том, как автоматизация помогает сокращать рутину создания ПО, а доверие клиентов становится главной валютой в кризис, мы поговорили с ее генеральным директором Юрией Латиным.  

Опубликовано 14.05.2020

Другие публикации эксперта