Рынок 3D-печати на фоне пандемии (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News № 05/2021)
3D-дистрибуция в Сети
Безусловно, популяризации 3D-печати также способствует продолжающееся снижение стоимости как расходных материалов, так и самих 3D-принтеров. Однако для большинства россиян 3D-печать все еще остается скорее развлечением, к тому же не самым дешевым: мало кто готов потратить на 3D-принтер больше 45 тыс. рублей, хотя действительно качественные модели стоят дороже.
Мы попросили наших собеседников оценить динамику спроса в сегменте бытовых и домашних 3D-принтеров на базе их внутренних данных. Кроме того, нас интересовало, сотрудничают ли компании с AliExpress и другими торговыми интернет-площадками (маркетплейсами).
Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ говорит о взрывном росте спроса на фотополимерные 3D-принтеры, большая доля которых отправляется к покупателям именно домой, а не на работу и т. п. Многие люди живут своими хобби, поэтому возможность получить недорогой и очень функциональный инструмент для воплощения в жизнь своих идей стала для них настоящим подарком. И это особенно важно во времена пандемии, когда приходится чаще оставаться дома и чем-то себя занимать, уверен г-н Корнвейц,. По его мнению, в одной точке сошлись два события, что обусловило рост доли фотополимерных моделей в сегменте настольных 3D-принтеров до 30% (против менее чем 10% годом ранее). Тенденция к росту этого направления будет сохраняться и дальше.
Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ отмечает, что его компания поставляет фабричное, проверенное оборудование с официальной поддержкой от производителя, собственными слайсерами и хорошей гарантией, соответственно стоимость его выше стандартных предложений на AliExpress. «На данный момент мы видим рынок в виде поставок персонального оборудования для образования (обучающие классы школ и университетов) и конструкторских отделов (с целью быстрой проверки спроектированного решения)», – говорит он. То, что компания предлагает в данном сегменте, уже нельзя назвать домашними 3D-принтерами – это скорее персональное оборудование с базовыми возможностями 3D-печати в ценовом сегменте 50–500 тыс. рублей. В настоящее время основные каналы реализации продукции для «3Д Вижн» – собственный интернет-магазин и магазины партнеров.
Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ считает, что, возможно, повышение спроса на дешевые 3D-принтеры связано с эпидемией коронавируса, когда многие люди были вынуждены перейти на удаленную работу или потеряли постоянную. В то же время он подчеркивает, что клиентами компании преимущественно являются промышленные предприятия, бизнес и образовательные учреждения, а не домашние энтузиасты.
Домашние или просто дешевые?
Чтобы сформировалось четкое понимание, какое 3D-оборудование требуется тому или иному человеку или бизнесу, необходимо разобраться, по каким критериям 3D-принтер можно отнести к категории домашних или бытовых устройств. Неужели эта категория действительно определяется лишь стоимостью устройства?
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») предлагает разделить покупателей 3D-принтеров для дома на две основные категории. Многим из них он нужен не для печати, а чтобы разобраться в технологиях, покопаться в железках, поставить апгрейды, перепрошить электронику и т. п. Для них главное – не результат в виде печати, а процесс доработки и наладки, и поэтому они покупают наборы для сборки, рассказывает г-н Корнвейц. Пользователи второй группы, наоборот, хотят именно печатать, не углубляясь при этом в сборку, наладку и настройку, поэтому выбирают максимально эргономичные устройства с большим количеством дополнительных функций, таких как автокалибровка, цветной сенсорный дисплей, Wi-Fi, датчики окончания нити, веб-камеры для удаленного контроля печати.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») сетует, что производители гонятся за уменьшением цены товара и это приводит к частым поломкам и невозможности эксплуатации устройства. Некоторые элементы оборудования, на которые приходится до 30% стоимости самой установки, являются в таких 3D-принтерах расходными, на них не распространяется гарантия, поясняет он. Большинство клиентов, покупая в том же AliExpress, банально не знают об этой проблеме, что приводит к разочарованию в возможностях оборудования. Более того, за пару лет стоимость эксплуатации оборудования нередко становится сопоставимой с ценами на технику более высокого уровня, которая, помимо надежности, имеет ряд других преимуществ, таких как поддержка специалистов, более качественная печать и удобство эксплуатации.
Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA) уточняет, что персональные 3D-принтеры также используются на производствах. Тем не менее обычно, когда говорят о домашних и бытовых моделях, подразумевают их демократичную стоимость. Необходимо понимать, что добиться низкой цены на устройство становится возможным в том числе за счет не самых качественных комплектующих. Кроме того пользователь может столкнуться со средним качеством печати, низким ресурсом наработки на отказ и отсутствием внятного сервиса от производителя.
Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА считает, что домашний 3D-принтер должен быть настолько простым и максимально автоматизированным, чтобы им мог пользоваться любой человек без какой-либо подготовки. Но большое количество моделей, которые сейчас позиционируются в качестве домашних, таковыми не являются, их главное преимущество – доступная цена, но работать с ними без специальной подготовки и изучения большого количества дополнительных материалов практически невозможно. «А вот оборудование нашей компании, в частности Designer Classic, более полно отвечает критериям домашнего устройства. Этот принтер специально спроектирован для непрофессионалов: простой интерфейс, закрытый корпус, многие процессы автоматизированы», – рассказывает он. Еще одно немаловажное свойство оборудования данной категории – наличие собственной сервисной службы и русскоязычной технической поддержки от производителя.
Бизнес, только бизнес
Несмотря на то что для всех участников обзора 3D-печать является профильным видом деятельности, у многих работа идет сразу по нескольким направлениям: производство, дистрибуция, сервисные услуги, в том числе печать под заказ. Кроме того, некоторые компании инвестируют значительные средства в другие приобретающие популярность технологии. Что из них приносит им наибольшую выгоду?
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») отмечает, что, помимо дистрибуции 3D-принтеров, его компания занимается поставкой 3D-сканеров и материалов для 3D-печати. В ее портфолио также есть интересные комплексные предложения. Например, среди новинок стоит отметить решение для создания ортопедических стелек: оно состоит из сканера стопы, программного обеспечения для создания модели стельки и 3D-принтера, способного печатать мягкими видами пластика.
По мнению Василия КИСЕЛЕВА (Top 3D Group), у его компании достаточно дифференцированный бизнес: розница (интернет-магазин, продажи на маркетплейсах), B2B- и B2G-продажи. Кроме того, в наличии широкая товарная матрица – не только оборудование для 3D-печати, но и техника для 3D-сканирования, расходные материалы, вспомогательное оборудование. Не менее важна работа по другим перспективным направлениям, например робототехнике. «Несмотря на то что 3D-принтеры – основное направление нашего бизнеса, мы пытаемся максимально диверсифицироваться в рамках концепта “Индустрии 4.0” и предлагаем широкое портфолио продуктов, которые могут быть интересны нашим заказчикам», – заключает г-н Киселев.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») рассказывает, что, имея в своем распоряжении большое количество оборудования и постоянно работая на нем, его компания однажды приняла решение о подписании дистрибьюторских договоров с производителями и с того момента стала также реализовывать оборудование в сфере аддитивного производства. В отличие от торговых компаний, специалисты «ЗД Вижн» не только прошли обучение в специализированных сервисных центрах, но постоянно работают на оборудовании, повышают квалификацию. «Мы можем показать не просто презентацию, а работу самой установки в реальных производственных условиях, и в этом неоспоримое преимущество нашего подхода», – говорит он. Конечно, оборотная часть продаж намного выше производственной, но и рентабельность значительно ниже, заключает г-н Виноградов.
(Окончание следует)
Опубликовано 04.06.2021