Как Индия стала крупнейшим в мире рынком цифровых платежей

Логотип компании
Как Индия стала крупнейшим в мире рынком цифровых платежей
Построив национальную систему платежных карт RuPay и внедрив мобильный платежный сервис UPI на базе смартфонов, всего за 10 лет Индия смогла превратиться в крупнейший в мире и один из самых технологичных рынков безналичных платежей.

RuPay как проявление патриотизма

В Индии с марта 2012 г. функционирует национальная система платежных карт RuPay. Ее разработала Национальная платежная корпорация Индии по инициативе Резервного банка Индии, выполняющего функции Центрального банка. Составив и обнародовав концептуальный документ о платежных системах в Индии 2009-2012 гг., руководство RBI заявило, что местные банки, желающие присоединиться к доминирующим на ее рынке международным платежным системам Visa и MasterCard, вынуждены нести серьезные финансовые расходы. Все внутренние транзакции, на которые приходилось более 90% платежей по таким картам на рынке страны, обслуживались в процессинговом и клиринговом центрах этих платежных систем, расположенных в США.

RuPay удалось значительно потеснить международные платежные системы на внутреннем рынке. По данным на ноябрь 2020 г., на ее долю приходилось 603,6 млн (63%) из 952 млн дебетовых и кредитных карт, эмитированных на рынке Индии. Число банков-эмитентов достигло 1 158. С 1 января 2020 г. все индийские компании, чей годовой оборот превышал $6,3 млн, были обязаны предлагать своим клиентам варианты оплаты RuPay. К марту 2021 г. рыночная доля RuPay в Индии составляла 34% по количеству транзакций и 30% - по их объему. В декабре того же года правительство Индии одобрило пакет в размере 13 млрд рупий ($170 млн по текущему курсу) для того, чтобы обеспечить платежными сервисами самые бедные и социально неблагополучные слои населения. По данным исследования Всемирного экономического форума за 2020 г., из 1,4 млрд жителей Индии около 220 млн жили на уровне расходов менее 32 рупий (примерно 24 рубля) в день.

Именно этот шаг правительства страны всерьез обеспокоил MasterCard и Visa, которые посчитали его угрожающим для своего лидирующего положения на индийском рынке карточных платежей. Компании пожаловались в Управление торгового представителя США (USTR), заявив, что премьер-министр Нарендра Моди публично лоббирует и продвигает их конкурента - платежную систему RuPay - на одном из ключевых для них рынков, и посчитали условия игры неравными.

«Моди в своей речи изобразил использование RuPay как патриотическое, заявив, что не каждый не может пойти на границу, чтобы защитить страну, но каждый может использовать карту RuPay для служения нации, - цитировал NDTV выдержки из письма Visa. - «В течение многих лет Моди продвигал «доморощенный» RuPay, бросая вызов Visa и MasterCard».

В апреле RBI выпустил директиву, запретив выпуск на рынке Индии новых карт American Express и Diners Club International. Эти платежные системы не соблюдали правила хранения данных о транзакциях по картам банков Индии внутри страны, введенные в 2018 г. С подобным запретом столкнулась и MasterCard. В неформальной беседе со СМИ один из чиновников USTR раскритиковал решение Индии, назвав эти меры «драконовскими».

Стремительный взлет UPI

В марте 2011 г. RBI провел исследование рынка безналичных платежей Индии. Несмотря на бурное развитие RuPay и широкую сеть приема карт к оплате (их принимали пости все из 10 млн розничных продавцов Индии), безналичные платежи не пользовались популярностью. В среднем в год на одного человека приходилось всего 6 платежей, совершенных с использованием карт. Доступа к банковским операциям и онлайн-банкингу не имели почти 145 млн домохозяйств. Кроме того, финансовые власти Индии активно искали меры борьбы с заработками на черном рынке, уходом от налогов и коррупцией.

Чтобы ликвидировать такое «цифровое» неравенство, NPCI получила новое задание – внедрить платежный сервис, который упростил бы проведение безналичных транзакций, сделал бы их доступными и безопасными практически для всех слоев населения Индии, а также обеспечил единый интерфейс для использования во всех системах платежей. И к 2016 г. такой сервис был разработан и запущен для массового использования. Им стал UPI – унифицированный платежный интерфейс для переводов в режиме реального времени. Сервис был предназначен для использования исключительно с помощью мобильных телефонов. И это тоже не случайно - по количеству пользователей телефонной связи, фиксированной и мобильной, телекоммуникационная сеть Индии, по данным на начало 2022 г., являлась второй в мире, а совокупное число ее абонентов превысило 1179 млн.

Создатели не ошиблись – этот сервис очень быстро стал сверхвостребованным и одним из самых популярных способов платежей в Индии, превзойдя все ожидания. Шарад Санги (Sharad Sanghi), генеральный директор Глобальных центров обработки данных и облачной инфраструктуры (Индия) компании NTT Ltd. (NTT-Netmagic), назвал UPI одной из первых и наиболее успешных инноваций в области глубоких технологий в Индии. Уже в декабре 2019 г. Google даже выдвинул предложение в адрес Совета федеральной резервной системы (ФРС) США – разработать систему цифровых платежей FedNow для рынка США, аналогичную UPI.

Во время пандемии COVID-19 сервис UPI стал для жителей Индии просто жизненной необходимостью, помогая им оплачивать покупки и делать переводы во время длительного периода самоизоляции.

Недавно платежный интерфейс отчитался о числе обработанных транзакций - начиная с момента своего создания UPI и приложения UPI (в числе лучших за 2021 г. эксперты называют Google Pay, PhonePe, Paytm, BHIM, Freecharg, Mobikwik и ряд других) провели 99 млрд безналичных операций. Таким образом, всего за 5 лет своего существования он смог получить статус пятой крупнейшей платежной сети в мире. По объему транзакций его смогли обогнать лишь платежные системы Visa и MasterCard, Alipay - одна из крупнейших платежных систем, входящих в Alibaba Group, и сверхпопулярный в Китае сервис мобильных платежей и цифровых кошельков WeChat Pay.

Как заявил Нарендр Моди в своем выступлении на Digital India Week, состоявшейся в первых числах июля, «все, включая Всемирный банк, оценили сеть мгновенных платежей UPI как лучшую платформу».

Благодаря динамичному росту UPI, Индия стала крупнейшим в мире рынком платежей в режиме реального времени, оставив позади Китай, США и Южную Корею. В 2020 г., по данным ACI Worldwide и GlobalData, число ежегодных транзакций достигло 25,5 млрд. В мае 2021 г. платформа насчитывала 15 крор (150 млн) активных пользователей в месяц. Доля транзакций UPI в общем объеме цифровых транзакций на рынке Индии выросла до 55%. К ноябрю 2021 г. в UPI было зарегистрировано 68 млрд транзакций на общую сумму 34,95 крор ($440 млрд). К февралю 2022 г. с UPI работали 304 банка. В 2022 финансовом году объем транзакций, проведенных через UPI, превысил $1 трлн.

«Цифровые продукты, подобные UPI, являются «центром притяжения» и для развитых стран мира, и для тех стран, которые не могут инвестировать в цифровые технологии. Наши цифровые решения доступны и безопасны. Например, однажды я видел, как нищий в Бихаре брал подаяния в цифровом виде с помощью приложения UPI», - сказал премьер-министр Индии.

Унифицированный платежный интерфейс UPI входит в India Stack - набор интерфейсов прикладного программирования (API) с открытым исходным кодом.

По сути, и RuPay и UPI сегодня - масштабные системы безналичных платежей в мире, не зависимые ни от доллара и евро, ни от давления со стороны США и стран ЕС. О заинтересованности своих стран во взаимном продвижении карт RuPay и MIR в рамках национальных платежных инфраструктур, а также по взаимодействию Единого платежного интерфейса (UPI) и Системы быстрых платежей Банка России (FPS) первые лица Индии и России объявили еще в декабре 2021 г.

Читайте также
О том, как живет и развивается проект «Умный город», чем он уникален и как вписывается в национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», порталу IT-World рассказывает Анатолий Курманов, заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город».

Похожие статьи