«Виртуалы»: операторы, которые могли бы…
Минувший год принес российскому телекому сразу несколько громких MVNO-проектов. МТС совместно с X5 RetailGroup основал виртуального оператора «Аллё», МТТ пошел на сотрудничество со «Скай Линком», не найдя других путей для построения виртуальной сети. В конце года о готовности развивать MVNO-проекты со всеми заинтересованными компаниями (сетевыми игроками или операторами связи) заявил «Ростелеком». MVNO в России стал модным трендом.
И, как это часто бывает с модными трендами, участники рынка не совсем понимают, что с этими проектами делать и как выйти на прибыльность. Причин, не дающих MVNO заработать как следует, много, куда больше, чем поводов для операторской гордости. Однако аналитики все равно остаются оптимистами, ожидая, что количество абонентов, задействованных в MVNO, в ближайшие год-два увеличится в два-три раза.
Согласно данным J’son & Partners Consulting, по итогам 2010 года в России наберется около 1,3 млн абонентов в сетях различных MVNO-операторов. И это не так уж мало. У «Скай Линка», представленного на рынке гораздо раньше, примерно такое же количество пользователей, включая тех, кто работает с USB-модемами. С другой стороны, в одной только Германии более 18 млн абонентов MVNO, а у одного из крупнейших виртуальных операторов США, Virgin Mobile USA, – более 10 млн. В Великобритании эта же компания сумела набрать порядка 4 млн «виртуальных» пользователей (это примерно 4% всего местного рынка сотовой связи). Мировой опыт как раз и является одним из доводов в пользу российских MVNO. «Чем мы хуже?» – каждый раз спрашивает оператор, принимаясь за дело. Российские аналитики, впрочем, и не настаивают на быстром продвижении MVNO. По утверждению экспертов ACM-Consulting, при условии появления в стране нескольких крупных проектов с хорошими возможностями для распространения через сбытовую сеть, за два-три года число их пользователей может вырасти до 3-5 млн, то есть как минимум удвоиться. Скромно? Есть и совсем нерадужные оценки, согласно которым российская среда просто не приспособлена для MVNO, а на Европу равняться не стоит – не тот телеком-климат...
Проекты Light MVNO реализовать проще. Здесь могут работать как два оператора вместе (причем технический ресурс одного из них не обязательно будет задействован), так и оператор в связке с компанией, имеющей собственную сеть дистрибуции на массовом рынке. Наглядный пример – МТС и X5 Retail Group, их проект «Аллё» считается чуть ли не самым перспективным MVNO среди появившихся в России за последнее время. И дело не в каких-то особенных условиях, а в масштабах розницы X5. Контракты с тарифными планами продаются пока только в магазинах «Карусель» и «Перекресток» и только в Москве, но и этих точек достаточно, чтобы MVNO мог претендовать на максимальный в пределах страны охват. Используется предельно простая тарификация, а также бонусная система (в зависимости от суммы покупок на кассе абоненту предоставляются баллы, которые можно потратить на связь).
Компания «Ростелеком», в свою очередь, готова работать как с Light MVNO, так и с Full MVNO, намереваясь предоставлять свою сеть, оказывать техническую и маркетинговую поддержку всем желающим создать MVNO (об этом было объявлено в конце декабря прошлого года). Как и МТТ, «Ростелеком» более чем заинтересован в диверсификации, но, представляя «Связьинвест», а также в свете грядущего объединения с его «дочками», находится в положении другого рода (выражаясь языком астрологов, звезды благоприятствуют его начинаниям). Первые два MVNO «Ростелекома» должны быть запущены уже в первом квартале 2011-го, еще четыре оператор намерен представить до конца года. Кому из операторов выпадет честь попасть в одну связку с «Ростелекомом», пока не сообщается.
В любом случае, кто бы MVNO ни создавал, он рассчитывает на нишевую аудиторию, интересы которой настолько специфичны, что массовому рынку уже не до них. Это могут быть покупатели конкретной розничной сети (кстати, у МТС есть еще MVNO-проект с французской сетью гипермаркетов «АШАН»), фанаты футбольного клуба (МТС и «Зенит»), диаспоры (в том числе и профессиональные), потребители, рассчитывающие на дисконт («Просто для общения» от московского «МегаФона» – наиболее массовый российский MVNO, объединяющий более 600 тыс. пользователей), а также молодежная аудитория и корпоративные клиенты. Довольно значимую часть MVNO занимают проекты, предоставляющие международный роуминг (в России это прежде всего «Алло Инкогнито», работающий в Москве и Петербурге, сервис которого построен на системе переадресации вызовов).
Аналитики не исключают, что 2011 год может стать для MVNO по-настоящему успешным хотя бы потому, что ожидается появление новых игроков, кто-то из которых возьмет да и запустит «бомбу» на этом рынке. Есть в этом и трезвый расчет. Более десяти компаний в 2009-2010 годах получили лицензии на этот вид деятельности – и, чтобы лицензию не отозвали, им придется выйти с конкретным предложением. Многие MVNO-проекты испытывают серьезные трудности с маркетинговым продвижением, им не хватает средств даже на адресную рекламу.
Нетрудно заметить, что все более-менее успешные MVNO связаны с деятельностью «тройки» (точнее, инициированы операторами МТС или «МегаФон»). Позицию «тройки» называют и главным препятствием для развития виртуальных операторов в России. Мало того что сотовики и так щедры на нишевые тарифы (детские, молодежные, гостевые и пр.), так они еще крайне неохотно идут на контакт с другими компаниями, не соглашаясь предоставлять свои сети (зачем плодить конкурентов, если прибыль не будет велика?). Возможно, их все-таки обяжут к этому на законодательном уровне – пока же «тройка» почти полностью игнорирует предложения о сотрудничестве, особенно со стороны небольших компаний. В качестве аргумента в свою пользу сотовые операторы напоминают, сколь медленно действующие MVNO набирают абонентскую базу... Еще бы, российские пользователи давно уже осваивают альтернативные варианты, такие как VoIP. Это выгоднее, чем терпеливо ждать, пока твой MVNO тебя найдет.
Источник: IT News №02 (февраль 2011 года)
Опубликовано 17.03.2011