ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений

Логотип компании
ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений
Куда движется интернет-банкинг? Нужны ли еще офисы или скоро вся банковская деятельность переместится в Сеть? Грозят ли банкам киберпреступники? Эти и другие темы обсуждались в ходе круглого стола «Интернет-банкинг сегодня и завтра»...

Куда движется интернет-банкинг? Нужны ли еще офисы или скоро вся банковская деятельность переместится в Сеть? Грозят ли банкам киберпреступники? Эти и другие темы обсуждались в ходе круглого стола «Интернет-банкинг сегодня и завтра», организованного порталами «TT Finance» и spbIT.ru в Санкт-Петербурге в Ассоциации банков Северо-Запада.

            Как сообщил генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин, в 2014 году общая сумма транзакций, выполненных физическими лицами с помощью дистанционного банковского обслуживания (ДБО) достигла в России 1,7 трлн руб, общее число транзакций составило 92,8 млн. В 2015-м общая сумма осталась неизменной, а число транзакций снизилось до 88,2 млн. А 2016 году тенденция к снижению количества транзакций продолжилась: их число составило 79,9 млн штук. При этом общая сумма переведенных средств возросла до 2 трлн рублей.

           

ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 1
Юрий Брюквин
В то же время в сегменте юридических лиц растет и число транзакций, и объем переведенных средств. Если в 2014 году число транзакций составляло 747,3 млн единиц, то в 2016-м уже 1044,7 млн единиц. Объем переведенных средств за тот же период вырос с 351,4 трлн рублей до 392,5 трлн рублей.

            Согласно данным ЦБ РФ, в настоящее время в России существует 4,4 млн счетов юридических лиц с доступом к Интернету, владельцы которых пользуются дистанционным банковским обслуживанием. Количество счетов физических лиц, доступных через Интернет, составляет в России 157,1 млн.

            А вот число счетов, доступных через мобильный банкинг, на текущий момент скромнее: это 0,9 млн счетов юрлиц и 35,9 млн счетов физлиз. При этом динамика в этом сегменте чрезвычайно впечатляющая: в 2014 году таких счетов было, соответственно, 0,2 млн и 4,9 млн. Общий объем транзакций также стремительно растет: с 320,7 млрд рублей в 2014 году, до 886,8 млрд в 2016-м.

            Драйверами роста мобильного банкинга является все более широкое распространение смартфонов, рост сетей 3G и 4G, а также сами банки, которые активно развивают это направление.

            Интересно, что по словам Юрия Брюквина, на Северо-Западный федеральный округ приходится примерно 15-20% от общефедеральных значений.

ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 2
Игорь Бутенко

            Игорь Бутенко, заместитель директора по развитию диджитал-проектов диджитал-департамента банка «Санкт-Петербург», рассказал о сервисе «Светофор», позволяющем юрлицам-клиентам банка получать актуальные данные о контрагентах при формировании документа на перевод денежных средств. Сервис анализирует информацию из открытых официальных источников и сообщает плательщику набор фактов, которые могут повлиять на его решение о переводе денег. Данные визуализируются в виде сигналов светофора в зависимости от критичности обнаруженных фактов. Такая проверка позволяет пользователю избежать «плохой» дебиторской задолженности. Помимо этого, г-н Бутенко отметил, что недавно в банке поздравили 700-тысячного клиента, подключившегося в интернет-банку. В настоящее время в банке «Санкт-Петербург» порядка 80% кредитов выдается онлайн. Также через интернет-банк идет около 98% суммы оплаты услуг.

          


ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 3
Иван Ходак

Иван Ходак, руководитель по развитию продаж департамента розничного бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк», сообщил, что в середине прошлого года был расширен функционал интернет-банка организации, в том числе, добавлена возможность оформления кредита онлайн. В результате, к концу 2016 года доля выданных таким образом кредитов достигла 30%.








ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 4
Дарина Хохлушина

Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу, рассказала об итогах работы банка с сервисами Apple Pay и Samsung Pay в 2016 году. Она отметила, что к концу года этими сервисами пользовались владельцы более 61 тыс. карт. При этом порядка 60% всех платежей пришлось на Москву и 14% - на Санкт-Петербург. Средний чек составил 1200 рублей. Самая дорогостоящая покупка была проведена в московском автосалоне на сумму более 2 млн рублей. Среднемесячный оборот составил около 300 млн рублей. С момента запуска проекта услугой воспользовалось пока только 8,6% клиентов банка. Но по мнению спикера уже в ближайшие годы она вырастет до 30-40%.

           




ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 5
Наталия Логинова

Наталия Логинова, территориальный руководитель блока «Розничный бизнес» филиала «Санкт-Петербургский» АО «Альфа-банк» сообщила, что в 2016 году, впервые за несколько лет Альфа-Банк качественно обновил дизайн мобильного приложения, который был построен, исходя из пользовательских сценариев (UX). Приложение максимально экологично подстроилось под те действия, которые клиенты совершают в обычной жизни. UX-обновление приложения было направлено на упрощение пользовательских сценариев и сокращение времени достижения результата, который человек хочет получить. Альфа-Банк также начал развивать в прошлом году работу с сервисами Apple Pay и Samsung Pay, расширив возможности этих сервисов. В случае если клиент Альфа-Банка потерял свою пластиковую карту, он может заблокировать саму карту и пользоваться оплатой с мобильного телефона, это особенно актуально путешественникам.

Кроме того, в мобильном банке Альфа-Банка появился чат-поддержки клиентов, который весьма популярен у пользователей. Наталия Логинова также подчеркнула, что многие клиенты уже сейчас выбирают банк, руководствуясь удобством интернет-банка и мобильного приложения.


ИТ в банках пляшут вокруг мобильных приложений. Рис. 6
Иван Макаров
           

Представитель банка ВТБ24 Иван Макаров рассказал, что внедрение интернет-банкинга снизило поток клиентов в офисах на 17%. При этом на 40% снизилась нагрузка по кассовым операциям. На первом месте среди услуг, выполняемых с помощью онлайн-приложений, — оплата сотовой связи (14,5 млн операций за год). На 1 млн меньше транзакций были связаны с переводами между разными счетами клиента, что позволяет ему гибче распоряжаться своими деньгами. С помощью сервисов Apple Pay и Samsung Pay уже было произведено порядка 700 тыс. платежей (обычно таким образом расплачиваются в ресторанах и продуктовых магазинах). На Санкт-Петербург пришлось 15% подобных платежей. Из новых проектов банка — запуск в декабре 2016 года интернет-карты офисов с их загрузкой, которая рассчитывается по истории потока людей. То есть пользователь может узнать, что в такое время в конкретном отделении скорее всего будет очередь.

            Как отметила Наталия Логинова, интернет-банки и мобильный банк не конкурируют, а дополняют друг друга. Она также сделала акцент на том, что в настоящее время почти все новинки и новости в банковской сфере так или иначе связаны с мобильным банком.

            Обсуждая вопрос использования офлайновых офисов участники круглого стола были практически единодушны: кроме начальной регистрации клиентов, в офисах происходят продажи сложных услуг, например, накопительного страхования жизни. У многих клиентов сложности вызывают также линейки вкладов, там часто много нюансов. Также часто в офисе производят платежи с большими суммами. Так что заявления о том, что уже через три года не будет ни банковских карт, ни банковских офисов, являются преждевременными.

Читайте также
Являясь частью искусственного интеллекта, машинное обучение (Machine Learning, ML) открывает все больше возможностей бизнесу. Его внедряют для трансформации процессов, развития транспорта, логистики, АПК и других отраслей, а экономический эффект применения ИИ составляет более триллиона рублей. Рассмотрим, какие прикладные задачи компаний решает ML, приведем примеры внедрения, поговорим про подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) и дадим чек-лист качественной интеграции и использования ИИ в реальном секторе.

Дарина Хохлушина подчеркнула, что ДБО позволяет существенно разгрузить офисы и сотрудникам сконцентрироваться на более серьезной работе: кросс-продажах, финансовых консультациях по сложным продуктам. Например, инвестиционных или страховых программах. Среди клиентов есть консерваторы, которые доверяют только живому общению и пока еще не готовы вносить деньги на счет через банкоматы. А Игорь Бутенко напомнил, что клиент должен понимать, если у него что-то случится, он будет иметь физическое место, куда сможет придти и обратиться за содействием к конкретному человеку. В «Альфа-банке» также уверены, что банковские офисы необходимы для консультирования клиентов, оформления крупных сделок. При этом банк максимально использует механизмы, позволяющие экономить время клиентов. Например, начиная с этого года, пользователь может получить доступ к Интернетe и мобильному банку полностью дистанционно. Это стало возможно, благодаря внедрению новой системы авторизации и регистрации – по пину (тренд упрощения). Важно, что регистрация по пину, также обеспечивает большее удобство и высокий уровень безопасности для пользователя.

            Активно работают в банках и с вопросами информационной безопасности. В банке ВТБ24 анонсировали проект, в ходе которого будет тестироваться аутентификация пользователя для входа в мобильный банк по лицу и голосу. В целом мошенничество является одним из основных тормозов ДБО. Идентификация и присвоение уникального абонентского номера часто не решает задачи, ибо SIM-карты копируются и перевыпускаются. Также было много случаев перевыпуска карт по подложным доверенностям.

            Известна история про уголовное дело, которое на днях было направлено в суд. У клиента банка карта была привязана к номеру сотового. В течение трех месяцев клиент не пользовался SIM-картой и его номер перешел новому владельцу. Новый владелец номера, женщина, увидела SMS о том, что на кредитку, привязанную к ее телефону, поступили деньги и сообразила, что этим можно воспользоваться. В течение двух лет она понемногу пополняла счет на своем мобильнике с чужой кредитки (всего на 20 тыс. руб.). Девушка понимала, что деньги чужие, но надеялась, что ее не найдут. В то же время владелец видел небольшие списания, но первое время думал, что это какая-то комиссия банка.

            Не дремлют и вирусы. По данным «Лаборатории Касперского» в третьем квартале 2016 года приблизительно 4,2% российских пользователей ПК и 3% мобильных пользователей были атакованы банковскими троянами. Игорь Бутенко отметил, что основной поток угроз направлен на юридических лиц, там на порядок больше денег. При этом приложение интернет-банка на ПК защищено лучше, потому что для авторизации дополнительно требуется телефон. Теряя же смартфон с мобильным банком, пользователь теряет практически все.

            При этом некоторые проблемы являются практически нерешаемыми. Так, можно бесконечно говорить об ИБ, но все впустую, если бухгалтер хранит в тумбочке листок бумаги со всеми паролями, и он доступен практически всем сотрудникам.

Опубликовано 28.02.2017

Похожие статьи