Российский рынок программных роботов

Логотип компании
Российский рынок программных роботов
В 2019 году появились отечественные RPA-платформы, а уже к 2022 году было зарегистрировано порядка 10 крупных российских вендоров в данной области, но к тому времени западные компании, такие как Automation Anywhere, Blue Prism и UiPath, уже занимали, по разным оценкам, от 70 до 80% российского рынка.

Когда технология RPA (Robotic process automation) в мире разменяла уже десяток лет, на всю Россию было продано около тысячи лицензий. Так что можно сказать, автоматизация процессов с помощью программных роботов в нашей стране шла поначалу ни шатко, ни валко. Что, в общем-то, удивительно, поскольку «продать» RPA несложно – ее преимущества очевидны: освобождение сотрудников от рутинных процессов, сокращение влияния человеческого фактора, режим работы роботов 24/7 и т. д. Но дальше тестовой эксплуатации дело не шло. Впрочем, постепенно западные компании, предлагающие RPA-решения, оптимизировали ценовую политику, сократили срок окупаемости внедрений до одного года и бизнес начал набирать обороты.

Крупных российских игроков на этом рынке не было еще несколько лет. Тормозом служила нехватка специалистов, умеющих работать на стыке информационных технологий и бизнес-аналитики. Неслучайно первые отечественные роботы появились не как продукт для продажи, а как решения, разработанные в самих компаниях, внедряющих роботов в свои бизнес-процессы. Например, в «Росбанке» отдел из дюжины специалистов с 2019 года создал около 60 роботов.

Тем не менее в 2019 году появились отечественные RPA-платформы, а уже к 2022 году было зарегистрировано порядка 10 крупных российских вендоров в данной области, но к тому времени западные компании, такие как Automation Anywhere, Blue Prism и UiPath, уже занимали, по разным оценкам, от 70 до 80% российского рынка. Их клиентами стали крупнейшие компании из разных областей: телеком, банкинг, ретейл и т. д., то есть сферы, где сохраняется большой поток рутинных процессов.

Впрочем, по словам Дмитрия Васина, советника заместителя председателя правления ФСК ЕЭС, бизнес западных компаний в России нельзя было назвать безоблачным. «Еще в 2021 году многие сократили свою деятельность в стране из-за сложностей с законодательством, проблемами безопасности данных и экономической ситуацией. В частности, крупнейший вендор RPA UiPath сообщал в 2020 году о сокращении своих операций в России. Однако компания продолжала работать с клиентами в России через партнеров», – отмечает он.

Российские же вендоры довольствовались 20% рынка: специализировались в основном на малом и среднем бизнесе, прокачивали скилы и мечтали о большем. В 2018 году Михаил Петров, директор по продуктам VR_Bankа, говорил, что российские вендоры RPA-платформ способны взять около 10% мирового объема, оцениваемого в $1,6 млрд. Михаил оказался совершенно прав, говоря о перспективности данного направления. Например, исследовательская компания MarketsandMarkets утверждает, что мировой рынок RPA достиг $7,2 млрд к 2022 году. Но что касается десятины от мирового рынка для российских разработчиков RPA… Этого нет. Зато сегодня перед ними распростерся российский рынок. Не такой большой, но свободный от западных конкурентов.

Светлана Архипкина, генеральный директор ROOMY bots, так оценила существующее положение: «В 2021 году объем российского рынка RPA составлял около 16 млрд рублей, а в 2022-м в связи с уходом западных вендоров сократился до 500 млн рублей». И российские компании сейчас заняты тем, что захватывают освободившуюся нишу. «Уход из России глобальных лидеров, таких как UiPath или Automation Anywhere, поставил заказчиков перед необходимостью перехода на отечественные решения. Наиболее востребованными оказались RPA-решения, которые предусматривали возможность быстрого переноса на новые платформы уже созданных и запущенных роботов — пользователи хотели сохранить время и ресурсы, уже потраченные на развертывание технологии», — говорит аналитик Navicon Иван Химий.

Михаил Миняйлов, руководитель направления бизнес-ориентированных решений интегратора CTI, согласен с коллегой. Говоря о наиболее популярных решениях в настоящее время, он назвал в первую очередь конвертеры для упрощения миграций с иностранных RPA-решений; «Кажется, что это уникальная особенность исключительно локального рынка, однако представьте себе, насколько это поможет продвижению отечественных решений на рынке Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Также нужно упомянуть поддержку операционных систем на базе Linux», – поясняет он.

Российский бизнес сейчас вообще чрезвычайно занят проблемами импортозамещения. Иван Мельников, директор по развитию продуктов ROBIN, так оценивает сложившуюся ситуацию: «Политика импортозамещения сделала сложным и рискованным, а во многих ситуациях и в принципе невозможным выбор зарубежных платформ. И тем не менее западные вендоры, по нашим прогнозам, попытаются вернуться на российский рынок, тем более что связи со многими российскими заказчиками не разорваны».

Смогут ли вернуться западные вендоры на российский RPA-рынок

Большинство экспертов уверены — не скоро. И у российских разработчиков есть время, чтобы оставить им не больше 20% рынка и не самых крупных клиентов. «Сейчас сложно говорить о возвращении западных компаний, по крайней мере в обозримом будущем. Допуская все же такую ситуацию, можно смело прогнозировать серьезную конкуренцию с российскими вендорами, которые уже закрепятся на тот момент, и вероятное нежелание отечественных компаний вновь возвращаться к зарубежным решениям», — говорит Сергей Игнатов, директор по развитию продуктовых направлений компании Axoft.

Есть два политических термина, которые помогут объяснить последующие рассуждения. Первый — «международная изоляция», то есть исключение какой-либо страны из системы международных отношений с применением санкций (в первую очередь ограничения в сфере экономических связей). Второй — «изоляционизм», применительно к экономике означающий, что внешний товарный оборот ограничивается самой страной. В той или иной мере мы наблюдаем в России оба этих явления. Пользу экономике они не приносят и не будут приносить никогда. Сомневающиеся могут посмотреть статистику экономического развития Ирана и Северной Кореи: первая из этих стран находится под санкциями, а вторая — просто образец изоляционизма.

Дело в том, что масштаб внедрений имеет огромное значение для универсальности решения. Коллеги из международных программ, будь то SAP или Oracle, используют весь мировой опыт внедрения. Если было найдено удачное решение для химического производства в Японии, то очень скоро оно распространится по всему миру, от Гонконга до Бразилии. И то же самое можно сказать о решениях RPA. В смысле глобализации Российские компании пока лишены такого опыта. Беда в том, что оговорка «пока» остается под вопросом на ближайшие годы или десятилетия.

 

Новые функции RPA

В настоящее время уровень российских разработчиков достаточно высок, чтобы честно конкурировать с иностранными коллегами. Но что будет через несколько лет, когда RPA-рынок изменится? А решения RPA так быстро и кардинально меняются, что основная задача, стоящая перед роботами, — «освобождение сотрудников от рутинных процессов» — по сути уже устарела. Если до сих пор главным достоинством роботов была их способность четко, без устали и перерывов выполнять повторяющиеся процессы, то теперь им предстоит выполнять более интересную и увлекательную работу.

Многие компании, с самого начала поверившие в RPA, к настоящему времени уже роботизировали бизнес-процессы, польза от роботизации которых лежала «на поверхности». Сейчас они смотрят на решения с расширенным функционалом, требующие, в частности, взаимодействия различных систем. В качестве примера можно привести такую интеллектуальную процедуру, как проверка подлинности подписи человека, ведь во многих случаях она не идентична сохраненному образцу, а лишь похожа на него.

Спрос рождает предложение, и, скорее всего, искусственный интеллект и машинное обучение станут одним из главных драйверов роста рынка роботизированной автоматизации. Сценариев взаимодействия RPA и ИИ достаточно: это и обработка роботами голоса, и интеллектуальная работа с документами (IDP), и другие варианты вариативных действий робота. В случае с подписью проблема легко решается с помощью ИИ — робот посылает подпись в нейронную сеть, а искусственный интеллект берет на себя вывод о степени ее подлинности.

Забавно, но с помощью роботов можно автоматизировать даже поиск повторяющихся бизнес-процессов, пригодных для роботизации. То есть роботы сами ищут для себя поле деятельности, а благодаря поддержке режима No Code они могут самостоятельно создавать роботов для автоматизации найденных ниш.

Читайте также
Если вы планируете внедрение в компании единой системы управления доступом, то обязательно будете размышлять об аспектах, которые касаются непосредственно сценариев входа: нужен второй фактор, или вход по ЕСИА, или необходимо ограничить вход из-за границы. Но сценарии — это малая часть. Давайте сделаем мысленное упражнение, чтобы понять, насколько масштабная работа вам предстоит.  

По словам Сергея Игнатова, директора по развитию продуктовых направлений компании Axoft: «Роботы могут взаимодействовать друг с другом, обращаться к человеку в вопросах, где необходимо когнитивное мышление. Главным требованием к процессу, автоматизированному RPA-инструментами, является четкое понимание, какую информацию робот получает на входе, а также результат, который должен получиться на выходе. Внутри процесс может быть сложным и многоуровневым, с разным развитием событий на основе полученных входных данных».

Российским компаниям предстоит работать на очень ограниченном рынке, в то время как западным компаниям — конкурировать на мировом. И у нас есть большие сомнения, что этот факт не скажется на уровне итогового продукта. Занятые захватом освободившегося пространства, отечественные вендоры, скорее всего, теряют надежду выйти на мировой уровень, даже когда эта возможность появится. Впрочем, мы нашли по крайней мере одного человека, который так не думает. Иван Мельников (директор по развитию продуктов ROBIN): «Большинство отечественных RPA-решений в последние годы сделали акцент на повторении или замещении функционала мировых лидеров. Клиентам такой подход дает возможность быстро перейти на использование российского продукта, но в средне- и долгосрочной перспективе не дает никаких преимуществ. Мы в ROBIN сделали акцент на новом функционале платформы, который позволяет автоматизировать не отдельно взятые простые задачи, а сложные комплексные процессы».

В любом случае здесь и сейчас, по словам аналитика Navicon Ивана Химия, перспективы для российских RPA открываются неплохие: «Отечественное происхождение решения становится его конкурентным преимуществом (на российском рынке. — Ред.). Это означает и гарантию работоспособности системы в любых политических условиях, и, как правило, более низкую цену, которая не привязана к валютному курсу, и «нативную» локализацию решения, и наличие русскоязычной службы технической поддержки. Несмотря на некоторую техническую сырость, российские RPA, на мой взгляд, вступают в золотую эпоху своего развития, когда конкуренции на рынке практически нет, а спрос на роботизацию с каждым годом только растет».

Опубликовано 23.05.2023

Похожие статьи