Евгений КУРИЛОВИЧ: «Без BI-системы современному банку не обойтись»

Логотип компании
Евгений КУРИЛОВИЧ: «Без BI-системы современному банку не обойтись»
На вопросы корреспондента IT News отвечает директор отделения аналитических технологий компании «ФОРС» Евгений Курилович

На вопросы корреспондента IT News отвечает директор отделения аналитических технологий компании «ФОРС» Евгений Курилович.

Может ли банк обойтись без отдельного аналитического решения, используя возможности, заложенные в учетной системе – АБС?

Уровень конкуренции и требований к IT-инфраструктуре в банковском секторе на сегодняшний день таков, что без современной BI-системы кредитной организации уже не обойтись. Необходимость в специализированном инструментарии, обеспечивающем поддержку принятия решений на основе аналитических данных, это реальность. Мы убеждены, что BI-системы необходимы банковскому бизнесу так же, как системы учетные. Связано это в первую очередь с тем, что АБС не приспособлены для решения меняющихся аналитических задач – они очень жестко привязаны к требованиям регулятора, не обеспечивают консолидацию данных, не поддерживают историчность изменений и многое другое. И наконец, имеющиеся стандартные формы аналитической отчетности не обладают функцией гибкой настройки, произвольного изменения параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей, что делает невозможным проведение с их помощью оперативного и разностороннего анализа.

Почему банкам зачастую не подходят универсальные аналитические решения?

Аналитика опирается на хранилище данных, которое должно быть предметно ориентированным. Банки в России работают в едином регуляторном поле, их деятельность регламентирована с точки зрения требуемой отчетности, и перед ними стоят сходные задачи. Поэтому оптимальным является тиражируемый продукт, который позволяет решать специфические задачи в области аналитики с учетом особенностей российского банковского бухгалтерского учета и отчетности. Такой продукт и был нами разработан и предложен рынку. Мы продвигаем его под брендом QUBER.

Какие требования банки предъявляют к BI-системе?

Помимо стандартных требований, таких как масштабируемость, интегрируемость, мобильность, наличие широкого набора средств визуализации, банки предъявляют и ряд специфических. Дело в том, что в банковской отрасли отчеты, построенные по данным разных предметных областей, например договорной, по остаткам на счетах, по доходности и управленческих балансов, должны соответствовать друг другу, проходить перекрестный контроль и быть сопоставимыми. Кроме того, в проектах внедрения банковских аналитических систем особое место занимает информационная безопасность, поскольку речь идет об обработке и хранении конфиденциальных данных. Очень важна функциональность средств «репортинга» – инструментария для построения отчетов, OLAP-анализа, ad-hoc-запросов, позволяющих оперативно, при отсутствии навыков программирования или работы с формулами, получить ответы на многие вопросы. Это же касается возможностей прогнозирования и моделирования средствами data mining. Процессы поддержки и обслуживания BI-системы в банке также требуют особого внимания – системы управления IT-услугами, построенные на стандартах ITSM, ориентированы на адаптивное поведение BI-продукта: с одной стороны, предъявляются более мягкие требования с точки зрения отказоустойчивости, а с другой – BI-система должна оперативно реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса.

Какие подразделения являются внутренними пользователями BI-системы?

В первую очередь это, конечно, бизнес-подразделения, работа которых напрямую связана с отчетностью и анализом, отдельные сотрудники, ответственные за формирование различных видов отчетности перед регуляторами, а также отделы, анализирующие риски и доходность. Но и другим подразделениям банка использование специализированного BI-продукта даст определенные преимущества. В IT-подразделениях снимутся, по крайней мере частично, внеплановые работы по реализации нерегламентированных запросов по требованиям бизнес-пользователей. Подразделение информационной безопасности получит возможность установки и поддержки соответствующей современным стандартам безопасности ролевой модели доступа пользователей с разграничением на уровне отчетов, бизнес-сущностей и срезов данных.

В чем отличие промышленного решения на основе технологий Oracle Business Intelligence от специализированного решения для банков, разработанного вами?

В состав разработанного нами продукта включена единая логическая модель данных, построенная на основе практического опыта внедрений аналитических и отчетных систем в банках. В ней учтены требования российского учета (как регуляторного, так и налогового), конкретные требования управленческих подразделений и решаются однотипные проблемы анализа и отчетности, с которыми сталкиваются банки на практике.

Набор отчетов, вошедший в состав базовой версии продукта, покрывает основной спектр регуляторных, аналитических и управленческих отчетов, используемых в российских банках. Все отчеты и выборки могут быть рассчитаны на произвольную отчетную дату в прошлом. В большинстве отчетов реализована пирамидальная структура презентации данных: от самых общих показателей баланса и доходов/расходов до детализации на уровне лицевого счета, проводки, сделки, с возможностью как пройти до нижних уровней, так и вернуться обратно на верхний уровень. В информационные панели встроены различные виды математических, статистических и других аналитических функций, которые могут быть использованы при анализе данных. Продукт не содержит излишней функциональности, утяжеляющей систему и повышающей стоимость владения, но задействует нужные банкам возможности Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus: интерактивные информационные панели, средства формирования регламентированной отчетности, исполнения нерегламентированных запросов, механизм уведомлений и элементы «мобильной» аналитики.

Какая логика лежит в основе решения и возможно ли поддерживать систему силами сотрудников банка?

Единая логическая модель данных базовой версии продукта описывает предметные области и включает в себя готовый набор отчетов по структуре баланса, доходам и расходам, кредитному и депозитному портфелю, корпоративным и портфельным сделкам, начислениям и просрочкам. Витрины данных реализованы по классической схеме «звезда» на СУБД Oracle. Реализовывать новую функциональность пользователи системы могут сами. Если же потребуется более глубокая доработка: расширение списка предметных областей в модели данных, уточнение параметров модели, введение новых расчетных показателей, – то это уже задачи технических специалистов. Система QUBER реализована на открытых стандартах и, если в банке имеется достаточный штат IT-специалистов, то они могут самостоятельно доработать функционал решения в части его расширения. Однако в случае серьезных доработок потребуется глубокое знание платформы Oracle Business Intelligence, что, возможно, приведет к необходимости дополнительного обучения сотрудников банка или привлечения наших специалистов.

Система QUBER способна заменить собой аналитические модули, имеющиеся в различных учетных и прочих системах?

Внедрение любого программного продукта предполагает решение определенного круга бизнес-задач и преследует вполне конкретные цели. Как я уже говорил, предпосылками внедрения QUBER являются в первую очередь отсутствие аналитических инструментов как таковых и, как следствие, возникающие трудности при составлении отчетности, прежде всего аналитической и управленческой. Если говорить об интеграции уже имеющихся аналитических инструментов в единую платформу, то это скорее отдельный проект, нежели внедрение нашего решения, поскольку QUBER вполне вписывается в инфраструктуру наравне с другими аналитическими составляющими, которые решают свои специализированные задачи.

Годится ли QUBER как инструмент для автоматизированной организации «умной» рекламы, заточенной под конкретного клиента, например, в интернет-банкинге?

Напрямую, для автоматизированного показа персональной рекламы клиенту, – нет, но для организации соответствующих внутренних процессов – да.Иными словами,нельзя посредством QUBER запустить процесс изменения баннеров для клиентов, так как в рамках базовой версии решения такой функциональности нет, но вполне можно запустить процесс рассылки сообщений всем ответственным сотрудникам бизнес-подразделений в случае отклонения значений каких-либо аналитических показателей от заданных нормативов. Кроме того, функциональность QUBER является расширяемой, и при необходимости всегда есть возможность доработать QUBER в части CRM, что вполне решит описанную задачу.

Читайте также
Командный дух — величина важная, но непостоянная. Как при помощи корпоративов поддерживать результаты в команде, какие сценарии заходят лучше и как усилить HR-бренд с помощью мероприятий, порталу IT-World рассказал Андрей Никонов, CEO компании Riverstart.

Источник: IT News №14 (сентябрь 2012 года)

Опубликовано 06.10.2012

Похожие статьи