Евгений КУРИЛОВИЧ: «Без BI-системы современному банку не обойтись»
На вопросы корреспондента IT News отвечает директор отделения аналитических технологий компании «ФОРС» Евгений Курилович.
Может ли банк обойтись без отдельного аналитического решения, используя возможности, заложенные в учетной системе – АБС?
Уровень конкуренции и требований к IT-инфраструктуре в банковском секторе на сегодняшний день таков, что без современной BI-системы кредитной организации уже не обойтись. Необходимость в специализированном инструментарии, обеспечивающем поддержку принятия решений на основе аналитических данных, это реальность. Мы убеждены, что BI-системы необходимы банковскому бизнесу так же, как системы учетные. Связано это в первую очередь с тем, что АБС не приспособлены для решения меняющихся аналитических задач – они очень жестко привязаны к требованиям регулятора, не обеспечивают консолидацию данных, не поддерживают историчность изменений и многое другое. И наконец, имеющиеся стандартные формы аналитической отчетности не обладают функцией гибкой настройки, произвольного изменения параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей, что делает невозможным проведение с их помощью оперативного и разностороннего анализа.
Почему банкам зачастую не подходят универсальные аналитические решения?
Аналитика опирается на хранилище данных, которое должно быть предметно ориентированным. Банки в России работают в едином регуляторном поле, их деятельность регламентирована с точки зрения требуемой отчетности, и перед ними стоят сходные задачи. Поэтому оптимальным является тиражируемый продукт, который позволяет решать специфические задачи в области аналитики с учетом особенностей российского банковского бухгалтерского учета и отчетности. Такой продукт и был нами разработан и предложен рынку. Мы продвигаем его под брендом QUBER.
Какие требования банки предъявляют к BI-системе?
Помимо стандартных требований, таких как масштабируемость, интегрируемость, мобильность, наличие широкого набора средств визуализации, банки предъявляют и ряд специфических. Дело в том, что в банковской отрасли отчеты, построенные по данным разных предметных областей, например договорной, по остаткам на счетах, по доходности и управленческих балансов, должны соответствовать друг другу, проходить перекрестный контроль и быть сопоставимыми. Кроме того, в проектах внедрения банковских аналитических систем особое место занимает информационная безопасность, поскольку речь идет об обработке и хранении конфиденциальных данных. Очень важна функциональность средств «репортинга» – инструментария для построения отчетов, OLAP-анализа, ad-hoc-запросов, позволяющих оперативно, при отсутствии навыков программирования или работы с формулами, получить ответы на многие вопросы. Это же касается возможностей прогнозирования и моделирования средствами data mining. Процессы поддержки и обслуживания BI-системы в банке также требуют особого внимания – системы управления IT-услугами, построенные на стандартах ITSM, ориентированы на адаптивное поведение BI-продукта: с одной стороны, предъявляются более мягкие требования с точки зрения отказоустойчивости, а с другой – BI-система должна оперативно реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса.
Какие подразделения являются внутренними пользователями BI-системы?
В первую очередь это, конечно, бизнес-подразделения, работа которых напрямую связана с отчетностью и анализом, отдельные сотрудники, ответственные за формирование различных видов отчетности перед регуляторами, а также отделы, анализирующие риски и доходность. Но и другим подразделениям банка использование специализированного BI-продукта даст определенные преимущества. В IT-подразделениях снимутся, по крайней мере частично, внеплановые работы по реализации нерегламентированных запросов по требованиям бизнес-пользователей. Подразделение информационной безопасности получит возможность установки и поддержки соответствующей современным стандартам безопасности ролевой модели доступа пользователей с разграничением на уровне отчетов, бизнес-сущностей и срезов данных.
В чем отличие промышленного решения на основе технологий Oracle Business Intelligence от специализированного решения для банков, разработанного вами?
В состав разработанного нами продукта включена единая логическая модель данных, построенная на основе практического опыта внедрений аналитических и отчетных систем в банках. В ней учтены требования российского учета (как регуляторного, так и налогового), конкретные требования управленческих подразделений и решаются однотипные проблемы анализа и отчетности, с которыми сталкиваются банки на практике.
Набор отчетов, вошедший в состав базовой версии продукта, покрывает основной спектр регуляторных, аналитических и управленческих отчетов, используемых в российских банках. Все отчеты и выборки могут быть рассчитаны на произвольную отчетную дату в прошлом. В большинстве отчетов реализована пирамидальная структура презентации данных: от самых общих показателей баланса и доходов/расходов до детализации на уровне лицевого счета, проводки, сделки, с возможностью как пройти до нижних уровней, так и вернуться обратно на верхний уровень. В информационные панели встроены различные виды математических, статистических и других аналитических функций, которые могут быть использованы при анализе данных. Продукт не содержит излишней функциональности, утяжеляющей систему и повышающей стоимость владения, но задействует нужные банкам возможности Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus: интерактивные информационные панели, средства формирования регламентированной отчетности, исполнения нерегламентированных запросов, механизм уведомлений и элементы «мобильной» аналитики.
Какая логика лежит в основе решения и возможно ли поддерживать систему силами сотрудников банка?
Единая логическая модель данных базовой версии продукта описывает предметные области и включает в себя готовый набор отчетов по структуре баланса, доходам и расходам, кредитному и депозитному портфелю, корпоративным и портфельным сделкам, начислениям и просрочкам. Витрины данных реализованы по классической схеме «звезда» на СУБД Oracle. Реализовывать новую функциональность пользователи системы могут сами. Если же потребуется более глубокая доработка: расширение списка предметных областей в модели данных, уточнение параметров модели, введение новых расчетных показателей, – то это уже задачи технических специалистов. Система QUBER реализована на открытых стандартах и, если в банке имеется достаточный штат IT-специалистов, то они могут самостоятельно доработать функционал решения в части его расширения. Однако в случае серьезных доработок потребуется глубокое знание платформы Oracle Business Intelligence, что, возможно, приведет к необходимости дополнительного обучения сотрудников банка или привлечения наших специалистов.
Система QUBER способна заменить собой аналитические модули, имеющиеся в различных учетных и прочих системах?
Внедрение любого программного продукта предполагает решение определенного круга бизнес-задач и преследует вполне конкретные цели. Как я уже говорил, предпосылками внедрения QUBER являются в первую очередь отсутствие аналитических инструментов как таковых и, как следствие, возникающие трудности при составлении отчетности, прежде всего аналитической и управленческой. Если говорить об интеграции уже имеющихся аналитических инструментов в единую платформу, то это скорее отдельный проект, нежели внедрение нашего решения, поскольку QUBER вполне вписывается в инфраструктуру наравне с другими аналитическими составляющими, которые решают свои специализированные задачи.
Годится ли QUBER как инструмент для автоматизированной организации «умной» рекламы, заточенной под конкретного клиента, например, в интернет-банкинге?
Напрямую, для автоматизированного показа персональной рекламы клиенту, – нет, но для организации соответствующих внутренних процессов – да.Иными словами,нельзя посредством QUBER запустить процесс изменения баннеров для клиентов, так как в рамках базовой версии решения такой функциональности нет, но вполне можно запустить процесс рассылки сообщений всем ответственным сотрудникам бизнес-подразделений в случае отклонения значений каких-либо аналитических показателей от заданных нормативов. Кроме того, функциональность QUBER является расширяемой, и при необходимости всегда есть возможность доработать QUBER в части CRM, что вполне решит описанную задачу.
Источник: IT News №14 (сентябрь 2012 года)
Опубликовано 06.10.2012