Топ-10 изменений законодательства в сфере ИС, «цифры» и ИТ-регулирования для бизнеса в 2023 году
Введение
Свыше 15 лет наша практика занимается системным анализом развития нормотворчества и правоприменения в сфере информационных технологий, интеллектуальной собственности и цифровой экономики в Российской Федерации.
Оказывая юридические услуги в России и за рубежом, занимаясь построением и автоматизацией бизнес-процессов, а также участвуя в нормотворчестве и теоретико-правовых исследованиях в различных областях применения современных технологий и инноваций, мы постоянно анализируем правовые проблемы и оцениваем риски, в том числе для бизнеса, в отношении защиты интеллектуальных прав и управления нематериальными активами, оборота контента и медиаактивности, разработки аппаратно-программных комплексов и open source, информационной безопасности, персональных данных и идентификации, деятельности цифровых платформ, телекоммуникаций, использования технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных, финтеха, виртуальной реальности и компьютерных игр.
Осознавая общий интерес к технологиям искусственного интеллекта и компьютерным играм, мы решили в настоящем исследовании расширить наши знания и для его оформления использовать модные сейчас технологии генерации изображений. Просим не судить нас строго, утверждаем, что любые смысловые совпадения здесь случайны, и ответственно хотим заявить, что в нарисованных (сгенерированных) нами виртуальных мирах мы жить не хотим и надеемся, что в мире будущего ничего похожего не будет.
Отталкиваясь от нашего обширного опыта, мы продолжаем многолетнюю традицию представления Топ-10 основных для бизнеса изменений в сфере предметного правового регулирования в стране. В последние годы отбор десяти новелл становится всё сложнее, поскольку объемы нормотворчества кардинально растут, и обширная часть изменений затрагивает очень многих в бизнесе, меняя правила игры. Всё это происходит на фоне объективной потребности кодификации информационного законодательства России, без которого непротиворечивым образом ориентироваться в правовом поле будет всё сложнее.
2023 год был для нас юбилейным – в прошлом году офис Nextons (ранее – Dentons и Salans) в Санкт-Петербурге отметил свое тридцатилетие, пять лет у нас действует Лаборатория юридических инноваций, где мы активно развиваем собственные технологические решения на стыке права и технологий. Мы будем рады, если наш обзор будет полезен в вашей деятельности.
Позитивного старта и развития в 2024 году!
1. Штрафы за нарушение правил маркировки интернет-рекламы
C 1 сентября 2023 года установлена ответственность в виде административных штрафов за нарушение правил маркировки интернет-рекламы. Максимальный размер штрафа для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы составляет 500 тыс. рублей, для оператора рекламных данных – 700 тыс. рублей.
Обязанность по маркировке интернет-рекламы была введена в 2022 году (см. подробнее здесь). Установленные правила вызвали у бизнеса множество вопросов. В связи с этим и во исполнение требований закона был принят ряд подзаконных актов, а Роскомнадзор (далее – РКН) провел активную работу по разъяснению требований к маркировке интернет-рекламы в рамках взаимодействия с общественными рекламными ассоциациями и представил ответы на вопросы, инструкцию по учету рекламы, рекомендации по размещению идентификатора для разных форматов рекламы. В этом году была представлена обновленная версия соответствующих рекомендаций. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба после отмены большинства разъяснений о рекламе (Письмо ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 «О направлении информации») выпустила руководство, подробно разъясняющее основные положения российского законодательства, касающиеся определения рекламы и ее видов (Приказ ФАС России от 14.11.2023 № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований “Понятие рекламы”»).
В статье 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлены штрафы за следующие нарушения:
Для рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы:
- 1.1. неисполнение обязанности по предоставлению информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН;
- 1.2. неисполнение обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН;
- 1.3. нарушение сроков исполнения обязанности по предоставлению информации о распространенной в Интернете рекламе в РКН;
- 1.4. предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации в РКН, касающейся распространенной в Интернете рекламы.
Размер штрафов:
Физлицо |
Должностное лицо |
Юрлицо |
10–30 тыс. рублей | 30–100 тыс. рублей | 200–500 тыс. рублей |
Для рекламораспространителей:
- 1.5. распространение рекламы в Интернете без присвоенного оператором рекламных данных идентификатора;
- 1.6. нарушение требований к размещению идентификатора при распространении рекламы в Интернете;
Размер штрафов:
Физлицо | Должностное лицо | Юрлицо |
30–100 тыс. рублей |
100–200 тыс. рублей |
200–500 тыс. рублей |
Для операторов рекламных данных:
- 1.7. неисполнение обязанности по передаче предоставленной информации о распространенной рекламе в Интернете в РКН;
- 1.8. несоблюдение порядка взаимодействия с РКН;
- 1.9. предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации в РКН;
- 1.10. нарушение требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку, срокам присвоения, хранения и предоставления в РКН;
Размер штрафов:
Должностное лицо |
Юрлицо |
100–200 тыс. рублей |
300–700 тыс. рублей |
2. Специальное регулирование деятельности провайдеров хостинга
С 1 декабря 2023 года введено регулирование деятельности провайдеров хостинга (Федеральный закон от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и Федеральный закон “О связи”»), по аналогии с тем, что существует для организаторов распространения информации, новостных агрегаторов и других субъектов.
В качестве провайдера хостинга закон определяет лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к Интернету (п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Законом предусмотрены следующие обязанности для провайдеров хостинга:
- уведомлять РКН за 15 рабочих дней (п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2023 № 2009) о начале своей деятельности и об изменении данных;
- обеспечивать реализацию установленных уполномоченным органом требований к защите информации, включая назначение ответственного лица и непрерывное взаимодействие с ГосСОПКА (Приказ Минцифры России от 01.11.2023 № 936), и вычислительным мощностям (Приказ Минцифры России от 01.11.2023 № 935);
- оказывать содействие уполномоченным органам в рамках осуществления оперативно-разыскной деятельности или деятельности по обеспечению безопасности (Постановление Правительства РФ от 22.11.2023 № 1952);
- участвовать в мероприятиях по организации работы суверенного Интернета;
- предоставлять услуги хостинга для размещения информации в информационных системах, постоянно подключенных к Интернету, только лицам, прошедшим идентификацию и аутентификацию пользователей, способами, предусмотренными законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 № 2011).
На основании предоставленных в уведомлении сведений РКН ведет реестр российских провайдеров хостинга. С 1 февраля 2024 года наличие провайдера хостинга в данном реестре является обязательным условием для правомерного осуществления им соответствующей деятельности. Сведения из реестра предоставляются в ФСБ по запросу (Постановление Правительства РФ от 28.11.2023 № 2008).
В случае выявления РКН нарушения перечисленных требований в адрес провайдера хостинга направляется требование принять меры по устранению выявленных нарушений (с указанием сроков их устранения) и предоставить информацию о принятых мерах (в течение не более чем 10 рабочих дней).
С 1 февраля 2024 года неустранение нарушения в срок считается основанием для исключения из реестра провайдеров хостинга, что равносильно запрету на предоставление вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к Интернету. При этом запрет не должен распространяться за пределы данной деятельности. Например, организация сможет осуществлять поддержку собственных сайтов при условии, что вычислительные мощности для размещения информации в информационной системе не предоставляются третьим лицам. Данный вывод следует из толкования положения закона, а также позиции Минцифры, высказанной в рамках рассмотрения частных обращений.
3. Правила предоставления информации с применением рекомендательных технологий
С 1 октября 2023 года вступили в силу законодательные изменения, регулирующие применение рекомендательных технологий. Их несоблюдение может повлечь блокировку информационного ресурса (ФЗ от 31.07.2023 № 408-ФЗ).
Требования к порядку применения рекомендательных технологий распространяются на владельцев сайтов, страниц сайтов, информационных систем и (или) программ, включая мобильные приложения (далее – «владелец (владельцы) информационных ресурсов»). Под рекомендательными технологиями в законе понимаются «информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей, находящихся на территории РФ».
Согласно закону, данные требования не распространяются на операторов государственных информационных систем (ч. 15 ст. 10.2-2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Согласно правовой позиции РКН, опубликованной на его официальном сайте, действие закона также не распространяется на информационные системы, на которых пользователям предоставляется информация исключительно по итогам обработки заданных пользователем поисковых параметров, в том числе с применением фильтров, настраиваемых самим пользователем. К ним можно отнести поисковые системы.
Владелец информационного ресурса обязан:
- не допускать применения рекомендательных технологий, нарушающих права и законные интересы пользователей, или в целях предоставления информации с нарушением законодательства Российской Федерации;
- информировать пользователей ресурса об использовании рекомендательных технологий (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 06.10.2023 г. № 149);
- доступным образом (безвозмездно, без ограничений, регистрации или идентификации) разместить на информационном ресурсе правила применения рекомендательных технологий на русском языке, а также свой адрес электронной почты, ФИО или наименование владельца ресурса
Правила применения рекомендательных технологий, размещаемые на ресурсе, должны содержать описание процессов и методов:
- сбора, систематизации, анализа сведений, которые относятся к предпочтениям пользователей;
- предоставления информации на основании этих сведений; А также:
- описание способов осуществления таких процессов и методов;
- виды и источники получения сведений о предпочтениях пользователей, на основании которых предоставляется информация при помощи рекомендательных технологий.
При обнаружении признаков нарушения правил применения рекомендательных технологий (исключая обязанности по размещению правил и данных о владельце информационного ресурса) РКН, помимо запроса информации, связанной с применением рекомендательных технологий, вправе запросить доступ к программно-техническим средствам ресурса (ч. 4 ст. 10.2-2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Законом предусмотрена процедура, по завершении которой РКН вправе заблокировать информационный ресурс, нарушающий установленные правила. Особенности порядка взаимодействия РКН с владельцами информационных ресурсов были утверждены приказом РКН (Приказ Роскомнадзора от 06.10.2023 № 150). Данный приказ установил возможность предоставления доступа к программно-техническим средствам по месту их нахождения или иным способом, согласованным с владельцем информационного ресурса (абзац 2 ч. 3 Приказа Роскомнадзора от 06.10.2023 № 150), а также электронную форму для направления документов и информации (ч. 13 Приказа Роскомнадзора от 06.10.2023 № 150).
На сегодняшний день специальной ответственности за нарушение рассмотренных правил не предусмотрено. При этом законом установлена возможность привлечения владельца информационного ресурса к уголовной, административной и иной ответственности (ч. 16 ст. 10.2-2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Вероятнее всего, специальная ответственность будет введена позже.
4. Штрафы за нарушение обязанностей владельца социальной сети
С 1 сентября 2023 года для владельцев социальных сетей за неисполнение обязанностей, связанных с мониторингом и выявлением запрещенного контента (п. 5 ч. 1 ст. 10.6 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ), предусмотрели административные штрафы в размере до 6 млн рублей. При повторном нарушении – до 8 млн рублей (ФЗ от 31.07.2023 № 401-ФЗ).
Напомним, что под владельцем социальной сети в законе понимается владелец сайта (страницы сайта) в Интернете, информационной системы или программы, где пользователи посредством своих страниц могут распространять информацию. Указанные ресурсы подпадают под данное регулирование при наличии дополнительных условий, поименованных в законе, таких как наличие 500 тыс. пользователей в день, язык, на котором распространяется информация, возможность осуществления рекламы.
В статье 13.50 КоАП РФ установлены штрафы для владельца социальной сети за неисполнение обязанностей по:
- ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы для направления обращений об информации, распространяемой с нарушением закона;
- размещению отчета о результатах мониторинга социальной сети;
- размещению документа, устанавливающего правила использования социальной сети;
- информированию пользователей социальной сети о внесенных изменениях в указанные правила;
- размещению в социальной сети электронной формы для направления обращений о распространяемой информации с нарушением закона;
- размещению в сети сведений о своих фамилии и инициалах (для физического лица) или наименования (для юридического лица) и (или) электронной почты;
- размещению указанных сведений в полном объеме и в достоверном виде;
Размер штрафов:
Физическое лицо |
Должностное лицо |
Юридическое лицо |
50–100 тыс. рублей |
200–400 тыс. рублей |
600 тыс. рублей – 1 млн рублей |
8. осуществлению мониторинга социальной сети;
9. принятию мер для ограничения доступа к некоторым видам информации;
10. выполнению требования РКН об отмене мер по ограничению доступа, принятых владельцем социальной сети.
Размер штрафов:
Физическое лицо |
Должностное лицо |
Юридическое лицо |
50–100 тыс. рублей |
200–400 тыс. рублей |
800 тыс.–4 млн рублей |
При повторном нарушении:
Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
100–200 тыс. рублей |
500–800 тыс. рублей |
4–8 млн рублей |
11. исполнению предписания РКН об осуществлении мониторинга социальной сети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец данной или иной социальной сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления РКН.
Размер штрафов:
Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
100–200 тыс. рублей |
500–800 тыс. рублей |
4–6 млн рублей |
5. Пятый антимонопольный пакет
После длительного согласования был принят пятый антимонопольный пакет, который вступил в силу 1 сентября 2023 года. В нем установлены правила, которые должны скорректировать деятельность цифровых платформ с позиции защиты конкуренции.
Запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке владельцами цифровых платформ
С 1 сентября 2023 года установлены правила, запрещающие владельцам цифровых платформ злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке.
По мнению ФАС России, пятый антимонопольный пакет окажет превентивное воздействие на агрегаторы и маркетплейсы, создав барьеры для злоупотреблений на цифровых рынках.
Требование о запрете на злоупотребление доминирующим положением распространяется на субъектов при наличии следующих условий в совокупности:
- Сетевой эффект позволяет владельцу цифровой платформы оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара посредством цифровой платформы на товарном рынке, устранять с товарного рынка других субъектов или затруднять им доступ.
- Доля сделок, осуществляемых продавцами и покупателями посредством данной платформы, превышает 35% от общего стоимостного объема на товарном рынке.
- Выручка владельца цифровой платформы превышает 2 млрд рублей за последний календарный год.
Несмотря на то, что влияние «сетевых эффектов» уже оценивалось на практике в рамках анализа конкуренции на рынках цифровых агрегаторов, законодатель ввёл дефинитивную норму, согласно которой под сетевым эффектом понимается «свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность программы изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей».
Само по себе доминирующее положение не образует нарушения. Но совершение действий (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, образует нарушение, например создание дискриминационных условий или препятствий для доступа на товарный рынок или выходу на него. При этом владелец цифровой платформы вправе представить доказательства, согласно которым указанные действия (бездействие) не наносят вреда конкуренции (ч. 2 ст. 10.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Специальной ответственности за нарушение указанных правил пока не предусмотрено, но для данной ситуации могут быть применены общие нормы, содержащиеся в ст. 14.31 КоАП РФ, что уже происходило на практике при установлении злоупотребления доминирующим положением на рынке ПО.
Усиление ответственности за использование цифровых алгоритмов в картелях
В пятом антимонопольном пакете использование программного обеспечения для целей картельного сговора определено в качестве отягчающего обстоятельства.
В частности, в нем установлено, что применение программного обеспечения, позволяющего приводить в исполнение ограничивающие конкуренцию соглашения в автоматическом режиме, является отягчающим обстоятельством при определении меры ответственности для картелей.
Теперь использование программ для ЭВМ, позволяющих наладить автоматизированное исполнение картельного сговора, будет считаться обстоятельством, отягчающим административную ответственность применительно к штрафам, размер которых может достигать 5 млн рублей или определенного процента от выручки (ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
(Окончание следует)
- Виктор Наумов, управляющий партнер санкт-петербургского офиса NEXTONS, руководитель практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций,
- Александр Котов, юрист,
- Георгий Пчелинцев, партнер,
- Рузанна Ахобекова, советник,
- Ксения Смирнова, руководитель санкт-петербургского направления по автоматизации прайвеси комплаенса,
- Глеб Станковский, юрист,
- Екатерина Тытюк, юрист,
- Александр Анощенко, юрист,
- Матвей Чернышов, юрист.
Опубликовано 14.02.2024