Ричард ван Вагенинген (Richard van Wageningen): British Telecom «слушает» нефть
BT постоянно инвестирует в новые технологии. Какие направления для вас актуальны в нынешнее время? Или эта деятельность заморожена в связи с кризисом?
С глобальной точки зрения, инвестиции идут всегда. И во времена кризиса инвестировать даже важнее, чем в спокойные времена. Когда ситуация на рынке ухудшается, надо попытаться найти новые продукты для заказчиков, новые технологии, способные повысить эффективность бизнеса. История подтверждает: развитие технологий наиболее интенсивно происходит именно в кризисные времена. Возьмем, например, войну. В экономической и политической сфере это тяжелейший кризис. Но в военное время очень бурно развиваются технологии. Для BT в плане инвестиций наиболее важными остаются технологии централизованного управления сетями. Они помогают повышать эффективность бизнеса. Это направление компания развивает постоянно. Если говорить о разработках, направленных на расширение линейки продуктов и услуг, то здесь в последнее время мы акцентируем внимание на технологии «оптика как микрофон». Это одна из последних разработок. Она уже вышла из лаборатории, но еще не дошла до коммерческой стадии, то есть мы еще не продаем ее как готовый продукт. Но технология оказалась настолько интересной для клиентов, что здесь, в России, мы уже приступили к ее совместному тестированию. Можно сказать, вместе с заказчиками инвестируем в новую разработку.
Пожалуйста, подробнее об этой технологии.
Используя оптический кабель в качестве микрофона, можно в течение одной секунды выявить утечку на том или ином участке нефтепровода. Вы представляете себе, как борьба с протечками происходит сегодня? Надо где-то в Сибири взять вертолет, он должен пролететь вдоль нефтепровода и обнаружить место утечки. Как быстро он это сделает? За полчаса? Час? А все это время нефть течет, страдает экология, несут убытки владельцы нефтяной компании. Установив современную систему «оптика как микрофон», можно избежать не только этих проблем, но и добиться значительного снижения страховых выплат.
Технологию тестируют только в России?
Нет. Мы протестировали ее с нашими клиентами в Англии, чтобы понять, что она действительно работает во внелабораторных условиях. В России идут переговоры с государственными структурами. Мы считаем, что эта технология имеет огромные перспективы именно здесь, и предполагаем через месяц начать тестирование в Москве.
Что представляет собой «оптический микрофон»?
Грубо говоря, это коробки. Они ставятся через каждые
Каково качество звука?
Ну, вы, наверное, знаете, что песок для нефтяного оборудования это катастрофа. Нужно все разбирать, чистить и так далее. Так вот во время тестов я сам слышал, как бьются песчинки о трубу.
Если качество так высоко, значит, можно «прослушивать» не только песчинки, но и офисы?
Военные и спецслужбы всегда используют технологические новинки первыми. Когда мы, простые люди, узнаем о какой-то из них, это означает, что технология получила гражданское назначение. Когда я работал в фирме Lucent в New Jersey, я видел, что существует специальная крупная лаборатория, которая занимается только военными заказами. Иногда, по решению руководства, ее сотрудники делились своими разработками с коммерческой частью компании. Такова жизнь. Кстати, оптический микрофон можно использовать не только в военных целях или для контроля нефтепровода, он подойдет для любой инженерной структуры — скажем, для контроля за состоянием железнодорожного полотна и движения по нему. Можно отслеживать, по какому участку едет поезд, насколько он загружен — технология и это позволяет: звук от нагруженного состава будет другой. На этом можно колоссально экономить.
А вложения в эту технологию тоже колоссальные?
Если, вкладывая 100 тыс. евро, вы можете сэкономить два миллиона, значит, вложения целесообразны. Нужно просчитать экономический эффект и правильно использовать технологию.
Открывая представительство, компания позиционировала его как «точку входа» в международную телеком-сеть. За два года точка вполне могла превратиться в локальную сеть?
Если смотреть на это как на расширение партнерской сети, то да. Мы недавно подписали соглашение с «Билайн». Но физические сети мы, как не планировали строить, так и не планируем. Нас устраивают сети, которые есть у наших партнеров, на базе их физической инфраструктуры мы продаем свои услуги. Торговые системы для банков, например. Торговая площадка банка включает в себя и передачу данных, и VoIP, и видео-конференц-связь. Мы стремимся концентрировать усилия на том, в чем мы сильны. А это как раз пакетное предоставление услуг, комплекс услуг с общей гарантией.
Какие комплексные услуги вы продаете успешно в последнее время?
С марта этого года мы предлагаем решение BT Radianz Service. С его помощью российский или зарубежный банк может выходить на любую мировую биржу. Ведь как это происходит сейчас? Допустим, банк решил выйти на Лондонскую биржу. Ему надо купить линию, затем договориться с биржей. Это отработанный процесс, но он занимает три-четыре месяца. А если через какое-то время банк решает добавить к своей торговой системе еще и Франкфуртскую биржу — процесс повторяется. Получается долго и дорого. А для того чтобы торговать на бирже, нужна еще и информация, а значит — дополнительные контракты с агентствами Reuters, Bloomberg и другими. Снова надо вести переговоры, заключать соглашения. И, конечно, платить деньги. Если банк все проблемы решает сам, то через какое-то время у него появляется множество линий и целая стопка контрактов с разными организациями. BT, по сути, предлагает заказчику вступить международное сообщество — BT Radianz Service, в котором на сегодняшний день насчитывается уже около 10 тысяч организаций, включая 50 самых крупных бирж в мире, банки, агентства и так далее. Если банк хочет торговать на какой-то бирже — стандартное подключение в течение недели. Срочное — за 24 часа. Кроме того, сама сеть BT Radianz Service играет роль площадки для продажи информации.
Российские биржи входят в систему BT Radianz Service?
Скажем так: мы говорим с ними на эту тему.
А какие-то из мировых бирж в нынешней ситуации ведут себя так же, как российские: открываются на несколько часов и закрываются?
Регуляция, конечно, присутствует, но не такая строгая, как здесь.
Сокращение IT-бюджетов сказывается на вашем бизнесе?
Нам в России кризис пока скорее помог. (Ричард стучит по деревянной крышке стола, чтобы не сглазить.) Вот, например, наши соседи по бизнес-центру уходят. А мы арендуем занимаемые ими ранее площади и расширим штат в два раза. Мой личный кризис связан с нехваткой персонала. Надо набрать штат как можно быстрее. Потому как бизнес растет. Конечно, у нас есть клиенты, готовые пока ждать. Но если взять «Лукойл-Информ», то бизнес с этой компанией растет. Почему? Потому что для увеличения оборота надо инвестировать в новые технологии, искать возможности для сокращения расходов, а за счет BT можно экономить. Я уже рассказал, как это могут делать банки. Тем же путем идут и другие заказчики: рассчитывают стоимость владения и заключают с нами контракты. Просто им это выгодно. Наши менеджеры берут на себя часть работы IT-персонала заказчика — значит, тот персонал можно сократить. Кроме того, наши корпоративные тарифы зачастую дешевле — мы «выбиваем» из сотовых операторов скидки, имея «козырь» — огромный пул клиентов.
Не станет ли «Билайн» после заключения недавнего соглашения вашим единственным сотовым оператором в России?
Нам не нужен эксклюзив. Мы работаем на рынке и должны искать то, что выгодно заказчику.
Рост российского бизнеса BT связан только с «Лукойл-Информ»?
Не только. Мы выросли и за счет банков. Так уж получилось, что некоторые финансовые организации из числа наших клиентов купили банки, которые с нами раньше не работали. А это означает рост оборота. К сожалению, я не могу назвать имя заказчика. Банки — это весьма консервативные структуры, особенно в тех случаях, когда речь идет о разглашении касающейся их конфиденциальной информации.
Зарубежное начальство не потребовало от вас сокращения издержек?
Мы всегда должны контролировать расходы, но я могу тратить столько, сколько необходимо для бизнеса. Единственное, что от меня требуется, — показать новый бизнес-кейс, объяснить, почему я хочу потратить ту или иную сумму. Так что в деньгах я, можно сказать, не стал более ограничен, но рутинной работы по отчетам прибавилось. И эта политика усиления контроля со стороны руководства касается всех стран — не только России.
За рубежом идет сокращение персонала?
Да, BT уже объявила, что за определенный период сократит общий штат на десять тысяч человек. Но это не связано с прямыми увольнениями. Дело в том, что в штате из 160 тысяч сотрудников всегда есть приток и есть отток кадров. Кто-то выходит на пенсию, кто-то переходит в другую фирму — в среднем отток составляет порядка семи тысяч человек в год. Так вот BT решила вопрос за счет временной приостановки приема новых сотрудников и частичного сокращения контрактников — а таковых около 50 тысяч. При этом руководство подтвердило, что на тех направлениях, где бизнес растет, штат будет увеличиваться. В частности, в России.
Кто ваши основные заказчики в России?
В первую очередь глобальные клиенты — Nestle, Unilever и так далее. К счастью, их бизнес в вашей стране растет, практически все уже обзавелись локальными офисами. Вторая группа заказчиков — финансовые учреждения, среди них есть и российские, и зарубежные. Третья важная группа — это 12 крупных российских компаний. Их список мы составили сами, исходя из возможностей персонала российского офиса. Мы поняли, что если пытаться работать со всеми — ничего не получится. Крупные структуры требуют персонального к себе отношения. И мы работаем с конкретной потенциально привлекательной небольшой группой очень крупных компаний. Пока что мы добились успеха на 25%. То есть, три компании уже стали нашими заказчиками. При этом мы обошлись без взяток и тому подобного.
А вам намекали?
Ну конечно. Есть компании, которые смотрят на нас как на глобальную структуру, они прямо заявляют: хотите контракт — готовьте чемодан с деньгами. Таким я отвечаю — до свидания. Это моя принципиальная позиция.
В Москве и Санкт-Петербурге строятся сети mobile WiMAX — вы планируете сотрудничать с операторами этих сетей?
Конечно. Но вопрос в том, что мы работаем только с теми компаниями, которые готовы отвечать за качество сервиса. Если провайдер или оператор не готов гарантировать время отклика на проблему и время ее решения — это неприемлемо для крупного корпоративного контракта. У нас был прецедент, когда один из заказчиков решил сэкономить и настоял на подключении региональных офисов по низкоскоростной технологии. Руководство компании подсчитало и решило, что сумеет сэкономить. Мы предупредили, что в этом случае не стоит ожидать должного уровня качества сервиса, но заказчик настоял. Скрепя сердце, мы пошли на этот эксперимент. Через два месяца заказчик сам отказался от своей идеи. Время простоя и невозможность спрогнозировать работу сети — это убытки. Они не компенсируются сокращением расходов на низкоскоростной канал.
Опубликовано 18.12.2008