Михаил КОСИЛОВ: «Дерзай ради мечты!»

Логотип компании
Михаил КОСИЛОВ: «Дерзай ради мечты!»
Если марафон индивидуальное занятие – хотя в какой-то момент мы бежали все вместе, поддерживая друг друга, тем не менее каждый бежал за себя, – то в горах это изначально коллективное мероприятие. Если ты идешь в связке, то у тебя с этой связкой есть только одна дорога – вперед.

Михаил, ровно год назад мы встречались по случаю вашего возвращения с Монблана. В этом году вы решили продолжить восхождения, но избрали другой регион, а именно – Эльбрус.

Прошлогоднее восхождение на Монблан мы совершили с партнерами, которые все так или иначе являлись представителями IT-индустрии. Можно сказать, наш поход вылился в то, что мы создали свой внутренний айтишный RUN-клуб. Поначалу с нами бегали всего три-четыре энтузиаста, особенно когда было холодно. Но постепенно к нам стали примыкать новые участники. Сейчас, наверное, каждый раз бегут от 30 до 40 человек.

Таким образом, покорение Монблана укрепило идею «бега ради здоровья»?

Оно и породило эту идею. А вся дальнейшая жизнь ее укрепила. Поэтому, пользуясь случаем, во-первых, рекламирую RUN-клуб. Милости просим всех участников IT-рынка: бегайте с нами.

И все-таки чем же обусловлен выбор Эльбруса?

Я как раз и начал с RUN-клуба, чтобы сказать, что, с одной стороны, традиции продолжаются, а с другой – в какой-то момент стало ясно: для того чтобы бегать, нужна цель. Одна из них – участие в Питерском марафоне «Белые ночи», который успешно пробежали большинство тех, кто ходит в наш RUN-клуб. В этом году для города это был юбилейный – 25-й забег, а для нас – первый.

И многие пробежали?

Из тех, кто ходит в клуб, – шестеро. Все, кто принял решение об участии в марафоне, добежали до конца, хватило сил и воли не сойти с дистанции.

В ваших словах сразу напрашивается аналогия с бизнесом. Чтобы не сойти с дистанции, нужно все время держать некий резерв?

Согласен, но только частично. Все-таки, если бы я проводил аналогии, я бы сказал, что нужно ставить амбициозные, но реалистичные цели. С одной стороны, цель должна тебя мотивировать и подталкивать к новым рубежам. С другой, если цель абсолютно недостижима, то она становится в какой-то момент бессмысленной обузой. И даже вредной.

И все же, почему Эльбрус?

Если марафон индивидуальное занятие – хотя в какой-то момент мы бежали все вместе, поддерживая друг друга, тем не менее каждый бежал за себя, – то в горах это изначально коллективное мероприятие. Если ты идешь в связке, то у тебя с этой связкой есть только одна дорога – вперед. Причин было несколько. Во-первых, Эльбрус – это одна из самых, а может, самая известная гора в России. Это высочайшая точка Европы. Нам было интересно, с одной стороны, посмотреть самим, а с другой – попытаться порекламировать. Отчасти это получилось среди наших иностранных партнеров.

Давайте остановимся на составе команды. Как он изменился с момента восхождения на Монблан?

Как и в прошлый раз, в команду отбирались как наши собственные сотрудники, так и партнеры. Кроме того, мы пригласили представителей вендоров, которые еще не являются нашими партнерами.

Михаил КОСИЛОВ: «Дерзай ради мечты!». Рис. 1

Если сравнить по уровню помощи в восхождении, сильно ли Эльбрус проигрывает Монблану?

Для меня ответ однозначен: Эльбрус сложнее. Лишняя тысяча метров вверх – это примерно 300 дополнительных этажей, три стоэтажных здания. При этом восхождение, естественно, происходит в разряженной атмосфере. Для меня восхождение на Эльбрус однозначно оказалось физически более тяжелым.

С какими вы столкнулись трудностями, характерными именно для Эльбруса? Были ли случаи схода участников восхождения с маршрута?

Мы были вынуждены снять с маршрута нескольких участников и отправить их вниз по состоянию здоровья. Дала себя знать так называемая горная болезнь, которая, в моем понимании, плохо поддается собственной воле или желанию человека. Организму просто не хватает кислорода, и он начинает сбоить. Если сравнивать инфраструктуру, я бы сказал так: Северный Кавказ – это край нереализованных возможностей. Надеюсь, что пока нереализованных.

В чем они не реализованы?

Массовость, которая сегодня имеет место на Эльбрусе, несравнима с массовостью, которую мы наблюдали в Альпах.

Может быть, дело в бренде?

Не могу сказать, что Эльбрус является малоизвестной вершиной. Что же касается бренда, то, если это понятие применимо к горным вершинам, самая «брендовая» из них – это, пожалуй, Эверест. Эту вершину, как и Монблан, знает весь мир, и в этом смысле эти две вершины наиболее раскручены с точки зрения маркетинга. Около половины туристов, которых мы видели на Эльбрусе, – иностранцы из дальнего зарубежья: англичане, американцы, корейцы, японцы. То есть Эльбрус как бренд также знаком людям из разных стран, и восхождение на него представляет большой интерес. Но, как часто у нас бывает, подводит инфраструктура: требуется современный аэропорт, комфортабельные гостиницы, высококлассное обслуживание... А ведь само название «Эльбрус» символично. Когда мы рассылали письма нашим иностранным партнерам, то латиницей написали маленькими буквами elb и вслед за ним большими буквами RUS. Таким образом стараясь подчеркнуть российское происхождение этого бренда.

Сколько было участников восхождения?

15 непосредственно участвовало в подъеме, еще 15 человек ребята взяли с собой. Кто-то супругу, кто-то ребенка, а кто-то и супругу и ребенка, но они не поднимались. Я, например, ездил с младшей дочерью и женой. Дочь осилила высоту 3100. Очень этим гордится и имеет полное право.

Читайте также
Как грамотно подойти к модели «нулевого доверия» (Zero Trust Network Access), как адаптироваться к ней, а также о многом другом IT-World рассказал Виталий Даровских, менеджер по продукту UserGate Client компании UserGate.

Эту вершину можно считать покоренной?

Да. Всем обеспечивал восхождение клуб «Семь вершин». Отдельно хочу сказать большое спасибо тем гидам, которые были с нами, которые нас вели, обучали, направляли, оберегали. И благодаря которым все состоялось.

Михаил, самые сильные впечатления от данного восхождения?

По-прежнему самое острое впечатление – сама вершина. Одно из больших, наверное, удивлений было – это высота 3900, где мы жили в приюте. Приют называется на сленге «итальянские бочки». Бочки – это крупные цистерны, которые приспособили для жилья. С точки зрения комфорта и удобства они были существенно выше, чем все, что мы видели на Монблане.

Михаил КОСИЛОВ: «Дерзай ради мечты!». Рис. 2

Вы интересно рассказали о восхождении. Давайте перейдем к бизнес-части. Думаю, ни для кого не секрет, что наш IT-бизнес, и не только он, в этом году проходит под знаком санкций. Как и каким образом они испортили жизнь вам, RRC и его партнерам?

Год начался под эгидой не очень хорошего состояния дел в экономике, а потом продолжился и продолжается под знаком нарастающего давления со стороны наших западных партнеров. Безусловно, не всё, но значимая часть IT-оборудования уже так или иначе попадает под категорию товаров двойного назначения. Соответственно, когда оно отгружается в Россию, ему уделяется гораздо большее внимание. И сроки доставки из-за этого удлиняются.

Сталкивались ли вы реально со срывом проекта либо с конкретными задержками и сложностями из-за того, что оборудование подпадало или якобы подпадало под санкции?

Да. Те юрлица, которые попали под санкции, теперь не могут покупать IT-оборудование. Соответственно, мы не можем им продавать.

То есть ваш бизнес пострадал?

Пострадал, я бы сказал, с двух сторон. Во-первых, мы или наши партнеры не можем компаниям, которые попали под санкции, что-либо продать. А во-вторых, все эти санкции приводят к тому, что люди задумываются о том, что американское и европейское IT-оборудование не нужно покупать, что эти поставщики – ненадежные партнеры. Возникает мысль о поиске вариантов в других странах. К сожалению, российская IT-промышленность не способна предложить замену всего оборудования. По большому счету, наверное, перспективными являются китайские производители, но и в их отношении тоже наблюдаются проблемы. В любом случае, все это приводит к тому, что проекты откладываются, люди покупают только самое необходимое.

А если говорить о цифрах, то насколько снизился ваш бизнес?

Пока не снизился. Мы традиционно играем на рынке скорее малого и среднего бизнеса, а его санкции впрямую не коснулись.

Если оборудование подпадает под категорию двойного назначения, его никому не продают?

Не совсем так. Фокус у нас направлен на малый и средний бизнес – он пока позволяет, по крайней мере за первое полугодие, расти.

Пока мы видим нарастание недовольства Запада и накопление взаимной неприязни. Недавно были объявлены ответные санкции. Ваш прогноз, пожалуйста.

В данном случае давать прогнозы – дело неблагодарное. Еще, наверное, месяц назад мы в страшном сне не могли себе представить ситуацию, в которой находимся сейчас. Причина всего происходящего, полагаю, в том, что мы культурологически несколько отличаемся друг от друга, и наши все проблемы идут в первую очередь от непонимания.

И где, по-вашему, находится тот волшебный ключик, который поможет?

Не знаю, существует ли он вообще. Но надеюсь, мы сможем запустить некую программу российских регионов, куда активно будем ездить сами и куда будем приглашать наших западных партнеров. Может быть, мы не станем друзьями. Но если хотя бы 100 человек из западного мира приедут и посмотрят на Казань, Кисловодск, Петрозаводск, на Павлов, Грозный или Уфу, возможно, они по-другому посмотрят на нас и будут понимать нас лучше, а мы будем понимать лучше их.

Сама жизнь определила для нас несколько отраслей, которые я бы определил как наиболее важные и наиболее активно развивающиеся. Это виртуализация, ЦОДостроительство, миграция в ЦОДы, облачные вычисления, мобилизация, возможно, что-то еще. Думаю, ваша компания от этого выиграла, поскольку появились возможности для сбыта и новые рынки. Допустим, миграция инфраструктуры в ЦОД гораздо сложнее и требует значительно более тонких инженерных решений. Какие направления продолжают развиваться сейчас?

Ничего революционного в этом плане не произошло. Я не могу сказать, что появились кардинально новые тренды. Не помню, звучало ли в прошлом году слово «Интернет». Наверное, начинала звучать. Сейчас оно звучит все громче и громче. Миграция в ЦОДы продолжается. Этот тренд все больше усиливается. Хотя это довольно сложный бизнес для владельцев. Развитие СХД идет такими темпами, что если я, например, строю свой ЦОД медленно и на момент сдачи не осилил все мощности полностью, то могу оказаться в ситуации, когда через полгода мой сосед построит ЦОД за те же деньги, но с мощностью в разы большей. Соответственно я с финансовой точки зрения окажусь вне рынка.

Насколько важно в этой ситуации выдерживать сроки строительства?

Чрезвычайно важно, потому что по существу ЦОД – это продажа сервиса. В частности, большой нишей может быть продажа «сториджей». Я имею в виду тренд: каждый гигабайт и терабайт стремительно дешевеют, а сроки могут съесть всю прибыль и загнать в убыток. Мы продолжаем развивать этот бизнес. Ожидали от него взрывных темпов роста. Они не случились.

Читайте также
IT-World разбирался, возможно ли создать фандом в специфичной и многим до сих пор непонятной ИТ-отрасли?

Почему?

Может быть, слишком рано. Но это то, во что мы по-прежнему верим, что продолжаем развивать, активно инвестировать и надеяться.

Рентабельность всего на свете, как известно, снижается. Считается, что в ИТ это происходит наиболее быстро. К примеру, три–пять лет назад появилось сразу несколько новых перспективных проектов – ЦОДы, виртуализация, мобилизация. Прошло несколько лет, и, как вы говорите, появилось плато, и теперь наметилось некоторое снижение.

IT-рынок взрослеет, и, естественно, рентабельность снижается. Время, когда он бурно рос, уже в прошлом. Появились новые проблемы, в том числе геополитические риски. В общем все как в одном из моих любимых студенческих анекдотов: «жизнь трудна, но, к счастью, коротка»…

Вы, как руководитель крупного бизнеса, чувствуете себя в плане персонала?

Пока, слава богу, мы не дошли до этапа сокращения.

Какие резервы роста вы видите?

С одной стороны, это интенсификация всего, что есть. Я в прошлый раз рассказывал, что мы запустили Интернет-торговлю, она продолжает развиваться. Сейчас работаем над очередным проектом.

Все это работает?

В прошлом году мы продали в денежном выражении порядка 10%, с точки зрения отгруженных инвойсов – порядка половины. Это позволило нам не нанимать сотрудников и быть более рентабельными. Мы, слава богу, справляемся.

Что день грядущий нам готовит? Ваш прогноз?

Всё будет хорошо.

Однако нынешняя ситуация вызывает воспоминания о временах холодной войны, что напрягает и пугает. Меня лично и наших читателей. Давайте их успокоим. Есть ли позитивные моменты или кризис все-таки имеет место?

Знаете, если посмотреть на любой кризис, мне кажется, в нем самом заложены некие механизмы регуляции. Я надеюсь, что вот эти все яблочно-сырные и прочие войны все-таки заставят стороны задуматься. К сожалению, скажу, что до последнего момента задумывались только мы.

Вы, как опытный человек и сложившийся бизнесмен, что пожелаете молодым коллегам, которые только начинают работу в области ИТ в это непростое время?

Я бы, пожалуй, отошел от термина «информационные технологии». Наверное, неважно, какой бизнес и какой сезон на дворе. В любых ситуациях есть спрос на услуги и товары. До тех пор пока кому-то что-то необходимо, всегда найдется ниша, где бизнесу можно и нужно приложить свои усилия. 

Опубликовано 30.09.2014