39% игроков рынка Mobile app пользуются QA-аутсорсинг услугами

Логотип компании
39% игроков рынка Mobile app пользуются QA-аутсорсинг услугами
Сокращение времени вывода продуктов на рынок, повсеместное применение Agile-методик - тренды 2020 г. по данным ежегодного очтета «Перфоманс Лаб».

Компания «Перфоманс Лаб» представила третий выпуск Russia Quality Report (RQR) - аналитическое исследование индустрии тестирования программного обеспечения в различных сегментах рынка РФ.

В RQR 2020 описаны тренды и изменения в области тестирования и обеспечения качества ИТ-продуктов в России в 2020 г. по сравнению с предыдущими годами. В ходе исследования опрошено 360 респондентов уровня ИТ-директоров и руководителей отделов тестирования.

Опросы респондентов показали, что запросы на тестирование ИТ-продуктов растут с каждым годом на отечественном рынке. Бизнес понимает насколько важно для выпуска качественного продукта применять методы тестирования, но широкое распространение, в общем, тестирование ИТ-продуктов пока наблюдается не во всех областях, ввиду незнания процессов, дороговизны использования инструментов тестирования и других причин. Хотя есть много отраслей, где тестирование востребовано сегодня и имеет достаточно высокий спрос. 

На момент опроса только 13% российских организаций и компаний привлекают к работе специалистов по тестированию на всех этапах жизненного цикла программного обеспечения. К сожалению, отечественный рынок пока не достиг зрелости в этом отношении. Однако показатель хоть и медленно, но увеличивается: по сравнению с результатами предыдущего опроса его рост составил 5%.

В сравнении с опросом 2017-2018 гг., организации стали чаще привлекать отдел тестирования на ранних этапах жизненного цикла ПО. Специалисты по QA (Quality Assurance) подключаются к работе на стадиях эксплуатации и поддержки (в 50% случаев), описания требований (50%), проектирования (46%).

Помимо этапа тестирования, в котором QA-специалисты принимают участие в 91% случаев, этих сотрудников также часто привлекают во время внедрения (61%) и  разработки (57%) продукта.

Тренды 2020

Главной целью бизнеса в 2020 г., прошедшей красной нитью в области  применения тестирования, стало сокращение времени вывода продуктов на рынок - эта тенденция наблюдается во всех отраслях, кроме сферы системной интеграции. В предыдущих годах сокращение времени вывода продуктов на рынок было ниже, чем показатель качества ИТ-продуктов. Специалисты «Перфоманс Лаб» полагают, что быстрота выпуска продукта на рынок останется приоритетным критерием для оценки тестирования и одной из главных целей QA на протяжении 2020 и 2021 гг.

В сравнении с 2019 г., учитывая ситуацию кризиса во многих отраслях, бизнес остро осознал и решительно действует в направлении лидерства выхода на рынок: кто вышел на рынок первым с качественным продуктом, тот и получает больший спрос на рынке. 

Роль QA

Постоянным показателем остается большое количество опрошенных компаний, которые в первую очередь привлекают свой отдел QA к задаче повышения качества ИТ-продуктов. Об этом заявило 80% участников исследования. 69% респондентов в качестве цели работы специалистов QA выбирают повышение удовлетворенности пользователей.

Роль автоматизированного тестирования в ИТ-процессах за последние годы стала многогранной. Заказчики услуги стремятся с ее помощью получить полный контроль над качеством разрабатываемого продукта и сократить время тестирования за счет исключения человеческого фактора.

Автоматизация позволяет обеспечить максимальное тестовое покрытие и эффективность применения тест-кейсов, приводит к оптимизации затрат, росту производительности труда и уменьшению сроков вывода продукта на рынок. Таким образом, автоматизированное тестирование становится оптимальным способом достижения целого ряда QA-целей. Большинство участников опроса (82%) используют для проверки качества разрабатываемых продуктов автотесты. Столько же респондентов занимаются развитием компетенций по автоматизированному тестированию у своих специалистов в области функционального тестирования.

Большинство респондентов (71%) понимают важность процедуры тестирования мобильных приложений и проводят ее.

Гибкие методологии Agile - топовый  тренд в тестировании

Респонденты стали больше использовать Agile: число участников исследования, которые жалуются на отсутствие опыта применения гибких методологий, за последние два года сократилось. Гибкие методологии продолжают завоевывать симпатии российских компаний и организаций. По данным прошлых отчетов, еще четыре года назад такой подход применяли всего 43% опрошенных игроков рынка. В 2020 г. их количество увеличилось до 80%. Еще 17% респондентов указали на недостаточное понимание подходов Agile к тестированию.

Agile использует большинство (91%) опрошенных из банковских организаций, в телекоме такие методологии применяет 80% респондентов. Как показал опрос торговых компаний, Agile в ретейле год от года набирает обороты -  60% организаций использует этот подход. Здесь за последние два года данный показатель вырос на 7%.

Российские компании не стремятся к импортозамещению

В российских компаниях есть некоторая инерция в вопросе смены инструментов для тестирования, скорее, это постепенный процесс. Респонденты отметили, что большинство из них используют одновременно не менее трех различных инструментов. Эксперты предполагают, что сейчас может усилиться тенденция к уходу от более дорогих инструментов в пользу более эффективных и новых. Примером такого нового инструмента является Boomq Enterprise - первая отечественная и пока единственная на российском рынке платформа для нагрузочного тестирования ИТ-продуктов от «Перфоманс Лаб», не уступающая зарубежным аналогам.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

По результатам отчета, телеком и e-сommerсe индустрии выглядят наиболее гибкими и готовы рассматривать отечественные продукты по сравнению, например, с банковским сектором. В настоящий момент только 14% респондентов ограничивают использование зарубежных инструментов для организации тестирования в рамках программы импортозамещения. Несмотря на то, что большая часть игроков российского рынка все еще отдает предпочтение иностранным инструментам тестирования, число компаний и организаций, которые ограничивают их использование, по сравнению с предыдущим отчетом увеличилось на 8%.

Влияние Covid- 19

Бюджеты, выделенные на сферу ИТ в общем и на тестирование в частности, сокращаются. Одновременно поставщики услуг и специалистов в сфере QA будут переходить на удаленный формат работы. Текущий кризис не нанесет серьезного урона отраслям, связанным в первую очередь с цифровым контентом.

Воспользоваться  неожиданно возникшими преимуществами пандемии смогла телекоммуникационная отрасль. Бизнес частично ушел из офисов, и пользователи стали намного чаще пользоваться Интернетом и связываться через мобильные и другие онлайн-инструменты. Инновационные технологические решения в телекоммуникационной среде приживаются легче по сравнению с другими областями. Так, например, продукты Big Data сегодня тестирует большинство опрошенных представителей этой отрасли. Телекоммуникационные компании чаще используют QA-сервисы - в периоды проектирования, разработки и тестирования, системные интеграторы - на стадиях тестирования и эксплуатации. 

Ретейл в большей части  удержал свои позиции, проще оказалось тем, кто работает через онлайновые каналы продаж. По e-commerce также волна кризиса прошлась, но не так сильно, как по другим областям. 

Все опрошенные экспертами банковские организации используют тестирование своих ИТ-продуктов: 81% имеют в штате соответствующих специалистов, 63% содержат профильный отдел и 63% пользуются аутсорсинг-услугами в этой сфере.

Тестирование на аутсорсе или штатные специалисты

Собственный отдел по тестированию ПО имеют 67% респондентов. В штате 65% опрошенных компаний и организаций есть соответствующие специалисты. Наконец, 39% игроков рынка, принявших участие в исследовании, пользуются аутсорсинг-услугами для тестирования на регулярной основе.

Представители государственного сектора чаще отмечали, что имеют собственный отдел по тестированию или в крайнем случае используют аутсорсинг-услуги. Системные интеграторы предпочитают держать на проектах необходимых сотрудников. К аутсорсинг-услугам чаще прибегают в финансовом и государственном секторах. Популярность аутсорсинга в сферах телекоммуникации, электронной коммерции и системной интеграции ниже: только четверть опрошенных игроков этих рынков используют такой формат работы для тестирования ПО.

За последние годы краудсорсинг стал более востребованным на рынках ретейла и электронной коммерции: сегодня его используют более 20% опрошенных организаций.

Цифровая трансформация в тестировании

Под цифровой трансформацией (Digital transformation) понимается модернизация различных бизнес-процессов под влиянием новых технологий.

Более трети организаций, принявших участие в опросе (38%), имеют в своем штате  специалиста, ответственного за цифровую трансформацию. Например, такие  сотрудники помогают развивать бизнес 58% респондентам, работающим в банковской сфере. Аналогичный подход исповедуют 50% наших собеседников из государственного и телекоммуникационного секторов. В то же время ни один из опрошенных системных интеграторов к этой практике не прибегает.

Искусственный интеллект

Число российских компаний и организаций, использующих возможности искусственного интеллекта, растет. Так, в отчете за 2017-2018 г. констатировали, что эти технологии не применяют 77% респондентов. К нынешнему моменту их доля сократилась до 68%. Работает с ИИ 32% участников опроса.

Технологии искусственного интеллекта входят и в область обеспечения качества: чуть менее половины (44%) опрошенных игроков рынка заявили, что уже используют ИИ и аналитику для оптимизации QA.

Самой популярной причиной использования искусственного интеллекта является автоматизация: так ответили 62% респондентов. Эти технологии также активно применяются в целях предсказательной аналитики (в практике 31% респондента).

В банках 60% случаев искусственный интеллект используется для автоматизации, в 40% - для предсказательной аналитики.

Только 19% участников опроса заявили о наличии опыта тестирования продуктов машинного обучения. Быстрее всего эту технологию взяли на вооружение в банковской сфере: о ее применении заявили 33% опрошенных представителей отрасли.

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

Возможностями технологии блокчейн пользуются только 3% участников опроса. 

Читайте также
В современном мире, где данные становятся основным ресурсом для принятия бизнес-решений, облачные системы бизнес-анализа играют ключевую роль в выявлении системных проблем, тенденций и точек роста. Одним из наиболее заметных решений на российском рынке является Visary BI — облачная система аналитики, разработанная НПЦ «БизнесАвтоматика».