Теряя $6,5 тыс. в минуту, Tesla летит к банкротству
Компания Tesla, по мнению ряда аналитиков, движется к банкротству, однако не теряет оптимизма, и надеется на улучшение ситуации. Так, возможность решить проблемы связана с производством автомобиля Tesla Model 3, бюджетного транспортного средства, ориентированного на массовый рынок.
Аналитики-пессимисты уже успели подсчитать, что компания Tesla полностью обанкротится в 2 часа ночи 6 августа 2018 года, поскольку деньги на ее счету закончатся. Всему причиной – проблемы с Tesla Model 3, электромобилем, которые компания Tesla никак не может решить, наладив выпуск этой модели в нужном количестве (и в нужные сроки, разумеется, тоже).
Tesla Model 3 был презентован еще 31 марта 2016 года, и получил огромное количество предзаказов (вскоре после релиза их количество достигло полумиллиона). Это не взирая на то, что серийное производство этого автомобиля Tesla еще тогда обещала начать только примерно через полтора года – ближе к последнему кварталу 2017-го. В 2018 году планировалось выпустить уже полмиллиона автомобилей, который, по задумке основателя и гендиректора компании Илона Маска (Elon Musk), должны был сделать «революцию», потеснив традиционных автопроизводителей с рынка.
Но проект потерпел крах, хотя формально его нельзя назвать неудачным. Серийное производство Tesla Model 3 в 2017 году так и не началось. Экономисты подсчитали, что за весь 2017 год Tesla ежеминутно теряла $8000.
Но и в наступившем 2018 году Tesla не сумела на должном уровне разрешить проблемы, возникшие на пути производства нужного количества автомобилей Model 3. По данным на 30 апреля 2018 года, как подсчитали специалисты агентства Bloomberg, убытки Tesla практически не уменьшились. Ежеминутно Tesla становится беднее на $6500, и это без учета долговых обязательств.
Оптимизма не прибавляет даже то, что подавляющее большинство покупателей смирилось с задержками поставок автомобилей на срок от шести до девяти месяцев.
Одна из причин — низкая заявленная цена Tesla Model 3. Этот автомобиль позиционировался как переворот на автомобильном рынке, его стоимость в минимальной комплектации не должна была превышать $35 тыс, что позволяло позиционировать его как «массовый». Ожидалось, что этот продукт увеличит объемы продаж, и как следствие – доходы компании.
Но сейчас большинство экспертов потеряли надежду. Эксперты и аналитики почти единодушно считают, что к концу 2018 года компания будет банкротом, поскольку убытки компании по итогам I квартала составили $ 710 млн, а оптимистичным заявлениям г-на Маска о достижении прибыли в третьем квартале 2018 года уже мало кто верит.
В целом плохо не то, что компания терпит убытки, а то, что проект Tesla Model 3 столкнулся со столь серьезными проблемами, что оказался по сути «надутым пузырем». Основной причиной провала стала переоценка возможностей автоматизации, которая не может полностью всегда и везде заменить ручной труд. Руководство Tesla уперлось в нерешаемую задачу снижения за счет автоматизации стоимости электромобиля, прототипами которого являются гораздо более дорогостоящие модели — Tesla Model S и Tesla Model X (цена первой модели составляет $70 000 – 140000 в зависимости от модификации, второй модели – в среднем $135000). Что касается первых двух моделей, то по причине их высокой стоимости они не были ориентированы на массовый рынок, что, разумеется, являлось препятствием к росту объема их продаж.
Уменьшить стоимость Tesla Model 3 планировалось, прежде всего, автоматизацией производства – первые две модели изготавливались «ручной» сборкой, что делало их дорогими.
Что же помешало революции? Tesla очень торопилась запустить массовое производство Tesla Model 3, и для этого стремилась максимально автоматизировать производство. Но вместо того, чтобы ускориться, оно попросту остановилось. Сборка модулей батарей в автоматическом режиме не получалась, а в ручном режиме эта задача решалась крайне медленно. И это несмотря на то, что Tesla даже обратилась к партнеру, японской компании Panasonic, с просьбой выделить сотрудников для более быстрого сбора аккумуляторных батарей в ручном режиме.
Как итог, за 2017 год вместо изначально запланированных 100 тыс электромобилей было выпущено всего 2 тыс экземпляров (и при этом все они были из наиболее «дорогостоящих» модификаций Tesla Model 3).
Справится ли Tesla с проблемами с Model 3? По итогам 1 квартала 2018 года компания выпустила 35 тыс автомобилей, но на долю Model 3 приходилось всего около 9 тыс автомобилей. В апреле Tesla сообщила о том, что удалось повысить скорость до 2 тыс автомобилей в неделю, а летом Илон Маск оптимистично надеется повысить это значение до 5 тыс.
Однако даже этой цифры недостаточно, чтобы выполнить даже с отсрочкой все заказы, для этого Tesla нужно выпускать не менее 10 тыс автомобилей в неделю. Кроме того, на обслуживание долговых обязательств, капитальных затрат и продолжение деятельности до конца года Tesla нужно более $4 млрд.
В этой связи банкротство Tesla более чем вероятно. При этом компанию не выручит даже факт, что на другом своем направлении — в отрасли солнечных панелей и аккумуляторов, компания является более чем успешной, только к сожалению, успех этой отрасли не может перекрыть убытки, связанные с проблемой выпуска нужного количества Tesla Model 3, по причине неравнозначности сумм.
Так, прибыль по другому направлению Tesla – солнечным панелям и аккумуляторам, получило рост прибыли по сравнению с предыдущим кварталом в 38% (а по сравнению с I кварталом 2017 года – 100%), а сама выручка составила $410 млн. Кроме того, эта цифра еще может вырасти, поскольку Tesla также испытывала некоторые задержки с началом поставки «солнечных крыш» Solar Roof покупателям, однако в отличие от Tesla Model 3, эти проблемы удалось оперативно решить.
Компании Tesla и Илону Маску можно только посочувствовать – амбициозный проект фактически потерпел крах только по причине недооценки сложностей с автоматизацией, и излишними первоначальными обещаниями.
Опубликовано 08.05.2018