К вопросу рентабельности майнинга криптовалют
Майнинг криптовалют на домашнем ноутбуке, вопреки распространенному среди майнеров мнению, вполне возможен. Однако для существенных прибылей стоит инвестировать в криптоферму на основе видеокарт или в ASIC-устройство. Впрочем, все это имеет смысл только в том случае, если пользователю повезло оказаться в стране с достаточно недорогой для майнинга электроэнергией.
Криптовалюты могут создаваться всеми желающими. По сути, криптовалюты, в том числе и наиболее популярная из них — биткоин — представляют собой не столько деньги, сколько единицы измерения некой информации, предоставляемой за выполнение определенной вычислительной работы. Эта работа представляет собой блокчейн, который имеет связь с предыдущим и последующим блоком. Криптовалюты, как известно, полностью децентрализованы.
Процесс же эмиссии новых блоков в блокчейне именуется майнингом (от англ. mining – добыча полезных ископаемых). Осуществляться майнинг может за счет вычислительной мощности центрального процессора (CPU), или же за счет мощности графического процессора (GPU) устройства (как правило, прибыль ощутимо выше именно при майнинге с графического процессора). Кроме того, возможен и майнинг не дистанционно, а непосредственно на жестком диске компьютера (правда, доход будет ощутим только при наличии HDD емкостью порядка нескольких терабайт).
Доход от майнинга осуществляется благодаря нахождению блоков и получению за это криптовалюты в виде награды. Блоки отыскиваются самостоятельно или путем объединения определенного количества майнеров в команду – пул посредством Интернета. В этом случае награда распределяется пропорционально вкладу каждого участника после нахождения того или иного блока. Самостоятельный поиск блоков на маломощном устройстве больше напоминает шанс выигрыша в лотерею. По этой причине в настоящее время применяется преимущественно майнинг через пулы.
Однако на каком бы устройстве майнинг не осуществлялся, главной проблемой рентабельности майнинга являются расходы на электроэнергию.
В настоящее время 0,5% мирового потребления электроэнергии приходится на все устройства, занимающиеся добычей криптовалют. К ним относятся как домашние ПК, так и специальные криптофермы всех видов.
Несмотря на то, что производительность домашних компьютеров во много раз меньше, чем профессиональных криптоферм, зарабатывать на отдельных криптовалютах с их помощью можно и в настоящее время (например, на криптовалюте Monero, где разработчики не пускают в майнинг высокопроизводительные ASIC-устройства, что сдерживает рост сложности добычи). Преимуществом ПК является небольшое потребление электроэнергии, однако в настоящее время они уступили пальму первенства специализированным устройствам: сейчас для майнинга криптовалют, в том числе и для биткоина – применяются уже не комплексы видеокарт, а профессиональные устройства на специальном блоке ASIC (Application Specific Integrated Circuit, интегральных схемах специального назначения).
По сути, ASIC – это специализированный компьютер, созданный именно для майнинга, благодаря ориентированности на эту задачу производительность значительно повышается, в результате повышается и шанс на последующую прибыль. Однако ASIC-устройства были довольно дефицитны, особенно в самом начале их появления. Кроме того, их стоимость довольно высока.
Поэтому до недавнего времени многие майнеры собирали в одно устройство большое количество видеокарт, в основном предназначенных для компьютерных игр. По этой причине стоимость геймерских ПК резко возросла, что даже привело к тому, что два основных производителя графических чипов – AMD и Nvidia Corporation даже вводили на определенное время ограничения на количество продаваемых видеокарт в одни руки. Однако в настоящее время добыча криптовалют вытеснила и самодельные криптофермы, поскольку сейчас главная проблема любого майнера – именно рентабельная добычи криптовалюты при ее возрастающей сложности.
В настоящее время майнинг прибылен только в небольшом количестве государств с невысокой стоимостью электричества. Причем по мере роста вычислительной мощности рентабельность медленно понижается.
Например, в значительном количестве европейских стран электроэнергия слишком дорога. Исключительно же благоприятной страной стала Исландия, где имеются геотермальные источники электроэнергии – в стране майнится почти столько криптовалюты, сколько во всем остальном Евросоюзе, вместе взятом, а потребление электроэнергии на это уже выше потребления всего населения.
Порог рентабельности для электроэнергии для современных ASIC – майнерских устройств не превышает 15 американских центов за кВт/ч (около 10 рублей), однако чаще всего он ниже. Для сравнения: стоимость электроэнергии в России в среднем составляет 8 американских центов за кВт/ч. Поэтому проблема рентабельности имеет место даже при размещении криптоферм в России.
Причина высокого энергопотребления кроется в мощных системах охлаждения, поэтому майнинг будет вынужденно ограничен. В условиях электроэнергии выше, чем 15 центов за кВт/ч лишь крайне небольшое количество устройств с очень малой мощностью и доходностью могут сохранить рентабельность, которые могут обходиться без энергоемкой системы охлаждения.
Мощность же добычи криптовалют (с точки зрения ее производства) – это некоторое количество необходимой для ее добычи вычислительной совокупной мощности. Эта величина непостоянна, и возрастает при увеличении количества «добытчиков» этой криптовалюты или по мере ее добычи. Это понятие именуется сложностью добычи.
Емкость практически всех текущих существующих криптовалют измеряется в хэшах, а производительность майнингового оборудования – в хэшах в секунду (или кратных единицах).
Хэш-функция представляет собой произвольные данные, которые нужно преобразовать в шестнадцатеричную систему счисления. Одно преобразование и есть один хэш. При этом, однако, при майнинге разных валют одно и то же оборудование не будет выдавать одно количество хэшей, однако одно количество в рамках вычисления одного алгоритма.
Значительная часть криптовалют являются форками биткоина, то есть полностью дублируют его алгоритм (напомним, «форк» — это использование кодовой базы программного проекта в качестве старта для другого). Из наиболее распространенных криптовалют исключение в единицах измерений добычи представляет только криптовалюта ZCash, у которой другая единица измерения емкости и добычи – Sol/s (решений в секунду, от английского Solution). Всего же в настоящее время существует около 2 тысяч криптовалют, и новые появляются практически ежедневно. Однако самостоятельных криптовалют по собственному алгоритму крайне немного.
В настоящее время прибыльная добыча криптовалют (причем почти вне зависимости от конкретной добываемой криптовалюты) возможна, но это далеко не так просто, как было ранее. Проблемы с ее рентабельностью значительно ограничивают рост мощностей, вовлеченных в ее добычу, поскольку это эффективно лишь в топ-десятке стран мира с самой дешевой электроэнергией – Россия занимает в ней восьмое место.
Опубликовано 01.11.2018